Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) вошел в сферу европейской мысли лишь во второй половине XVIII в., хотя представления о культуре обнаруживаются на разных этапах как европейской истории, так и за ее пределами. В воспитанности эллины видели свое главное отличие от «некультурных варваров». В историческом развитии понятие культуры наполнялось различными смыслами - от возделывания человеком земли, процессов и результатов возделывания материалов природы в различных ремеслах до процессов воспитания и обучения человека и обозначения этим термином всего искусственно созданного, сотворенного в противоположность естественному, природному. Начав активно использоваться со второй половины XVIII в., в философской традиции обозначились различные исследования проблематики культуры: культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного человечества; как развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества, что характерно для представителей немецкого классического идеализма и романтизма. Следующая линия философского анализа культуры связана с исследованием особенностей культуры в различных типах общества, ее системы ценностей и норм, в дальнейшем исследование специфики локальных культур и их ценностей было продолжено Н.Я. Данилевским, П. Сорокиным, А. Тойнби, О. Шпенглером. Расширение спектра изучения культуры в конце XIX - первой половине XX в. было связано с развитием культурной антропологии, социальной антропологии и структурного функционализма, структурной антропологии и структурализма, неофрейдизма, постмодернизма и т. д.
Пространство культуры включает:
• «сотворенную» человеком среду обитания, возникающую благодаря человеческой деятельности и включающую в себя продукты этой деятельности;
• систему исторически развивающихся социокультурных (надбиологических) программ человеческой деятельности, поведения и общения, образующих социальный опыт человечества и обеспечивающих воспроизводство, трансляцию и генерирование новых форм человеческой активности;
• систему динамичных знаковых систем и языков культуры, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации;
• систему социальных ценностей, норм и регулятивов, обеспечивающих воспроизводство сценариев социальной деятельности и создание ее новых образцов;
• мир «возделанных» социокультурной средой личностей, чье сознание, поведение и деятельность мотивируются и регулируются социальными нормами и потребностями;
• мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности.
Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные системы как результат «опредмечивания» творческих идей и созидания материальных и духовных ценностей, а также программы социальной активности, деятельности, поведения и общения, обеспечивающие многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.
Каждая локальная культура воплощает специфический набор способов социальной практики, активности, коммуникации и поведенческих образов тех немногих конкретно-исторических сообществ, демонстрируя тем самым, что «культуры вообще», в принципе, быть не может.
Основные подходы к осмыслению феномена культуры, что дает нам возможность рассмотреть связь культуры и цивилизации.
Деятельностный подход - подход, в рамках которого культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода «социальный ген» жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека.
Аксиологический (ценностный) - подход, связанный с выделением мира ценностей в бытии человека. Культура выступает в данном случае как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека. В контексте философии культуры аксиология изучает механизмы порождения и культурно-исторические тенденции динамики ценностей, многообразие конкретных форм их воплощения в различных областях социальной практики.
Семиотический подход к культуре заключается в ее способности выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. передачи закрепленной знаками совокупности деятельностных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование (по биологическим программам не передаются), человек их усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности и т. д.
Социологический подход представляет культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической), в конкретной системе общественных отношений.
Гуманитарный подход - подход, который выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры.
Психоаналитический подход - подход, ориентированный на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества.
Игровая парадигма культуры заключается в актуализации игрового компонента в культуре. Игра в данном случае рассматривается как разновидность физической и интеллектуальной деятельности, обеспечивающая возможность самореализации, хотя и не имеющая прямой практической целесообразности.
Культура в историческом развитии выполняет разнообразные функции: информационную, коммуникативную, аксиологическую, социализаторскую и др.
Информационная функция культуры проявляется в способности любого культурного объекта или процесса с точки зрения семиотики нести символические свойства и в силу этого являться культурным текстом, доставляющим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структуре, социальной значимости и т. п. Это означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации. Коммуникативная функция культуры - это ее способность выступать средством воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. Аксиологическая функция культуры проявляется в выработке и трансляции набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии. Социализаторская функция культуры связана с тем, что человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом после приобщения его к набору «правил игры», установленных конкретным типом культуры, т. е. включением индивида в наличный набор социальных отношений, или социализацию.