Скопас, Пракситель и Лисипп. Эти три мастера работали в разной манере, но придерживались мнения: «Лишнее все бесполезно. Старинная есть поговорка: Если не в меру, - и мед желчью становится нам».
Пракситель. "Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.
" Афродита Книдская ", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
" Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.
Скопас, уроженец острова Парос, работал во многих городах Эллады. Его творчество чрезвычайно обширно, как по количеству работ так и по тематике, но все погибло без остатка. Его главный интерес – показать богов и людей в момент аффекта, потрясения, сильных душевных переживаний. Самое полное представление о творчестве Скопаса дает его «Неистовая Менада» (вакханка). Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на правом плече. Такого порыва чувств и вихря движений не знала греческая классика. Фигура вакханки резко изогнута, голова запрокинута, распущенные волосы тяжелой волной падают на плечи. Мастер изобразил ее в порыве бурного стремительного танца, во власти порыва, захватившее все ее существо. Новаторством Скопаса является движение в скульптуре. Эта статуя вакханки словно живет в пространстве: если обойти ее кругом можно почувствовать динамику танца – менада то застывает в легком упругом прыжке, то стихает, истомленная запрокинув назад голову.
Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Он был необычайно трудолюбивым и за свою жизнь создал 1500 бронзовых статуй. Лисипп сделал человека более стройным и легким. О его стиле можно судить прежде всего по Апоксиомену (атлет со стригилем - скребком, очищающих тело от пыли арены). Если раньше атлета изображали в предельном напряжении сил, то «Апоксиомен» показан в момент нервной усталости, после одержанной победы. Нерезкое, почти маловыразительное движение руки придает фигуре исключительную жизненность, спокойствие.
Искусство эллинизма. IV-I века до нашей эры. Эллинизм, с точки зрения исторической науки - это период в истории античных государств Средиземноморского региона, началом которого принято считать завоевательные походы Александра Македонского, а окончанием - падение птоломеевского Египта и полное установление господства государств Древнего Рима (около 30 года нашей эры). Однако в искусствоведении под периодом эллинизма понимают обычно более короткий отрезок времени, продолжавшийся до фактического завоевания древнеримскими легионами Средиземноморья (II-I века до нашей эры).
Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.
В начале эллинского периода произошел переход от демократии древнегреческих независимых полисов к греческим монархиям, объединившим большие территории и централизовавших власть в нескольких городах. Основная экономическая и политическая активность переместилась из Греции в Малую Азию и Египет.
Походы Александра Македонского способствовали тому, что греческая культура распространилась на огромных территориях от Малой Азии до границ Индии и от Черного моря до пустынь Аравийского полуострова. Это была самая большая империя, до тех пор известная человечеству, однако она оказалась непрочной и быстро распалась.
На ее развалинах образовались несколько империй с центрами в Египте, Сирии и Македонии. Их правители являлись верховными собственниками подконтрольной империям земли, которую обрабатывали полностью зависимые крестьяне и рабы. Рабовладение широко распространяется, в результате чего обостряется контраст между огромным богатством придворной знати и общей нищетой подавляющего большинства населения.
Развитие торговых отношений способствует быстрому росту и развитию новых городов. Центрами греческого влияния становятся Александрия, Антиохия и Пергам. В этих столицах возводятся богатые царские дворцы, храмы, театры, роскошные частные дома.
Впервые в истории человечества появляются памятники инженерного искусства, например Фаросский маяк. Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра. и восточных культур и систематизация накопленных знаний.
Смена мировоззрения в эпоху эллинизма. Всеобщей известностью пользовались знаменитая библиотека в Александрии, где находилось семьсот тысяч папирусных свитков - сочинения по все отраслям знаний. Огромных успехов достигли в III веке до н. э. естественные науки, математика и медицина. В это время Архимед сделал ряд великих открытий в области механики и физики, Эвклид создал труд о началах геометрии, Гиппарх составил обширный звездный каталог, географ Эратосфен сравнительно точно определил окружность земли, астроном Аристарх Самосский впервые высказал гениальную догадку, что земля и планеты вращаются вокруг солнца.
Расширение границ мира и его научное познание показало человеку необъятную сложность окружающей действительности. Исчезновение независимых городов-государств и появление могущественных монархий с безграничной властью царя вело к полной утрате гражданского самосознания и формированию новых представлений о месте человека в мире. Он превратился в верноподданного монарха и вместе с тем, как никогда прежде, ощутил себя частицей того обширного мира, который эллинистические мыслители назвали "обитаемой вселенной". В сознании людей эпохи эллинизма складывается более сложное отношение к действительности, которая часто выступает как сила, враждебная человеку. Бурная жизнь, полная опасности и войн, внушала мысль о невозможности противостоять ударам судьбы, порождала трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний. Эти чувства и настроения сказываются и в новом понимании красоты, во многом отличном от эстетического идеала греческой классики.
Искусство эллинизма не представляет собой единого целого. В этот период существуют самостоятельные художественные школы в Александрии, Пергаме, Греции, на острове Родос, в городах Сирии. Лучшие произведения эллинических скульпторов с большой полнотой и художественной убедительностью отражают самые волнующие проблемы эпохи. В противоположность спокойной волевой целеустремленности классического искусства, их образы несут в себе огромное эмоциональное напряжение и страстную патетику.
Ника Самофракийская. Эмоциональным напряжением и страстной патетикой отмечена замечательная статуя богини победы Ники, которую воздвигли на маленьком острове Самофрака.. Высеченная из паросского мрамора, фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивает прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.
Венера Милосская. Чрезмерное увлечение бытовой точностью часто вырождается в мелочную повествовательность и даже отталкивающий натурализм. Таковы изображения стариков и старух, свойственные мастерам Александрии. В то же время родосские скульпторы явно предпочитают кровавые, бьющие по нервам сюжеты и тяготели к намеренно эффектным театральным приемам. Порой мастера эллинизма обращали свои взоры в прошлое, к возвышенным образам греческой классики. Под их влиянием появляются такие замечательные произведения искусства, как статуя богини Афродиты, найденная в XIX веке на небольшом островке Мелос. Ее создал мастер Александр около 120 года до н. э. Эта знаменитая ныне статуя пошла в историю под названием Венеры Милосской. Полуобнаженная фигура богини высечена и паросского мрамора. Руки ее были утрачены еще в древности. Ученые предполагают, что в одной руке Афродита держала яблоко, символ острова Мелос, а другой придерживала ниспадающую одежду. Фигура богини с разных точек зрения кажется то гибкой и подвижной, то полной сдержанного покоя. Скульптор достиг удивительной тонкости в обработке материала: по поверхности мрамора легко и трепетно скользят световые блики и прозрачные тени, создавая ощущение живого и прекрасного человеческого тела. Облик богини, в котором естественно сочетаются нежность и сила, привлекает здоровой и целомудренной красотой. Лицо Афродиты с идеально правильными чертами пленяет ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью. В этой статуе слились воедино лучшие достижения греческого искусства. Она рождает чувство светлой гармонии, показывает, какой чистоты и нравственного совершенства может достичь человек.
Пергамский алтарь
Пафос борьбы, характерный для эллинизма, нашел совершенное выражение в грандиозной скульптурной композиции, украшавшей мраморный алтарь в честь Зевса, который построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии. Этот памятник был посвящен конкретному историческому событию.
В конце III века до н. э. пергамский царь Аттал I отразил нашествие племен галатов. В память о его победе воздвигли алтарь. Само сооружение представляло собой высокий цоколь, на котором высился стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке, где находился жертвенник. Вдоль цоколя непрерывной лентой тянулся рельефный фриз длиной В 120 м и высотой в 2.3 м. Над его исполнением, судя по именам, начертанным на плитах, работали многочисленные скульпторы из Пергама и Афин. Исключительное богатство изображений и обыкновенные размеры фриза делаю его выдающимся произведением, которое не знает равных в античном искусстве.
Создатели фриза запечатлели борьбу Пергама с галатами в иносказательной форме как схватку богов и гигантов. Согласно мифам, сыновья боги земли - гиганты - восстали против богов Олимпа и в жестокой битве потерпели поражение. Сцены этой битвы одна за другой проходят на плитах Пергамского алтаря. Перед скульпторами стояла сложная композиционная задача - наглядно показать борющихся мира.
Мастера нашли в высшей степени простое и убедительное решение: фигуры богов, как правило, возвышаются над поверженными гигантами. Выполненные в технике высокого рельефа фигуры почти отделяются от фона. Они даны в самых сложных поворотах и бурных движениях, которые подчеркнуты живописно развивающимися одеждами и резкими контрастами света и тени. Поистине безгранична фантазия скульпторов в передаче отдельных эпизодов, где яростному натиску богов противопоставлено отчаянное сопротивление гигантов. Центральный образ фриза - сражающийся Зевс, который одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная мощь. Поразив одного из гигантов, бог-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов, змееголового гиганта Порфириона. Сверхчеловеческой силoй поражает его мускулатура, страстной ожесточенностью пышет лицо гиганта.
Упадок и исчезновение эллинской культуры
Скульптура жреца Лаокоона Последний значительный памятник греческого искусства - скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей. Ее создали около 40 года до н. э. три родосских мастера - Агесандр, Афанодор и Полидор. Эта группа была обнаружена в 1506 году среди развалин одного из императорских дворцов Древнего Рима и на протяжении нескольких столетий пользовалась большой славой во всех европейских странах. Сюжет скульптуры заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. Согласно мифам, после безуспешной осады города греки оставили под его стенами колоссального деревянного коня, где был спрятан отряд воинов. Жители Трои собирались ввести коня в город, но Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. За это богиня Афина, покровительница греков, покарала его: из пучины моря выползли две огромные змеи и задушили Лаокоона и его детей.
С виртуозным мастерством показывают скульпторы эту страшную сцену. Младший сын Лаокоона уже задохнулся в тисках змеи, старший напрасно умоляет отца прийти на помощь. Сам Лаокоон борется с чудовищами, его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта, кажется, слышен крик отчаяния, а в глубоко запавших глазах - выражение мучительной боли. С огромной силой раскрывают родосские мастера физическое и моральное страдание героя.
Подчеркнутый интерес скульпторов к эмоциональному, драматическому по своему звучанию сюжету - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.
Во II-I веках до н. э. легионы рабовладельческого Рима завоевывают страны Восточного Средиземноморья, и с этого времени начинается не только новый период мировой истории, но и новая эпоха в античном искусстве - искусство Древнего Рима.