Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Личностный выбор и проблема смысла жизни человека, смерть и бессмертие.




Сущность человека определяет смысл человеческого существования. В чем истоки смысла жизни?

1.​ СЖ Изначально присущ жизни, содержится в ее глубинных основаниях (Фейербах).

2.​ 2. СЖ находится за пределами жизни (религия).

3.​ СЖ создается самим человеком.

4.​ СЖ не м.б. создан, а д.б. найден.

5.​ жизнь лишена смысла, полна абсурда (экзистенциалисты).

Гедонистический СЖ (наслаждение), выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с удовольствиями, которые чувства нам доставляют. Непосредственное физическое наслаждение, учили Киренаики, - единственное и подлинное благо в жизни.

Смиренно-стоический СЖ. Смирение является покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Жизнь подчинена судьбе, все происходящее не может не происходить так, как оно происходит.

Категорически-императивный СЖ (Кант). СЖ как долг. СЖ – жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Нравственно – это когда то, что делаю я, могли бы делать миллионы людей и жизнь при этом сделалась бы более человечной.

Религиозный СЖ.

Действенно-гуманистический СЖ (реализация внутреннего потенциала человека).

Понятие жизни и смерти, являясь одной из основных тем философского размышления, в духовном опыте человечества трактовалось по-разному. Смерть означает прекращение жизни, естественный или насильственный конец индивидуального живого существа. Философия рассматривала смерть главным образом с точки зрения осознания факта и смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни, ибо человек, в отличие от других живых существ, осознает свою смертность. В последующие после античности века христианское мировоззрение способствовало перемещению вопроса о смерти в личностное, особое, духовное измерение. Сама тема смерти надолго стала темой религиозного, а не философского сознания. Только в XIX-XX вв. возрастает философский интерес к проблеме смерти, конечности, временности в связи с критическим переосмыслением рационалистических идеалов классической философии.

Стремление людей освоить, обжить феномен смерти проявилось в множестве мифов, сказаний, ритуалов (похороны, жертвоприношения и т. п.). В древнем Вавилоне считалось, что души умерших попадают в подземный рай и ведут там унылое существование, а посему религия здесь была ориентирована на земную жизнь. В Древнем Египте представления о потустороннем существовании получили, наоборот, гипертрофированный характер, поэтому важно было позаботиться об умершем и снабдить его всем необходимым. В Древней Индии считалось, что душа не погибает вместе с телом, а переселяется в другое тело и последующее переселение души зависит от поведения человека в теперешней жизни.

В античной философии наиболее оригинальное учение о бессмертии души создал Платон. Согласно его учению, Бог, сотворивший мировую душу и мировое тело (Космос), образует также все отдельные души, каждой из которых соответствует своя звезда. После смерти бессмертная душа, если человек себя достойно вел при жизни, может вернуться к звездам и вести блаженную жизнь. Прочие же души вынуждены переселяться в новые тела. Учение о бессмертии души имело великий этический смысл, побуждая людей к возвышению души, очищению ее от земной скверны, страстей, пороков и зла, чему во многом способствует философия. Философия, по мнению Платона, является и подготовкой к смерти, умением умирать - уходить от неистинной жизни. Позже Иоанн Дамаскин скажет: «Философия есть помышление о смерти». Согласно атомистическому учению Демокрита, индивидуальная душа, подобно прочим вещам, состоит из атомов и должна будет распасться на атомы и прекратить свое существование, правда, ее бессмертные атомы войдут в состав новой души. Эпикур, будучи, как и Демокрит, ато​мистом и считая душу смертной, видел цель философии в достижении счастья, избавлении от страхов жизни и смерти, судьбы, загробного мира и учил, что «самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступит, то нас уже нет».

ёОсобое (личностно-переживающее) понимание смерти обосновывает М. Хайдеггер. Смерть он рассматривает как фундаментальный фактор самого человеческого бытия, а не как биологический Переход из одного состояния в другое. Тем самым феномен смерти приобретает особый статус: человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Именно сознание смертности, а не самосознание человека определяет его субъективность. В то же время феномен смерти является позитивным параметром человеческого бытия, поскольку именно осознание, осмысление своей смерти делает бытие «собственным». «Смерть есть конец пребывания в бытии данного, существующего к своему концу».

Следует отметить, что в России во второй половине XIX в. сформировались учения (Федоров, Соловьев), в которых смерть объявлялась врагом рода человеческого, помехой всеединству, космическим злом, считалось, что с нею не может быть никакого примирения.

Истоками идеи бессмертия, как мы уже показывали выше, были убеждения в божественности происхождения души, ее нематериальности и неразрушимости. Само же понятие бессмертия означает веру в нескончаемость человеческого существования, особенно души человека. Концепции бессмертия:

1) бессмертие как приобщение к миру вечных идей - эйдетическая концепция (от греч. eidos - вид, образ). «Эй-дос» у Платона является синонимом термина «идея», т. е. умо-постижимая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны;

2) бессмертие как воскресение и причастие к благодати Святого Духа (христианская концепция, исходящая из смертности человека как единства тела и духа);

3) бессмертие первоначал человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (конечность) человеческого существования (натуралистическая концепция);

4) бессмертие как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества (социокультурная концепция).

В эпоху Возрождения и в Новое время среди мыслителей также не было единого подхода к трактовке бессмертия. Джордано Бруно, Николай Кузанский говорили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Б. Спиноза также считал, что человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, от нее остается нечто вечное. Г.-В. Лейбниц же полагал, что все живые существа смертны, бессмертна лишь личность, обладающая совестью и рефлексией (самопознание собственного духа, морали, «внимание, направленное на то, что заключается в нас»). Гегель утверждал, что дух вечен и бессмертен.

Термин «эвтаназия» означает добровольную безболезненную смерть и отражает естественное для человека желание умереть спокойно, легко и безболезненно. В данном понятии можно выделить такие смыслы, как ускорение смерти тех, кто переживает тяжкие страдания, забота об умирающих, предоставление человеку возможности умереть, прекращение жизни «лишних» людей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1173 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2255 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.