Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие социальной реальности. Общество как система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.




В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1. Группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересов.

2. Группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них звучит так: общество – это совокупность людей и их взаимоотношений. Общество – это прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвысится всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность.

Современная философия рассматривает общество как совокупность частей и элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме – результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина повления подобных взглядов проста: часть и целое – одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие система – более позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под элементом или частью обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г. Спенсер, К.Маркс, М Вебер и др. философы и социологи 19 – 20 веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта – структура общества и изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основные характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности.

 

20. Основные стратегии исследования соц. реальности в современной философии.

В истории философской мысли существовали и существуют различные подходы к социальной реальности. Выделяют два типа ответов на вопрос «как развивалось общество».

1. Жизнь общества – это хаос и нагромождение случайностей.

2. Развитие общества – это закономерный процесс. Если это процесс, то какой вид он имеет?

1. Фатализм (т.е. в мире все предопределено и человек ничего не может изменить. Стоики, Просветители).

2. Развитие представляется как закономерный процесс. Согласно Марксу общество – это люди в их общественных отношениях. Развитие общества - закономерный процесс. В общественном производстве люди вступают в определенные необходимые и от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которым соответствует определенная ступень развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на который возвышается политическая и юридическая надстройка, и которому соответствует общественное сознание. Способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные, производственные силы общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их основы. Тогда наступает эпоха социалоьной революции. С изменением экономических отношений быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Социальная революция означает переход от одной формации к другой. Т.О. по К.Марксу развития общества это закономерный процесс смены формаций.

Вебер разработал теорию Социального действия (Сд). Сд – это действие, которое ориентировано на интересы других людей и обусловлено другими. Посредством Сд осуществляется преобразование в общественных отношениях и изменения в социальных институтах, т.е. происходит прогресс общества. В Сд людей реализуется их совместная деятельность.

ЕЕ отличия: Наличие цели, Общая мотивация, Индивидуальные усилия, Необходимость в управлении

При обращении в Сд происходит обмен информацией, знаниями и чувствами.

Совокупность Сд можно свести к 4 ее видам:

1. Производственное действие (развертывается в материальной сфере общества, действие по обеспечению функционального развития экономики).

2.Общественно-политическое действие (они реализуются в сфере социальных и политических отношений).

3. Коммуникативно-идеологические действия (осуществляются в духовной сфере общества, это действие моральное, этическое, религиозное).

4. Познавательное действие (проявляется во всех сферах, особенно в науке и системе образования).

Согласно Веберу, Сд – это основной элемент социальной реальности, а социальные институты, группы социальной общественности – это лишь результаты и способы организации определенных действий индивида.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 821 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2450 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.