Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиалектика как философска€ теори€ развити€.




»сследование закономерностей развити€, построение теории развити€ осуществл€ютс€ в рамках диалектики. ¬ философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развити€, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерении и выступающа€ в историко-философском контексте теории и метода творческого познани€.  ак вс€кое философское учение, диалектика имеет свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий категориальный строй.

ќпыт исторического развити€ философского знани€ убедительно свидетельствует о том, что существует достаточно широкий спектр различных дефиниций диалектики. ѕоэтому, пыта€сь дать какое-то рабочее определение этого пон€ти€, надо иметь в виду следующее:

Х диалектика есть прежде всего попытка философского освоени€ тех многообразных процессов развити€ и св€зей, которые с необходимостью присущи всей реальности;

Х диалектика может выступать как онтологический срез действительности (и в этом случае она выстраивает ту или иную теорию развивающегос€ быти€) или же как ее гносеологический срез (и тогда она разрабатывает некие нормы и правила мышлени€, его общий метод);

Х в различные исторические эпохи и у разных мыслителей на первый план могли выступать различные аспекты диалектики, что вело к многообразию ее интерпретаций и невозможности дать такую инвариантную, пригодную на все времена дефиницию диалектики, котора€ удовлетворила бы всех философов.

—амо слово Ђдиалектикаї в буквальном переводе с греческого означает Ђискусство вести беседуї, а его первое употребление в философском смысле обычно приписываетс€ —ократу. ќн понимал диалектику как искусство обнаружени€ истины путем столкновени€ противоположных мнений, как способ ведени€ философского диалога, привод€щий к истинным определени€м пон€тий.

“ак, √егель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышлени€, базирующийс€ на иде€х развити€ и противоречивости быти€ и противоположный догматической ориентации прежней метафизики

–ассматрива€ движение абсолютной идеи, √егель анализирует такие категории диалектики, как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, €вление, тождество, различие, противоречие, необходимость, случайность, возможность, действительность и т. д.

ќсновные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развити€ и взаимосв€зи, которые составл€ют фундамент философской теории диалектики. ќни говор€т о том, что любое €вление в мире подвержено качественным изменени€м (развитию) и находитс€ в определенной зависимости от других €влений (св€зано с ними), вли€€, в свою очередь, на них. Ёти базисные диалектические идеи наполн€ютс€ более конкретным содержанием в системе законов диалектики - основных и неосновных.

  основным законам материалистической диалектики традиционно относ€т:

Х закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. —огласно ему, изменени€, происход€щие с €влением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход €влени€ в новое качественное состо€ние;

Х закон единства и взаимодействи€ противоположностей, утверждающий, что основным источником развити€ €влений служат их внутренние противоречи€. «десь следует добавить, что в св€зи с достижени€ми синергетики этот закон нуждаетс€ в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихс€ систем источником развити€ выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействи€ между элементами системы, а не противоречи€ между ними;

Х закон отрицани€ отрицани€, говор€щий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение €влений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развити€ характеризуютс€ терминами Ђпреемственностьї, Ђвозврат €кобы к старомуї, Ђразвитие по спиралиї и т. п.).

  неосновным законам диалектики (они формулируютс€ обычно с помощью парных диалектических категорий) чаще всего относ€т следующие:

Х закон соотношени€ единичного и общего: вс€кое общее реализуетс€ в единичных свойствах и св€з€х развивающегос€ €влени€;

Х закон соотношени€ необходимости и случайности: необходимость про€вл€етс€ в развитии €влений через случайности и дополн€етс€ ими. ¬месте с тем синергетика сегодн€ установила, что и случайность способ​на порождать новую необходимость (закон);

Х закон соотношени€ содержани€ и формы: содержание €влени€ определ€ет форму его развити€, котора€ способна вли€ть на данный процесс;

Х закон соотношени€ причины и следстви€: свойства и св€зи развивающегос€ €влени€ есть следствие определенных причин;

Х закон соотношени€ возможности и действительности: развитие €влени€ есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новы​ми возможност€ми;

Х закон соотношени€ сущности и €влени€: в свойствах и св€з€х развивающегос€ €влени€ раскрываетс€ его сущность;

Х закон соотношени€ части и целого: развивающеес€ €в​ление есть целостное взаимодействие своих частей.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1372 - | 1311 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.