Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Условия формирования нововременного представления о мире




 

Идея обозначить в истории культуры период Нового времени принадлежит гуманистам XV в. Позиционируя свое время Средним векам, они говорят о начале Новой истории [61/11, 252]. С XVI—XVII вв. деление мировой истории на три периода — Древность, Средние века и Новое время — становится традиционным для западной Европы, а в последующие века — общепринятым [61/11, 252]. Однако современный ученый вкладывает в понятие Нового времени иной смысл, чем гуманисты. Последние видели в новой эпохе реставрацию Древности, недаром она носила также название «Возрождение» («Ренессанс»), Впоследствии обнаружилось, что содержание этой эпохи глубоко оригинально и явления в ее рамках — экономические, политические, правовые и др. — не имеют исторических аналогов.

Было бы правильным сказать, что содержание эпохи не соответствовало представлениям о ней гуманистов. Здесь, видимо, следует обозначить один важный для понимания специфики Нового времени момент, который связан с противоречивой культурно-исторической ролью гуманистического движения XV—XVI вв. Гуманисты активно участвовали в жестком и бескомпромиссном мировоззренческом конфликте на рубеже эпох, выступая против средневекового образа жизни. Однако парадоксальным образом в этом конфликте они — мировоззренчески — не на стороне исторического прогресса: идеалы гуманизма находятся в далеком, еще дохристианском прошлом.

Ретроспективность идеалов, заявленная гуманистами, не была случайным, единичным явлением. После символических актов, подтверждающих победу монотеистических идей в IV—VI вв., — признание христианства официальным вероучением Римской империи, закрытие философских школ и языческих храмов — древнее мировоззрение не исчезло, но осталось значимым фактором в духовной жизни Средних веков. Ряд исследователей, в том числе и отечественных, считают, что со временем его влияние только усиливалось. В этом смысле появление в конце Средневековья учений гуманистов, которые, по сути, были учениями пантеистическими (или натурфилософскими), иллюстрирует рост данного влияния. Вот характерная цитата авторитетного отечественного историка философии В.В. Соколова. «Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии, — замечает Соколов, — состояла в не креационистском (несотворенном. — Г.К.) понимании природы, исключавшем христианскомонотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы... Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности... Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы... которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистическим догматам схоластической философии» [63, 16].

Исходя из сказанного, прогрессивные мировоззренческие идеи следует искать не в гуманистическом движении, но, скорее, в движении, оппонирующем ему. Речь идет, конечно же, о западноевропейском движении Реформации начала XVI в., которое декларирует возврат к «первоначальному» христианству, а по сути, пытается реализовать идеи «чистого», доведенного до логического конца монотеизма.

Следует особо отметить, что в исследовательской литературе упомянутые движения — гуманистическое и реформационное — обычно объединяются на основании их критики Средневековья. Так делает уже Г. Гегель. В «Лекциях по философии истории» 3й раздел, озаглавленный «Новое время», он начинает словами: «Мы должны рассмотреть реформацию... все преображающее солнце, взошедшее после... утренней зари (гуманизма. — Г.К.) в конце средних веков» [13, 420]. Эту точку зрения как доминирующую в мире исторической науки фиксирует отечественная справочная литература советского периода: «В буржуазной... историографии наиболее распространено мнение, что за начало Новой истории следует принимать появление гуманизма и реформацию. Эта точка зрения и теперь является господствующей во Франции, Англии, Зап. Германии. Она была общепринятой в русских университетах и в дореволюционных русских учебниках» [61/10, 253].

Именно по причине распространенности такой точки зрения в современной историографии хотелось бы обратить внимание на глубокий мировоззренческий антагонизм, который обнаруживается при анализе гуманистических и реформаторских идей (например, идей гуманиста Эразма Роттердамского и реформатора М. Лютера о свободе воли). Антагонизм делает традиционное объединение этих движений более чем формальным: если гуманисты критикуют мировоззренческий синтез Средних веков за то, что в нем слишком мало пантеистической Древности, то реформаторы, наоборот, за то, что в нем слишком мало монотеистического Средневековья. Как справедливо замечает современный отечественный исследователь А.Г. Дугин, «несмотря на то, что Возрождение солидарно с Новым временем в отрицании парадигмы Средневековья, причины и характер этого отрицания в обоих случаях совершенно различны» [29, 168].

Началом Реформации считается 1517 год, когда один из ее лидеров — немецкий мыслитель М. Люгср — вывесил на всеобщее обозрение тезисы против некоторых действий Католической церкви. Общий смысл выступления немецкого мыслителя заключался в отказе от услуг Церкви, традиционно выступавшей посредником между человеком и Богом. Доводы Лютера, а затем и построенное на них учение оказали сильное влияние на умонастроение современников. Деятельность немецкого мыслителя была воспринята ими не иначе как апостольская [32, 53]. О его высоком авторитете свидетельствует одна история: когда Лютер отсутствовал в родном городе какое-то время, другой известный немец, художник А. Дюрер, выражая общее беспокойство, высказался в том духе, что, если Лютер умер, кто же тогда объяснит людям Евангелие?

Отдавая должное Лютеру как мыслителю, следует отметить, что современники уже были готовы к адекватному восприятию его идей. Не случайно Ф. Энгельс многозначительно замечает, что учение Лютера оказало действие, «подобное удару молнии в бочку пороха» [46/7, 3921. «Порох» для реформаторства был готов. В общественном сознании Западной Европы набирал силу вполне определенный мировоззренческий процесс, взрывоопасные признаки которого обнаруживаются в эпизодах, казалось бы совершенно далеких от богословских споров.

В качестве примера можно опереться на одно интересное историческое явление, возникшее в конце Средних веков — начале Нового времени. Речь идет об устойчивом стремлении западноевропейского общества изолировать психически больных людей. Способы такой изоляции выбираются разные, вплоть до экзотических: «Одной из самых распространенных форм устранения сумасшедших становится морское путешествие: умалишенных, бродивших под стенами города, отдают во власть моря... иногда снаряжают целый «корабль дураков» — эта практика станет одной из ярких тем европейского искусства XVI— XVIII веков» [73,44]. Картина блуждающего в море корабля, в котором все — от капитана до последнего пассажира — безумны, безусловно, впечатляет. Однако не менее впечатляет пренебрежительное отношение общества к сумасшедшим.

Для традиционных культур, в том числе и для раннего западноевропейского Средневековья, такое отношение не характерно. Не в последнюю очередь потому, что безумец — античный ли это вакханк, исламский дервиш, православный юродивый или кто еще — воспринимается в традиционных культурах как транслятор «иного», потустороннего мира. В определенном смысле безумие есть «знак священного избранничества» [73, 44]. Опираясь именно на это восприятие, Платон утверждает, что «бог уделил пророческий дар человеческому умопомрачению», что человек «причастен боговдохновенному и истинному пророчеству... когда мыслительная способность связана... неким приступом одержимости» [51, Тим. 71 е].

В произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов» есть сцена, где это традиционное восприятие художественно обыгрывается. Когда совершивший преступление царь приказывает замолчать обличающему его юродивому, тот многозначительно отвечает: «Не могу, Богородица не велит!» [54]. И последующая реакция царя и его окружения показывает, что этот аргумент безумца воспринимается ими вполне серьезно.

Практика изоляции сумасшедших, устанавливающаяся в позднем западноевропейском Средневековье, указывает, что отныне речи безумцев не воспринимаются как «боговдохновенные». Теперь, по мнению окружающих, безумцы своими речами обнаруживают не глубины потустороннего мира, но личное ущербное сознание, отсюда и соответствующая — крайне низкая — оценка их статуса. При этом нельзя сказать, что европейцы стали менее религиозны. Наоборот, конец Средних веков — начало Нового времени характеризуется полномасштабными религиозными войнами, отражающими, как показывают специальные исследования, рост религиозной экзальтации, обострение чувства ответственности и страха перед Богом, например, [см. 20]. Причина отказа безумцам в праве на презентацию потустороннего мира заключается, видимо, в другом — на этом этапе развития западноевропейским обществом была поставлена под сомнение возможность произвольной, т.е. осуществляемой по желанию человека (кем бы он ни был), связи с Богом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.