Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 21. Цивилизация и культура. Философия образования




 

573. Культура с точки зрения антропологического подхода:

1. Природа, естественный мир.

2. Принятый способ мышления.

3. Путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству.

4. Всё созданное человеком - материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение, социальная организация.

5. Очеловеченный мир.

574. Культура с точки зрения философского подхода:

1. Природа, естественный мир.

2. Способ мышления.

3. Всё созданное человеком - материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение, социальная организация.

4. Путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству.

5. Способ жизни общности или племени.

575. «Цивилизация как старость культуры» понималась:

1. Шопенгауэром.

2. Тойнби.

3. Гегелем.

4. Ницше.

5. Шпенглером.

576. Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества:

1. Конта.

2. Ламерти.

3. Фихте.

4. Руссо.

5. Гегеля.

577. Шпенглер пришел к выводу, что цивилизация это:

1. Синоним культуры.

2. Деградация, упадок культуры.

3. Становление новых элементов культуры.

4. Высший уровень культуры.

5. Вообще не сравнивал ее с культурой.

578. Движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса изучает:

1. Гносеология.

2. Социальная философия и философия истории.

3. Методология и философия науки.

4. Философская антропология.

5. Онтология.

579. Стадии интеллектуальной эволюции по О.Конту:

1. Религиозная, эстетическая, метафизическая.

2. Эстетическая, этическая, метафизическая.

3. Религиозная, научная, позитивная.

4. Теологическая, метафизическая, позитивная.

5. Мифологическая, философская, религиозная.

580. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса состоит:

1. Из жестокого ядра и негативной эвристики.

2. Из жестокого ядра и гипотез.

3. Теории и практики.

4. Из жестокого ядра и защитного пояса.

5. Практики и гипотез.

581. Концепция Тойнби:

1. «Осевого времени».

2. «Пассионарного толчка».

3. Развития цивилизации через «Вызовы и ответы».

4. Всемирной истории как единого духовного процесса.

5. Истории как практической деятельности человека.

.582 Дилемма «Наука о природе» и «Наука о духе»:

1. Неоплатонизма.

2. Неопозитивизма.

3. Неотомизма.

4. Неокантианства.

5. Неогегельянства.

583. Официальная доктрина католической церкви, опирающаяся на учение Ф.Аквинского:

1. Пантеизм.

2. Материализм.

3. Реализм.

4. Неотомизм.

5. Позитивизм.

584. Культура в концепции З.Фрейда:

1. Психологическое состояние общества.

2. Материальные и духовные ценности.

3. Механизм подавления бессознательных влечений.

4. Уровень исторического развития.

5. Духовный мир личности.

585. Концепции современных исторических реалий:

1. Креационизма.

2. Общественно-экономических формаций.

3. Информационного общества.

4. Локальных цивилизаций.

5. Всемирной истории.

586. Стадии человеческого существования по С.Кьеркегору:

1. Естественная, общественная, духовная.

2. Естественная, эстетическая, этическая.

3. Молодость, юность, старость.

4. Молодость, зрелость, старость.

5. Эстетическая, этическая, религиозная.

587. Теория о врожденности религиозного сознания:

1. Супернатурализм.

2. Кришнаизм.

3. Дзен-буддизм.

4. Синтоизм.

5. Ламаизм.

588. «Чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего, согласно Хайдеггеру»:

1. Экзистенциализм.

2. Неотомизм.

3. Прагматизм

4. Саентизм.

5. Технологический детерминизм.

589. Философское определение понятия «цивилизация»:

1. Материальная культура общества.

2. Совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.

3. Синоним культуры общества.

4. Смерть культуры.

5. Ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

590. Философия, мораль, религия относятся к форме бытия:

1. Природы в целом.

2. Объективированного духовного.

3. Социального.

4. Вещей, состояний, процессов

5. Субъективированного духовного.

591. Радиальная составляющая мира по Теяр де Шардену:

1. Психическая энергия.

2. Физическая энергия.

3. Энергия ядра атома

4. Гравитация.

5. Магнетизм.

592. Понимание культуры как системы символов, знаков характерно для подходов:

1. Социологического.

2. Гуманистического.

3. Семиотического.

4. Структуралистского.

5. Функционального.

593. Идею кумулятивного, поступательного развития науки сформулировали:

1. Конт и Спенсер.

2. Маркс и Энгельс.

3. Мах и Дюгем.

4. Кун и Лакатос.

5. Виндельбанд и Риккерт.

594. Автор универсальной концепции развития науки, основанной на идее конкурирующих научно-исследовательских программ:

1. Кун.

2. Фейерабенд.

3. Тофлер.

4. Поппер.

5. Лакатос.

595. В.Виндельбанд, Г.Риккерт, считавшие ценность формой трансцендентальной нормы, являются представителями аксиологической концепции:

1. Персоналистского онтологизма.

2. Социологизма.

3. Трансцендентализма.

4. Натуралистического психологизма.

5. Культурно-исторического релятивизма.

596. Наука, предлагаемая Кудайбердиевым, для введения в систему образования о:

1. Жизни.

2. Человеке.

3. Добре.

4. Справедливости.

5. Совести.

597. Непрерывное образование:

1. Постоянное обучение, начиная со школы до пенсионного возраста.

2. Периодическое участие в мероприятиях по повышению квалификации.

3. Обновление устаревших знаний.

4. Совершенствование профессиональной деятельности.

5. Послевузовское обучение.

598. Престиж образования определяет:

1. Уровень материального вознаграждения.

2. Признание значимости знаний обществом.

3. Уровень морального удовлетворения.

4. Материальное обеспечение образования.

5. Бесплатность, всеобщность образования.

599. Гуманитаризация образования:

1. Усиление внимания к изучению гуманитарных дисциплин.

2. Гуманное отношения учителя к учащимся.

3. Оказание помощи школам, институтам со стороны гуманитарных фондов.

4. Создания условий для полноценного обучения.

5. Компьютеризация обучения.

600. Образование осуществляет функцию:

1. Социальной защищенности.

2. Генератора культурного достояния общества.

3. Социальной мобильности.

4. Хранителя культурного достояния общества.

5. Производства блага.

 

Глоссарий

 

Методические рекомендации

Настоящий глоссарий является органичной частью учебного комплекса. Его цель – в предельно сжатой форме дать возможно полное первое представление о философии.

В словаре помещается справочный материал нескольких типов: проблемный, терминологический, о философских школах и направлениях, о философах. Информация располагается в алфавитном порядке. Философские понятия, обозначаемые двумя и более словами, помещаются в распространенном варианте применения. Менее известный вариант помещается в качестве ссылки к распространенному (см: - указание термина).

Философия существует как постоянно изменяющийся феномен, поэтому в справочной и учебной литературе можно встретить разные определения одного понятия, иные формулировки определений и различные перечни понятий.

Словарь является кратким и потому не может заменить систематические, энциклопедические издания справочного характера. Для более глубокого изучения философии предлагается библиография основныхсправочных изданий.

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд. – М., 1998.

Краткий философский словарь. –М., 1999.

Современная западная философия. Словарь.- М., 1991.

Современная философия. Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1997.

Таранов П.С. Антология мудрости: 120 философов. В 2-х томах. – Симферополь, 1997. (и другие издания Таранова П.С.)

Тормасов Б.А. Философы и философия: Жизнь, судьба, учение. – М., 1998.

Философская энциклопедия. Т.1-5. – М., 1960-1970.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983 (и последующие издания).

Философский энциклопедический словарь. – М., 1998.

Философский словарь. – М., 1980 (и другие издания).

 

АБАЙ (1845-1904) – выдающийся казахский поэт и мыслитель. Гуманист и просветитель.

 

АБСОЛЮТ – понятие полного и завершенного совершенства. (Бог, дух, идея, воля и т.д.). Противопоставляется относительному и обусловленному бытию.

 

АБСТРАКЦИЯ – результат абстрагирования, то есть мысленного выделения какой-либо стороны исследуемого объекта. В науке абстракции оформляются в понятия.

 

АВЕРРОЭС (Ибн Рушд) (1126-1198) – арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма.

 

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный) (354-430) – христианский богослов, крупнейший представитель патристики. Один из основоположников христианской философии.

 

АГНОСТИЦИЗМ – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Представители агностицизма, как правило, считают непознаваемой сущность вещей, но признают возможность познания явлений.

 

АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления к условиям среды.

 

АДЕКВАТНЫЙ – соответствующий, равный.

 

АДОРНО ТЕОДОР (1903-1969) – немецкий философ, представитель франкфуртской школы. Предложил новый тип философствования – “негативную диалектику”.

 

АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях, об их происхождении, сущности и месте в реальности.

 

АКСИОМА – исходное утверждение без доказательства какой-либо теории, из которого выводятся все остальные положения данной теории.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ – понятие, обозначающее переход бытия из состояния возможности в состояние действительности.

 

АКЦИДЕНЦИЯ – несущественное, преходящее свойство вещи в отличие от существенного (субстанции). Впервые встречается у Аристотеля.

 

АЛЬ-КИНДИ – (около 800-870) – арабский философ, получил почетное прозвище “философа арабов”. В основе философского мировоззрения Аль-Кинди идея всеобщей причинной связи.

 

АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

 

АЛЬТРУИЗМ – принцип поведения и этическое учение, основанные на ценности бескорыстного служения другим людям, готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположность эгоизму.

 

АЛЬ-ФАРАБИ (870-950) – крупнейший представитель восточногоаристотелизма, заслуживший титул “Второй Учитель”. Оказал большое влияние на последующую арабскую мысль.

 

АНАКСАГОР (около 500-428 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. “Всё во всём” – принцип философии Анаксагора.

 

АНАКСИМАНДР (610-540 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Возможно, Анаксимандр ввел понятие архэ в значении первоначала.

 

АНАКСИМЕН (около 588-525 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Считал первоначалом воздух.

 

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – процессы мысленного разложения целого на части (анализ) и воссоединения целого из частей (синтез).

 

АНАЛОГИЯ – сходство различных объектов по определенным параметрам.

 

АНТИНОМИЯ – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений.

 

АНТРОПОЛОГИЗМ – принцип рассмотрения человека основой философствования.

 

АНТРОПОСОФИЯ – мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил.

 

АПОРИЯ – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую проблему.

 

АПОСТЕРИОРИ – в отличие от априори, знание, полученное из опыта.

 

АПРИОРИ – в отличие от апостериори, знание, полученное до и независимо от опыта; знание, изначально присущее сознанию.

 

АРИСТОТЕЛЬ – (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Выдающийся ученик Платона. Основоположник психологии и ряда других наук, автор формальной логики.

 

АТРИБУТ – неотъемлемое существенное свойство.

 

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА – направление западной философии XIX-XX вв. Философия считается наукой о ценностях.

 

БАЗИС И НАДСТРОЙКА – основные подсистемы общественно-экономической формации. Базис – совокупность господствующих экономических отношений. Надстройка определяется базисом, она включает социальные взгляды, соответствующие им институты и идеологические общественные отношения.

 

БАШЛЯР ГАСТОН (1884-1962) – французский философ. Разрабатывал концепцию неорационализма.

 

БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к уродующим жизнь явлениям; противоположное прекрасному.

 

БЕЛЛ ДАНИЕЛ (р. 1919) – американский социолог. Один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального общества.

 

БЁМЕ ЯКОБ (1575-1624) – немецкий философ-мистик.

 

БЕРГСОН АНРИ (1859-1941) – французский философ, представитель философии жизни и интуитивизма.

 

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) – русский философ, представитель экзистенциализма.

 

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ (1685-1753) – английский философ, представитель спиритуализма.

 

БЕРТАЛАНФИ ЛЮДВИГ ФОН (1901-1972) – австрийский биолог, основатель общей теории систем.

 

БЕССМЕРТИЕ – гипотетическое качество существ, имеющее для человека значение высшей ценности.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознанное, досознательное, подсознательное.

 

БЛАГО – в философии понятие для обозначения положительной ценности (добра); противоположное злу.

 

БОГ – основное понятие религиозной философии и теологии; абсолютное духовное существо.

 

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО – понятие христианской философии, выражающее единство в Иисусе Христе божественной и человеческой природы.

 

БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600) – итальянский философ, представитель пантеизма.

 

БУДДИЗМ – религия и философия с оригинальной логикой. Возник в Индии в VI-V вв. до н.э.

 

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871-1944) – русский религиозный философ.

 

БЫТИЕ – существование, действительность, реальность. Учение о бытии (онтология) – самостоятельный раздел философии.

 

БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626) – английский философ, политический деятель. Представитель эмпиризма.

 

ВЕБЕР МАКС (1864-1920) – немецкий социолог. Свою концепцию назвал “понимающей социологией”.

 

ВЕДЫ – совокупность древнеиндийских священных текстов, ставших основой индийской философии.

 

ВЕРА – убежденность в истинности без обоснования; служение некоей ценности.

 

ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – в неопозитивизме означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Не поддающееся чувственной проверке считается лишенным научного смысла.

 

ВЕРОЯТНОСТЬ – количественная мера возможности.

 

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” (или “вещь сама по себе”) – понятие философии И.Канта, означающее существование вещей независимо от человека. Сущность “вещей в себе” непознаваема для науки.

 

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (1863-1902) – индийский философ и религиозный деятель.

 

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА (1668-1744) – итальянский философ, социолог.

 

ВИНДЕЛЬБАНД ВИЛЬГЕЛЬМ (1848-1915) – немецкий философ, основатель Баденской школы неокантианства.

 

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ (1889-1951) – австрийский философ, логик и математик, один из создателей аналитической философии.

 

ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ – дееспособная законность (В.С.Соловьев); институт, предполагающий отношения господства и подчинения.

 

ВОЛЬТЕР (1694-1778) – французский философ, представитель деизма.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ – признание воли высшим началом бытия.

 

ВОСПРИЯТИЕ – форма чувственного познания, представляющая собой целостный образ предмета, воздействующего в данный момент на органы чувств.

 

ВСЕЕДИНСТВО – одно из центральных понятий многих философских систем, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов.

 

ВРЕМЯ (см. Пространство и время).

 

ГАДАМЕР ХАНС-ГЕОРГ (р.1900) – немецкий философ, основоположник философской герменевтики.

 

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831) – представитель немецкой классической философии. Создал универсальную систему диалектического идеализма и диалектическую логику (диалектический метод).

 

ГЕДОНИЗМ – убеждение и этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.

 

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771) – французский философ, представитель материализма и сенсуализма.

 

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (около 544-480 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель диалектики.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство, теория истолкования текста; одно из ведущих направлений современной философии.

 

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812-1870) – русский мыслитель, идеолог революционно-демократического движения в России.

 

ГИЛОЗОИЗМ – учение, признающее жизнь, в том числе сознание, неотъемлемым свойством материи. Гилозоизм близок к панпсихизму.

 

ГИПОТЕЗА – предположение, сформулированное по законам теории, но не доказанное с абсолютной достоверностью. С доказательством превращается в теорию.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ТЕОРИЯ (ФИЛОСОФИЯ) ПОЗНАНИЯ – раздел философии, в котором рассматриваются природа и сущность познания, истины.

 

ГОББС ТОМАС (1588-1679) – английский философ, один из создателей системы механического материализма.

 

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ (1723-1789) – один из создателей французского материализма XVIII в., представитель философии Просвещения.

 

ГОСУДАРСТВО – аппарат публичной власти; ведущая категория философии политики, в которой выражается форма социальной организации.

 

ГУМАНИЗМ – человечность – мировоззренческий принцип, признающий человека высшей ценностью.

 

ГУМИЛЕВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912-1992) – русский историк-этнолог, автор пассионарной теории этногенеза, разновидности натурализма.

 

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД (1859-1938) – немецкий философ, родоначальник феноменологии.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822-1885) – русский ученый, философ. Автор теории культурно-исторических типов, представитель так называемого цивилизационного подхода.

 

ДАОСИЗМ (школа дао) – одно из двух главных течений китайской философии, основанное Лао-цзы в VI в. до н.э.

 

ДВИЖЕНИЕ – изменение вообще; способ существования (атрибут) материи и духа (сознания).

 

ДЕДУКЦИЯ – логический путь от общего к частному.

 

ДЕИЗМ – от лат “Бог” – 1. В философии – позиция, в которой признается существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по естественным законам. 2. Мировоззрение сторонников “естественной религии”, отождествляемой с религиозно понимаемой моралью.

 

ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650) – французский философ, один из ведущих представителей философского рационализма, дуалист.

 

ДЕМОКРАТИЯ – форма организации общества и государства, основанная на равноправии членов в управлении и принятии решений большинством голосов.

 

ДЕМОКРИТ (около 460-370 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, атомист. В диалектико-материалистической философии считается основоположником материализма.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей, в том числе причинной, обусловленности явлений.

 

ДЕФИНИЦИЯ – краткое логическое определение.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении человеком внешнего мира и самого себя.

 

ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом.

 

ДЖЕМС УИЛЬЯМ (1842-1910) – американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма.

 

ДЗЭН-БУДДИЗМ – разновидность буддизма, сформировавшаяся в Китае в VI веке в процессе синтеза с традиционными китайскими учениями.

 

ДИАЛЕКТИКА – учение и метод, основанные на признании всеобщей взаимосвязи и всеобщности развития.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ИЛИ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия и методология марксизма.

 

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (1833-1911) – немецкий философ, один из основателей философии жизни.

 

ДОБРО И ЗЛО – категории этики и идеи морали, выражающие должное и недолжное. Добро есть высшее благо, зло – ценностно-противоположная цель, а также недостаток добра.

 

ДОГМАТИЗМ – некритический тип мышления, оперирующий догмами – неизменными понятиями, принимаемыми без доказательств.

 

ДОЛГ – форма иерархии обязанностей индивида, осознаваемой им в противоречии с желаемым; императивный механизм морали.

 

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ (1821-1881) – русский писатель, философ. Оказал влияние на формирование экзистенциализма и философской антропологии.

 

ДУАЛИЗМ – признание двух независимых и равноправных начал (субстанций).

 

ДУХ – идеальное начало, возвышающее человека; категория, близкая понятиям идеального, сознания.

 

ДУША – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

 

ДЬЮИ ДЖОН (1859-1952) – американский философ, представитель прагматизма. Свою версию прагматизма назвал инструментализмом.

 

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (1858-1917) – французский социолог и философ, основатель и лидер французской социологической школы.

 

ЕДИНИЧНОЕ – категория, выражающая свойства, присущие лишь отдельному предмету.

 

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (см. закон единства и борьбы противоположностей).

 

ЖИЗНЬ – форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации, саморазвитию; способ бытия организмов.

 

ЖИЛЬСОН ЭТЬЕН (1884-1978) – французский философ, представитель неотомизма.

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное несоответствие суждений, знания объективной действительности.

 

ЗАКОН – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений.

 

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – основной закон диалектики, вскрывающий источник развития, каковым является противоречие.

 

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – основной закон диалектики, выражающий поступательность, преемственность, циклический характер развития и его спиралевидную форму взаимодействием уничтожения и сохранения.

 

ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО – основной закон диалектики, объясняющий качественное многообразие мира такой взаимозависимостью, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а качество предполагает границы количественных изменений.

 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – сбалансированность обыденного сознания индивида, формируемая жизненным опытом и используемая в повседневности.

 

ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА (333-262 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник стоицизма.

 

ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ (около 490-430 гг. до н.э.) древнегреческий философ, известный своими апориями (трудноразрешимыми противоречиями).

 

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в духовно-практической деятельности человека представляет другой предмет.

 

ЗНАНИЕ – результат процесса познания; идеальное выражение в знаках объективных связей мира.

 

ЗНАЧЕНИЕ – функция знака представлять, выражать содержание.

 

ИБН-СИНА (АВИЦЕННА) (980-1037) – арабско-таджикский философ, врач, ученый.

 

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира. Антипод натурализма, материализма.

 

ИДЕАЛЬНОЕ – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. Идеальное выражено в формах сознания и воли человека.

 

ИДЕЯ – понятие, обозначающее сущность каждой вещи, ее прототип.

 

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1954) – русский философ и публицист.

 

ИММАНЕНТНОЕ – свойство внутренне присущее предмету, явлению или процессу.

 

ИМЯ – название вещей или явлений реальности.

 

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – направление, отрицающее обусловленность явлений в мире. Альтернатива детерминизму.

 

ИНДУКЦИЯ – вид умозаключения и метод исследования, состоящий в логическом движении от частного к общему.

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – понятие социальной системы, в которой основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство.

 

ИНСТИНКТ – наследуемая бессознательная форма поведения животных.

 

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – учение о знании, в том числе научном знании как только инструменте приспособительной деятельности человека.

 

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – социальная группа, профессионально занятая умственным, творческим трудом, носительница высоких нравственных идеалов.

 

ИНТЕНЦИЯ – направленность сознания на какой-либо предмет.

 

ИНТЕРЕС – понятие, выражающее глубинные причины действий человека, социальной группы.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – истолкование, объяснение, поиск смысла.

 

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины.

 

ИНФОРМАЦИЯ – новое знание.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – понятие социальной системы, в которой основой является производство и потребление информации.

 

ИНЬ И ЯНЬ – основные понятия древнекитайской философии, в которых выражаются полярные взаимодействующие первоначала.

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – антитеза рационализму; отрицание устойчивых связей в мире, абсолютизация единичности, случайности.

 

ИСКУССТВО – форма практически-духовного освоения мира человеком в художественных образах на основе переживания.

 

ИСТИНА – знание, совпадающее со своим предметом; знание, субъективное по форме и объективное по содержанию.

 

ИСТОРИЗМ – диалектический принцип, выражающий саморазвитие целостной действительности во времени.

 

КАМЮ АЛЬБЕР (1913-1960) – французский писатель и философ, представитель экзистенциализма.

 

КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Один из основоположников современной философии.

 

КАРНАП РУДОЛЬФ (1891-1970) – австрийский философ и логик, один из лидеров логического позитивизма.

 

КАССИРЕР ЭРНСТ (1874-1945) – немецкий философ, представитель неокантианства.

 

КАТЕГОРИИ – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру.

 

КАЧЕСТВО – это такая определенность, система характерных черт предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом.

 

КЛАСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ – большая группа людей, объединенная экономическими, политическими интересами.

 

КОЛИЧЕСТВО – это такая определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах не приводит к изменению качества.

 

КОНКРЕТНОЕ – вещь или система в совокупности всех своих сторон и связей.

 

КОНТ ОГЮСТ (1798-1857) – французский философ, основоположник позитивизма.

 

КОНФЛИКТ – понятие, означающее противоборство противоположностей.

 

КОНФУЦИАНСТВО – одно из двух главных течений китайской философии, основанное Конфуцием (латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы) в VI в. до н.э.

 

КРОЧЕ БЕНЕДЕТТО (1866-1952) – итальянский философ, представитель неогегельянства.

 

КЬЕРКЕГОР СЕРЕН (1813-1855) - датский философ, теолог, писатель. Один из основоположников экзистенциализма и современной философской антропологии.

 

КУЛЬТУРА – совокупность ценностей, создаваемых человечеством в процессе социально-исторической жизнедеятельности; вторая природа человека.

 

ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (1709-1751) – французский философ, представитель механического материализма.

 

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) – немецкий философ, ученый-энциклопедист. Представитель объективного идеализма.

 

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924) – русский политический деятель, философ-марксист.

 

ЛИБЕРАЛИЗМ – учение и общественно-политическое течение, возникшее в Европе в XVII-XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод.

 

ЛИЧНОСТЬ – понятие целостного человека в единстве его индивидуальных свойств и выполняемых им социальных функций.

 

ЛОГИКА – наука о мышлении.

 

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ – одно из направлений неопозитивизма, сложившееся в 20-е годы ХХ века. Логический позитивизм считает предметом философии анализ языка науки.

 

ЛОЖЬ – осознанное представление неправильных положений как истинных.

 

ЛОКК ДЖОН (1632-1704) – английский философ, представитель сенсуализма и эмпиризма.

 

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765) – русский мыслитель, ученый. Представитель материализма.

 

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870-1965) – русский философ, представитель интуитивизма.

 

ЛУКРЕЦИЙ КАР (около 99-55 гг. до н.э.) – римский поэт-философ, представитель эпикуреизма.

 

ЛЮБОВЬ – интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, общность, идею. Любовь одухотворяет человека и окружающий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество.

 

МАРИТЕН ЖАК (1882-1973) – французский философ, представитель неотомизма.

 

МАРК АВРЕЛИЙ (121-180) – римский философ-стоик, император.

 

МАРКС КАРЛ (1818-1883) – немецкий философ, экономист, общественный деятель. Основоположник одного из самых известных учений и движений XIX-XX вв.

 

МАРКСИЗМ – совокупность теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи; философское учение об объективном бытии мира, его независимости от духа сознания.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – процесс превращения трудом человека предметов природы в материальные блага и общественные отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется.

 

МАТЕРИЯ – философская категория, являющаяся центральной для материалистического направления. В диалектическом материализме материя трактуется как объективная реальность, данная нам в ощущениях. Материи присущи саморазвитие, субстанциальность, всеобщность.

 

МЕНТАЛЬНОСТЬ – предрасположенность индивидов и групп к определенному типу мышления и действия; духовное единство людей, сплачивающее их в социальные и исторические общности.

 

МЕРА – целостное единство качественной и количественной определенностей предмета.

 

МЕТАФИЗИКА – буквально “после физики” 1. С философского наследия Аристотеля употребляется как исследование начал, позднее - в равном значении с термином “онтология”. 2. В Новое Время возникает понимание метафизики как антидиалектической однородности в познании (Гегель).

 

МЕТОД – совокупность приемов, способов познания и освоения действительности. Философия разрабатывает всеобщий метод, который выполняет функцию методологии.

 

МЕТОДОЛОГИЯ – система исходных позиций и подходов к освоению действительности, решению проблем человека.

 

МЕХАНИЗМ (МЕХАНИЦИЗМ) – мировоззренческо-методологическая позиция, трактующая механическое движение как единственное объективное основание бытия.

 

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ (1806-1873) – английский философ и общественный деятель; представитель позитивизма.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – комплекс представлений человека о себе и мире; единство знания и ценности.

 

МИСТИКА – учение о возможности единения с духовной субстанцией, Абсолютом, а также соответствующая практика.

 

МНЕНИЕ – в античной философии недостоверное знание, в отличие от достоверного знания – истины.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ – воспроизведение свойств, структуры и функций исследуемого объекта на модели – специально устроенном объекте – заменителе.

 

МОНИЗМ – мировоззрение, объясняющее действительность как видоизменение единой основы сущего – субстанции.

 

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ – ЛУИ (1689-1755) – французский философ-просветитель; представитель деизма и механического материализма.

 

МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ – способ бытия личности и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о добре. Выполнение моральных принципов – внутренняя потребность личности следовать должному, контролируемая общественным мнением.

 

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, целей человека. Осуществляясь в духовной и практической деятельности, мышление является источником и основным инструментом подлинно человеческого бытия.

 

НАБЛЮДЕНИЕ – преднамеренное целенаправленное восприятие действительности для постижения смысла явлений.

 

НАДЕЖДА – устремленность в будущее, в вероятностный желанный мир.

 

НАРОД – понятие, отождествляемое со всем населением, нацией, этносом, простыми людьми, трудящимися, толпой или массой в зависимости от логики социально-философского подхода.

 

НАСИЛИЕ – использование силы в борьбе за интересы.

 

НАТУРАЛИЗМ – философско-мировоззренческая установка, предполагающая объяснение всех явлений действительности как природных.

 

НАУКА – динамическая система объективно-истинных знаний о действительности, получаемых в результате специальной деятельности и внедряемых в практику.

 

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, заключающиеся в абсолютизации национального и проповеди национальной исключительности.

 

НАЦИЯ – единство групп населения с общим происхождением; устойчивая общность людей, сложившаяся на основе взаимодействия материальных и духовных факторов.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ – это то, что вытекает из сущности вещей, событий и что должно произойти так, а не иначе.

 

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО – течение в философии конца XIX – первой трети ХХ веков. В содержании неогегельянства попытка синтеза учения Гегеля об абсолютном духе и идей персонализма, экзистенциализма.

 

НЕОКАНТИАНСТВО – совокупность философских идей в русле наследия И. Канта, развитых в конце XIX - начале ХХ вв.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ – завершающий этап античного платонизма (III-VI вв.). Представлен Плотином, Порфирием, Проклом и другими.

 

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии первой половины ХХ века. Ведущие разновидности: аналитическая философия, логический позитивизм, логический эмпиризм, лингвистическая философия.

 

НЕОСХОЛАСТИКА – направление в католической философии XIX-XX вв., развивающая традиции средневековой схоластики Августина и Фомы Аквинского.

 

НЕОТОМИЗМ – философское направление обновленного томизма Фомы (Том в латыни) Аквинского.

 

НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в психологии, социологии и философии. Основные представители Г.Салливан, К.Хорни и Э. Фромм.

 

НИГИЛИЗМ – отрицание идеалов и ценностей, духовной культуры в целом.

 

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – философ, богослов; в философии представитель пантеизма.

 

НИЦШЕ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (1844-1900) – немецкий философ. Основоположник философии жизни.

 

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866-1924) – русский правовед, философ, социолог.

 

НОМИНАЛИЗМ – учение, согласно которому в объективной действительности реально существуют только единичные вещи, а общее есть субъективное построение ума в форме наименования (номина - название, имя) вещи.

 

НООСФЕРА – сфера разума; сфера планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

 

НОРМА – общепризнанная совокупность требований, регулирующих жизнедеятельность людей в определенной социальной среде.

 

НОУМЕН – термин, означающий постигаемую только умом сущность; противоположность феномена.

 

ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) – категория, отражающая свойство, присущее многим или всем предметам данного класса.

 

ОБЩЕНИЕ – форма творчества, в которой раскрывается личность и возникает понимание между людьми; способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества в философии марксизма.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – устойчивые, необходимые связи между индивидами и социальными группами, образующие содержание общества.

 

ОБЩЕСТВО – это совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности.

 

ОБЪЕКТ – понятие, обозначающее вещь; противостоящее субъекту в его деятельности (И.Кант).

 

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальном бытии.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ – 1. В науке – раскрытие сущности изучаемого объекта. 2. В герменевтике объяснение – метод познания, применяемый лишь в “науках о природе”, считается противоположным пониманию – методу “наук о духе”.

 

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕФИНИЦИЯ) – сжатое и строгое формулирование сущности, основного содержания предмета или явления.

 

ОПЫТ – содержание, которое субъект обнаруживает в себе; состояние сознания.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ – понятие системного подхода, характеризующее внутреннюю упорядоченность элементов и связей целого (системы).

 

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ (1883-1955) – испанский философ, публицист. Представитель философии жизни, позднее – экзистенциализма. Свой вклад в философию назвал учением о “жизненном разуме”.

 

ОТНОШЕНИЕ – категория, выражающая момент взаимосвязи всех явлений.

 

ОТРАЖЕНИЕ – одно из центральных понятий материалистической теории познания, трактуемое как способность систем воспроизводить особенности других систем.

 

ОТРИЦАНИЕ – категория, выражающая два состояния: уничтожение предыдущего и сохранение, воспроизведение ценного в новом состоянии. Первое состояние характерно для метафизики, а единство обоих присуще диалектике.

 

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ (см. Закон отрицания отрицания).

 

ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение процесса и результатов деятельности человека в силу, враждебную ему.

 

ОЩУЩЕНИЕ – форма чувственного познания, представляющая отражение в сознании отдельных сторон предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

 

ПАНПСИХИЗМ – учение, согласно которому вся природа обладает одушевленностью, психикой.

 

ПАНТЕИЗМ – совокупность учений, в которых Бог отрицается как личность и приближается к природе до растворения в ней.

 

ПАРАДИГМА – совокупность научно-теоретических установок, которыми ученые руководствуются в качестве модели, образца при решении духовно-практических проблем.

 

ПАРМЕНИД (около 540-470 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы.

 

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО (см. Закон перехода количества в качество).

 

ПЕРСОНАЛИЗМ – направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность, а мир как проявление творческой активности личности.

 

ПИФАГОР (около 580-500 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма.

 

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) – прозвище древнегреческого философа Аристокла. Ученик Сократа. С именем Платона связывают возникновение идеализма – одной из двух основных традиций в философии.

 

ПЛЮРАЛИЗМ – 1. Методология, основное требование которой состоит в охвате всех сторон и связей изучаемого предмета. 2. Противоположная монизму концепция, в которой всё существующее состоит из множества равнозначных сущностей.

 

ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии XIX века. Основоположником считается О.Конт. Главное в позитивизме – сведение философии к методологии науки.

 

ПОЗНАНИЕ – духовная деятельность по освоению мира, в которой формируются осознанные конкретно-чувственные образы и понятия.

 

ПОЛИТИКА – 1. Понятие государства и общества (Аристотель). 2. Политика то, что выражается в содержании деятельности государства; искусство управления государством.

 

ПОНИМАНИЕ – центральная категория философской герменевтики, трактуемая как поиск, выявление смысла или как приписывание смысла.

 

ПОНЯТИЕ – форма мышления, выражающая закономерные связи, существенные стороны предметов, закрепляемые в их определениях (дефинициях).

 

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД (1902-1994) – английский философ, основатель школы “критического рационализма”.

 

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (см. Информационное общество).

 

ПРАВО – узаконенная государственная воля.

 

ПРАГМАТИЗМ – философское направление, занимающееся изучением условий для обеспечения успешности, полезности деятельности людей. Прагматизм возник в США в 70-е годы XIX века.

 

ПРАКТИКА – целенаправленная, чувственно-предметная деятельность человека по преобразованию мира.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – форма чувственного познания, обобщенный чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом.

 

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с позиций совершенства, эстетического идеала.

 

ПРИРОДА – окружающий человека естественный мир во всем его многообразии.

 

ПРИЧИНА – философская категория, обозначающая явление (причина), порождающее, вызывающее другое явление (следствие).

 

ПРОБЛЕМА – форма знания, содержанием которой является неизвестное, которое необходимо познать.

 

ПРОГРЕСС – переход к более высоким формам развития.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – атрибуты бытия, выражающиеся в свойствах. Среди общих свойств: единство прерывного и непрерывного, количественная и качественная бесконечность. Пространству свойственны протяженность, соразмерность, а времени – одномерность и необратимость.

 

ПРОТАГОР (около 480-410 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, один из влиятельнейших софистов.

 

ПСИХИКА – свойство человека и других высокоорганизованных существ взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации для ориентации в мире.

 

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – одинаковое положение людей в обществе.

 

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749-1802) – русский философ, писатель; представитель метафизического материализма.

 

РАЗВИТИЕ – философская категория, выражающая процесс качественного изменения явлений благодаря внутреннему противоречию (саморазвитие).

 

РАЗУМ – абсолютное начало, ядро родовой сущности человека, проявляющее себя в познании, целеполагании, организации и производстве; в познании – высшая форма мышления (диалектическое мышление).

 

РАССЕЛ БЕРТРАН (1872-1970) – английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основатель неореализма и аналитической философии.

 

РАССУДОК – исходный уровень мышления; формальное, статичное мышление.

 

РАЦИОНАЛИЗМ – 1. В онтологии – учение о существовании в мире устойчивых, воспроизводимых элементов и связей. 2. В гносеологии – распространение онтологических принципов на процесс познания: устойчивыми являются слова, нормы языка, логики.

 

РЕАЛИЗМ – 1. Учение о понятиях в средневековой схоластике. 2. В XIX веке - понимание действительности как объективной реальности в материалистическом и объективно-идеалистическом вариантах. 3. Реалистические философские школы ХХ века.

 

РЕВОЛЮЦИЯ – в развитии бурный, стремительный переход к новому качеству.

 

РЕГРЕСС – переход к низшим формам развития (противоположность – прогресс).

 

РЕДУКЦИОНИЗМ – недиалектическая методологическая установка на сведение сложного к более простому.

 

РЕИНКАРНАЦИЯ – перевоплощение, переселение душ в новые тела (метемпсихоз в древнегреческой культуре).

 

РЕЛИГИЯ – форма культуры, сущностью которой является освящение творческого начала и поклонение ему; тип мировоззрения, признаком которого является вера в сверхъестественное (священное).

 

РЕЛЯТИВИЗМ – методологический принцип, в котором абсолютизированы изменчивость действительности и, соответственно, относительность и условность знания о ней.

 

РЕФЛЕКСИЯ – принцип научного и философского мышления, заключающийся в обращении мышления на себя, к своим истокам и формам.

 

РИКЁР ПОЛЬ (р. 1913) – французский философ, представитель феноменологической герменевтики.

 

РИККЕРТ ГЕНРИХ (1863-1936) – главный представитель баденской школы неокантианства.

 

РИМСКИЙ КЛУБ – международная неправительственная организация, в которую входят общественные и хозяйственные деятели, ученые из многих стран мира. Создан в 1968 г. для анализа глобальных проблем.

 

РОЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1856-1917) – российский философ, писатель; предшественник экзистенциализма.

 

РУССО ЖАН-ЖАК (1712-1778) – французский философ-просветитель.

 

САКРАЛЬНОЕ (СВЯЩЕННОЕ) – проявление божественной воли в объектах; противопоставление посюстороннему миру (мирскому, естественному).

 

САМОСОЗНАНИЕ – познание и оценка человеком себя как мыслящего, чувствующего, деятельного существа – субъекта.

 

САРТР ЖАН ПОЛЬ (1905-1980) – французский философ и писатель, лидер французского экзистенциализма.

 

СВОБОДА – сущностная способность человека к активной деятельности в соответствии со своими представлениями и желаниями.

 

СВЯЗЬ – состояние взаимообусловленности явлений и процессов.

 

СЕМАНТИКА – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и представляемыми ими объектами.

 

СЕМИОТИКА – общая теория знаковых систем; проблематика семиотики также разрабатывается в рамках лингвистики, логики, философии.

 

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский философ – стоик.

 

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ (1760-1825) – французский философ, один из теоретиков утопического социализма.

 

СЕНСУАЛИЗМ – учение в гносеологии, признающее чувства, ощущения единственным источником познания.

 

СИМВОЛ – особый знак или образ, представляющий собой реальность в обобщенном виде.

 

СИНЕРГЕТИКА – общенаучная теория самоорганизации открытых систем.

 

СИНКРЕТИЗМ – философская и культурологическая категория, выражающая переходный тип целостности, когда уже нет исходного нерасчлененного состояния, но еще не появились самостоятельные явления; ступень выделения и самоопределения любого предмета.

 

СИНТЕЗ (см. анализ и синтез).

 

СИСТЕМА – единство совокупности взаимосвязанных элементов.

 

СКЕПТИЦИЗМ – позиция в философии, сторонники которой утверждают, что истина недостижима, все знания относительны и субъективны.

 

СЛЕДСТВИЕ – результат действия причины.

 

СЛУЧАЙНОСТЬ - дополнение и форма проявления необходимости; то, что может быть в разных проявлениях, а может и не быть.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ – наиболее ценное, выступающее как высшая цель человеческого бытия.

 

СНЯТИЕ – понятие философии Гегеля, в котором уничтожение и сохранение находятся в единстве; выражение преемственности в развитии.

 

СОДЕРЖАНИЕ – философская категория, выражающая внутреннее единство всех элементов, свойств предметов в их взаимодействии. Тесно связано с формой.

 

СОВЕСТЬ – духовное средоточие нравственной жизни человека; внутренний суд праведного человека (Аристотель).

 

СОЗНАНИЕ – человеческая способность идеального воспроизведения действительности; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен внешний и внутренний мир.

 

СОЗЕРЦАНИЕ – зрительное восприятие мира человеком и результат этого восприятия.

 

СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, учитель Платона.

 

СОЛИПСИЗМ – философская позиция, в которой несомненна лишь реальность собственного сознания.

 

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853-1900) – русский философ, поэт, публицист. Основоположник учения о всеединстве и цельном знании.

 

СОМНЕНИЕ – обнаружение необоснованности в прежде незыблемом, очевидном.

 

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889-1968) – русско-американский философ, социолог. Лидер американской социологии.

 

СОФИСТИКА – сознательное извращение действительности.

 

СОФИСТЫ – группа древнегреческих философов V-IV вв. до н.э. Известны гуманизмом учения и изобретением профессии учителя мудрости. Не путать с софистикой.

 

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820-1903) – английский философ и социолог, один из ведущих представителей эволюционизма.

 

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) – нидерландский философ. Представитель пантеизма и натурализма.

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – категория этики, которой обозначается положение людей, соответствующее пониманию сущности человека и его прав.

 

СРАВНЕНИЕ – процедура установления сходства и различия разных объектов.

 

СТАНОВЛЕНИЕ – философская категория, выражающая изменчивость вещей и явлений.

 

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ - понятие выражающее целостное единство норм и идеалов научного познания на определенном этапе развития науки.

 

СТОИЦИЗМ – школа древнегреческой философии. Ведущее место в системе стоицизма занимает этика.

 

СТРУКТУРА – совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность.

 

СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первопричина сущего.

 

СУБСТРАТ – основа единства, однородности различных предметов в их совокупности.

 

СУБЪЕКТ – источник активности, в том числе познавательной активности.

 

СУДЬБА – понятие силы, предопределяющей события жизни людей.

 

СУЖДЕНИЕ – форма мышления, выражающая явления действительности, их свойства и отношения.

 

СУЩЕСТВОВАНИЕ – 1. Бытие. 2. Бытие, возникающее из сущности.

 

СУЩНОСТЬ – философская категория, выражающая глубинные связи, основу предмета.

 

СХОЛАСТИКА – религиозная философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся на латыни в средневековой Европе.

 

СЧАСТЬЕ – в нравственно-философском смысле это устойчивое и глубокое радостное переживание жизни, когда человек предполагает в ней смысл.

 

СЦИЕНТИЗМ – философско-мировоззренческая позиция, в которой наука рассматривается как высшая ступень развития разума, культуры.

 

ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, в которой создается новое.

 

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН ПЬЕР (1881-1955) – французский теолог, философ и ученый. Достижения его философствования выражены в концепции христианского эволюционизма.

 

ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о цели и целесообразности явлений и мира в целом.

 

ТЕОЛОГИЯ – теоретический уровень религиозного сознания.

 

ТЕОРИЯ – 1. Форма организации и упорядочивания объективного знания о какой-либо сфере реальности. 2. Высшая ступень научного познания.

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ – (см. гносеология)

 

ТЕОСОФИЯ – мистическоебогопознание.

 

ТЕРМИН – однозначное слово, элемент языка теории, фиксирующий определенное понятие.

 

ТЕХНИКА – система искусственных органов и средств деятельности человека.

 

ТОЙНБИ АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ (1889-1975) – английский историк и социолог. Известен вариантом концепции локальных цивилизаций.

 

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910) – русский писатель и философ.

 

ТОМИЗМ – система философских и теологических взглядов Фомы Аквинского, его последователей.

 

ТОТАЛИТАРИЗМ – общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства в сферы бытия социума и личности.

 

ТОФФЛЕР ОЛВИН (р.1928) – американский социолог и футуролог. Автор варианта постиндустриального общества.

 

ТРАДИЦИЯ – универсальная форма бытия и сохранения духовного, социального, культуры.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ – понятие того, что выходит за пределы нашего чувственного опыта.

 

ТРУД – целесообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества в соответствии со своими потребностями.

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой из известного выводится новое знание.

 

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия. Основные направления понимания универсалий - номинализм, концептуализм и реализм - сложились в схоластике.

 

УПРАВЛЕНИЕ –способность биологических и социальных систем посредством информации направлять и корректировать собственное бытие.

 

УТОПИЯ – образ идеального общественного устройства и соответствующий стиль мышления.

 

ФАКТ – 1. Событие, фрагмент реальности. 2. В методологии науки достоверная единица эмпирического знания.

 

ФАЛЕС (около 625-547 гг.до н.э.) – первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии.

 

ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – проверка ложности гипотезы или теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Фальсификация формально симметрична верификации.

 

ФАТАЛИЗМ – вера в судьбу, рок, предопределение.

 

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ (1804-1872) – представитель немецкой классической философии, философ-материалист.

 

ФЕНОМЕН – явление, постигаемое в чувственном опыте.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – одно из ведущих направлений западной философии ХХ века, основатель – Э. Гуссерль. Центральная идея – взаимодействие сознания и окружающего его мира вещей.

 

ФИЛОСОФИЯ – исторически первая форма теоретического сознания, тип мировоззрения, целью которого является поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии человеческой жизнедеятельности.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – философское направление, сложившееся в конце XIX века. В основе уход от классического рационализма и объяснение жизни из нее самой с помощью непосредственного переживания.

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – часть социальной философии, ставящая целью интерпретацию истории в целом.

 

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философская дисциплина, возникла в начале XIX века. Одна из основных проблем – проблема символа.

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – как самостоятельная область исследования существует с середины XIX века.

 

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – в общем виде представляет собой рефлексию над теологией и теизмом.

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – философский анализ техники как феномена современной цивилизации.

 

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА – понимание мира как объекта, а человека как субъекта хозяйственного (экономического) воздействия.

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - учение о природе и сущности человека.

 

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1937) – русский ученый, философ, богослов. Философствовал в рамках религиозного сознания.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/26-1274) – средневековый философ, теолог, основатель томизма.

 

ФОРМА – внешнее выражение содержания, его внешние пространственные и временные границы, а также внутренняя организация вещи.

 

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоанализа.

 

ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) – германо-американский психолог, философ, один из основоположников неофрейдизма.

 

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ (1762-1814) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

 

ФУНКЦИЯ – внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений.

 

ФУТУРОЛОГИЯ (ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕГО) – область прогнозирования перспектив социальных изменений.

 

ХАБЕРМАС ЮРГЕН (р.1929) – немецкий философ, социолог, культуролог.

 

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН (1889-1976) - немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма.

 

ХАОС – 1. В античной философии неупорядоченнаяпервопотенция мира. 2. Жизнь без смысла, неистинное бытие.

 

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1804-1860) – русский философ, историк, публицист, один из основателей и лидер славянофильства.

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие определенной норме, выступающей как цель.

 

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ – понятия, характеризующие феномен целостности. Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов (частей) и их совокупности (целого), приобретающей новые свойства.

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ – высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета.

 

ЦЕЛЬ – идеальный образ и модель жизненных ситуаций человека; род объективной причинности (Аристотель).

 

ЦЕННОСТИ – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Исследуются в аксиологии.

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ –1. Синоним культуры. 2. Ступень культуры, следующая за варварством. 3. Антикультура, противоположность культуры.

 

ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794-1856) – русский мыслитель и публицист. Один из основоположников русской философии истории.

 

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – (см. Целое и часть).

 

ЧЕЛОВЕК – субъект истории и культуры; биосоциальное существо.

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1828-1889) – русский философ и публицист.

 

ЧУВСТВО – переживание человеком своего отношения к действительности, в том числе к себе.

 

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – начальная ступень познания, существующая в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами.

 

ШАКАРИМ (1858-1931) – казахский философ, историк, поэт, религиозный деятель. Последователь Абая, философ-гуманист.

 

ШВЕЙЦЕР АЛЬБЕРТ (1875-1965) – немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, общественный деятель.

 

ШЕЛЕР МАКС (1874-1928) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии.

 

ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (1775-1854) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

 

ШЛИК МОРИЦ (1882-1936) – австрийский философ и физик, один из лидеров логического позитивизма.

 

ШОПЕНГАУЭР АРТУР (1788-1860) – немецкий философ. Представитель иррационализма.

 

ШПЕНГЛЕР ОСВАЛЬД (1880-1936) – немецкий философ, представитель философии жизни.

 

ЭВДЕМОНИЗМ - принцип этики, согласно которому счастье отдельного человека есть основание нра





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.