Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Скульптура в храмах и погребениях




В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. "норма", "правило") - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, совершенному. Существовало не сколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были также клафт - полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немее с- головная повязка; короны - белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Большая статуя фараона Хефрена на троне. Вот он - канон египетской монументальной портретной скульптуры, незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично. Абсолютно симметричная мощная фигура фараона всей спиной прислонена к каменному блоку. Это статуя фараона, почитаемого как бог.

Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) - дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке - нашедших её при раскопках рабочих удивило сходством с их сельским старостой, поэтому за ней навсегда сохранилось это название.

Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина.

В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет - в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, не сколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью. Скульптура Нефертити. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Нефертити из мастерской скульптора Тутмеса - небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, полно обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из известняка являет нам постаревшую Нефертити - на её по-прежнему прекрасном благородном лице печать затаённой грусти. В портрете женственность черт точеного лица, глубина и ясность переживаний, сияющие в глазах, чуть открытые нежные губы, естественно величавая посадка головы, царственная изящность облика и его чудесная духовная раскрепощенность наполняют нашу душу восторгом. "Как гений чистой красоты», сама жизнь светится нам в этом дивном изваянии.

Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битв, а равно простых людей, которые

им служат. Полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавления золота и т.д. Как и самом пейзаже Египта, стенных росписях и цветных рельефах нет полутонов, красочных нюансов. Краски доносят до нас несложную яркую цветовую гамму.

Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому кано ну.

 

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus – древний) – искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры. Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого чело- века-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий – статуи для афинского Акрополя).

Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания (ордер).

Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.

На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Jleoxapa, Лисиппа). Как следствие в искусстве этого времени отмечается увлечение многофигурными композициями и колоссальными размерами статуй.

Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. В это время возникают и терпят крах огромные государства, отмечается развитие науки и культуры. Зодчие создают ансамбли городов с правильной планировкой.

Скульпторы в своих творениях воплощают торжество побед (Ника Самофракийская, Пергамский алтарь). Всемирно известная статуя богини любви и красоты – Венера Милосская (скульптора Александра) покоряет возвышенной красотой и пластическим совершенством.

Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический империи. Римляне высоко оценили науку, литературу, театр, архитектуру и скульптуру Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие художественной культуры древнего мира.

Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен купол. Таким образом, к IV в. сформировались основные типы христианского храма – базилика и центрально-купольное строение.

Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов. Власть римских императоров прославляли многочисленные монументы, поставленные в их честь, триумфальные арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани – термы, самый большой амфитеатр древнего мира – Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи – Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпей – это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах. Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох; трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.