Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воззрение на первоисточник мира. Этапным моментом в развитии идеи Бога Творца и с необходимостью вытекающих из нее идей Творения, Откровения и других являются попытки их философской




 

Этапным моментом в развитии идеи Бога Творца и с необходимостью вытекающих из нее идей Творения, Откровения и других являются попытки их философской рефлексии. Что касается иудаизма, подобные попытки, стимулированные переводом Ветхого Завета на греческий язык в Александрии, предпринимаются с III в. до н.э. Среди них наиболее известной является деятельность Филона Александрийского (I в. до н.э. — I в.), описывавшего Бога средствами философского языка — как «сверхмонаду» [45,48]. Творчество Филона оказало сильное влияние на первых христианских мыслителей, благодаря чему, собственно, мы с ним и знакомы. Как отмечается в современных исследованиях, «колоссальный авторитет сочинений Филона у христианских идеологов патристики и средневековья обеспечил им долгую жизнь и сравнительно хорошую сохранность» [45, 47]. Чуть позже философское осмысление монотеистических идей происходило в рамках зарождавшегося христианства, начиная с трудов апологетов I—II вв. (характерно, что к их именам традиционно добавлялась приставка «философ», например: Юсгинфилософ, Аристидфилософ. Афина горфилософ и Т.Д.).

Наверное, будет правильным мнение, что только с достижением аутентичного философского уровня, т.е. с I—II вв., и можно говорить о полноценном средневековом мировоззрении. Конечно, не все согласятся, что средневековая философия возникает в начале эры. Так, английский ученый медиевист Ф. Коплстон уверен, что «произведения... апологетов... не могут считаться философскими» [38, 291, и начинает философскую мысль Средних веков со схоластики (IX в.). Тем не менее в том, что средневековая философия формируется именно в период христианских апологий, уверены многие как зарубежные, так и отечественные историки философии. Что касается последних, то здесь можно привести мнение такого авторитетного специалиста, как Г.Г. Майоров. «Их (апологетов. — Г.К.) рассуждения вполне соответствовали тому представлению о философии, которое имело место в их время», — утверждает он [45, 56]. «Историю средневековой философии следует начинать с I—II вв., — замечает он в другом месте. — Как ни парадоксально, средневековая философия начиналась много раньше, чем завершилась античная» [45, 5—6].

Последнее замечание Майорова еще раз возвращает к проблеме датировки средневекового периода в мировой истории. Формирование полноценного средневекового мировоззрения было условием, а не результатом вхождения человечества в Средневековье. Древнее мировоззрение еще столетия определяет и картину мира, и образ жизни человека. Не будет преувеличением сказать, что и после перехода в оппозицию оно так или иначе присутствует в Средневековье, например в виде христианских и исламских мистических учений, ересей. Более того, пафос Возрождения (XV в.), апеллирующий к идеалам античного прошлого, можно рассматривать как своеобразный мировоззренческий реванш Древности, имеющий далеко идущие последствия для европейской культуры. Поэтому вполне естественно, что среди исследователей широко распространено мнение о длительном сосуществовании старого и нового мировоззрений.

«Параллельное» сосуществование мировоззрений не могло быть мирным, слишком разные ответы давались на принципиальные вопросы человеческого бытия. Радикальный христианский мыслитель II в. Тертуллиан поэтому имел все основания заявить знаменитое: «Нет ничего общего между Афинами и Исрусатимом» [66,417), фактически повторяя слова новозаветного апостола: «Что общего у света с тьмою?.. Какое соучастие верного с неверным?» [5, 2 Кор. 6, 14—15].

Тем не менее, многовековое сосуществование давало зачастую органичные и плодотворные мировоззренческие синтезы, и они, особенно на первых порах, играли более важную роль, чем радикальное размежевание. Так, христианское вероучение, формирующееся в условиях господства античного образа мысли, в полной мере испытывает на себе мощь чужих по духу идей. «Христианство... усваивало монотеизм весьма болезненно, — напоминает Майоров, — через преодоление различного рода плюралистических тенденций: дитеизма, тритеизма, субординационизма и т.п., борьба с которыми разрешилась, в конце концов, утверждением компромиссной библейско-эллинистической формулы триединства» [45, 37]. Отсюда известные смысловые параллели между античным умным богомдемиургом, «благочестиво» устраивающим мир, и христианским Богом Творцом, творящим мир разумно (и поэтому понятно для человека). Этот специфический рационализм, по сути ограничивающий абсолютную свободу Бога Творца, явился одним из важных моментов генетической связи между древним и средневековым мировоззрениями. Из этого же ряда принятие и обоснование чрезмерных форм аскетизма в христианстве первых веков. Противопоставление плохого тела и хорошей души чуждо последовательному монотеизму. Ему присуще, скорее, противопоставление своеволия и послушания. Недаром демоны, выступающие против Бога, для монотеистического сознания плохи, хотя они бестелесные, а значит, исключительно духовные существа. Но тем не менее Средневековье, особенно Средневековье раннее, вопреки монотеистическому принципу, относится к телу зачастую с предубеждением.

В свете вышесказанного неудивительно, что в учениях Оригена Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Августина Блаженного и многих других средневековых мыслителей в той или иной степени присутствует двусмысленность, потенциальная еретичность (о чем будет сказано отдельно). Эта двусмысленность была не исключением, но правилом, характерной чертой. Отсюда появляется основание для того, чтобы считать и средневековое мировоззрение в целом неким гармоничным синтезом, компромиссом между старой, пантеистической, и новой, монотеистической, моделями мира, на условиях последней и при ее несомненном доминировании.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.