1. Бадмажапов Ц.-Б. Буддийский стиль в изобразительном искусстве и архитектуре / Ц.-Б. Бадмажапов // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М.: Вост. лит., 2010. – 178-183 с.
2. Бадмажапов Ц.-Б. Иконография Ваджраяны / Под общ. Ред. Бонгард-Левина. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. – 623 с.
3. Бадмажапов Ц.-Б. Икнография и искусство буддизма Ваджраяны (на основе тибето-монгольского материала) / Ц.-Б. Бадмажапов // Искусство востока: Вып. 3. Сравнительное изучение традиций / Отв. ред. и сост. Т.Е. Морозова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 352 с.
4. Белозерова В.Г. Художественная традиция / В. Г. Белозерова // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М.: Вост. лит., 2010. – 30-48 с.
5. Берзин А. Историческое взаимодействие буддийской и исламской культур до возникновения Монгольской империи [Электронный ресурс] / Александр Берзин. – 1996. - Режим доступа: http://www.berzinarchives.com/web/x/nav/group.html_1232962266.html (дата обращения: 08.06.2014).
6. Богоявленский Н.В. Западный Застенный Китай / Н.В. Богоявленский. – Спб., 1906. - 424 с.
7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с немец. А.А. Франковского. Вступительная статья Р. Пельше. – М.: В. Шевчук, 2009. - 343 с.
8. Виноградова Н.А. Искусство Китая / Н.А. Виноградова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 250 с.
9. Виноградова Н.А. Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени / Н.А. Виноградова. – М.: Театралис, 2010. – 199 с.
10. Воробьёва-Десятовская М.И. Русские исследователи Хотана / М.И. Воробьева-Десятовская // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути / Науч. ред. О.П. Дешпанде. Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С.43-44.
11. Ганевская Э. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ / Э. Ганевская, А. Дубровин, Е. Огнева. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 370 с.
12.
13. Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока: Тибетский канон пропорций / Герасимова К.М. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. - 303 с.
14. Деменова В.В. Пространство смыслов буддийской металлической скульптуры / В.В. Деменова, О.А. Уроженко. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2010. - 144 с.
15. Дьяконова Н.В. Искусство Синьцзяна / Н.В. Дьяконова // Всеобщая История Искусств в 6 т. Т.2, кн. 2. – М.: Искусство, 1960. – 317 – 328 с.
16. Елихина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма / Ю.И. Елихина. – Спб.: Азиатика, 2010. – 310 с.
17. Елихина Ю.И. Культура и искусство Хотана / Ю.И. Елихина // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути / Науч. ред. О.П. Дешпанде. Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С.44-47.
18. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с немец. Ю.Н.Попова. Послесловие В.В.Бибихина. - Спб.: Axioma, 2000. - 276 с.
19. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2004. – 960 с.
20. Кравцова М.Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства/ М.Е. Кравцова // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М.: Вост. лит., 2010. – С.183-200.
21. Ли Фуцзюнь. Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь: автореф. дис. … канд. Искусствоведения / Ли Фуцзюнь; Гос. Рус. музей. - СПб.: [б. и.], 2006. - 28 с.
22. Литвинский Б.А. Среднеазиатские народы и распространение буддизма / Б.А. Литвинский // История, археология и этнография Средней Азии. М.: 1968. – 128-135 с.
23. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 1: Ранняя классика/ А.Ф. Лосев - М.: Высшая школа, 1963.
24. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона / А.Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М.: Наука, 1973. - С. 6-15.
25. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. – Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 286 с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т.1 / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. – 671 с.
27. Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.) / Т.К. Мкртычев. - М.: Академкнига, 2002. – 286 с.
28. Муриан. И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа / И.Ф. Муриан. - М.: КомКнига, 2005. - 200 с.
29. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей / Отв. ред. И.Ф.Муриан. М.: Наука, 1973. - 256 с.
30. Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары / Г.А. Пугаченкова. - М.: Искусство, 1982. – 192 с.
31. Пугаченкова Г.А. Образ Будды в античном и раннесредневековом изобразительном каноне / Пугаченкова Г.А. // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве стран Азии и Африки. - М.: Наука, 1973. С. 141-151.
32. Пчелин Н.Г. Культура и искусство Турфана / Н.Г. Пчелин // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути / Науч. ред. О.П. Дешпанде. Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С.209-213.
33. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока / Л.И. Ремпель. - М.: Советский художник, 1978. 404 с.
34. Самосюк К.Ф. Культура и искусство Кучи / К.Ф. Самосюк // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути / Науч. ред. О.П. Дешпанде. Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С.120 -124.
35. Сидорова В.С. Скульптура Древней Индии / В.С. Сидорова. – М.: Искусство, 1971. – 86 с.
36. Словарь иностранных слов. - 15-е изд. - М.: Русский язык, 1988. - 608 с.
37. Терентьев А.А. Сандаловый Будда Раджи Удаяны / А.А. Терентьев. – Спб.: Нартанг, 2010. 112 с.
38. Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под нaчaльством М. В. Певцовa. Ч. 1-3. СПб.: Русск. Геогрaф. общ., 1892-1896.
39. Тюляев С.И. Искусство Индии / С.И. Тюляев. – М.: Искусство, 1988. – 342 с.
40. Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента / Тянь Хэ // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - №1. - С. 173.
41. Фаченна Д. Проблемы священной буддийской архитектуры и гандхарской скульптуры/ Д. Фаченна // Вестник древней истории. -1993. - №02. – 137 – 152 c.
42. Читралакшана. Характерные черты живописи/ предисл., пер. и примеч. М.И. Воробевой-Десятовской. М. 1965.
43. Angela Falco Howard, Li Song, Wu Hung, and Yang Hong. Chinese Sculpture. – 2006. – 536 p.
44. Chandra, Lokesh. Dictionary of Buddhist iconography / Lokesh Chandra. — New Delhi: International academy of Indian culture: Aditya Prakashan, 2003. — Vol. 7: Ma.bdud - Manjushiri. — С. 1851-2140.
45. Denise Patry Leidy, Donna K. Strahan. Wisdom Embodied: Chinese Buddhist and Daoist Sculpture in The Metropolitan Museum of Art. – 2010. – 248 p.
46. Dobbins K.W. Gandharan Art from Stratified Excavations. E&W n.s.23. 3/4. 1973. 294 p.
47. Gandharan buddism. Archeology, Art, Texts / Edited by Pia Brancaccio and Kurt Behrendt. – Vancouver: UBC Press, 2006. – 328 p.
48. Marshall J. The Buddhist Art of Gandhara: the Story of the Early School, Its Birth, Growth and Decline. - Cambridge: Cambridge University Press, 1960. – 118 p.
49. Thorp R. L., Vinograd R. E.,Chinese Art & Culture. - Prentice Hall and Harry N. Abrams, 2001. – 440 p.
Приложение
Илл. 01. Человеческая маска. Тяньшуй, провинция Ганьсу. 5000-6000гг. до н.э. Терракота. Выс. ок. 25 см. Музей провинции Ганьсу
Илл. 02. Антропоморфный бутылеведный сосуд. Яншао, Китай. Ок.4000 г. до н.э. Расписная керамика.
Илл.03. Голова женского божества из святилища Нюхэлян, Китай.3500г. до н.э. Терракота. Опубликована по книге «The Neolithic Ceremonial Complex at Niuheliang and Wider Hongshan Landscapes in Northeastern China» (Hai Zhang, Andrew Bevan, Dashun Guo)
Илл.04. Слуга. Погребение Фу-Хао, Китай. 1200 г. до н.э. Нефрит.
Илл. 05. Возничий. Китай. IV-III вв. до н.э. Бронза. Выс. ок. 20 см. Метрополитен музей
Илл.06. Светильник. Пиншань, провинция Хубэй. Конец IV в. до н.э. Бронза, инкрустация. Большой дворец изящных искусств в Париже
Илл. 07. Пара шаманов или слуг. Провинция Хубэй. Царство Чу. IV-III вв. до н.э. Дерево, черный лак, киноварь. Портлендский музей искусств
Илл. 08. Воины из погребального эскорта в гробнице императора Цинь Шихуана. Провинция Шэньси, около г.Сиань. III в. до н.э. Глина
Илл. 09
Илл. 10
Илл. 11
Илл.12
Илл. 13. Терракотовая статуэтка девушки. Китай. Период Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.). Глина. Иллюстрация опубликована по Всеобщей истории искусств (Т.1)
Илл. 14. Сидящий Будда Шакьямуни. Китай. 338 г. н.э. Золоченая бронза. Выс. ок. 40 см. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл. 15. Буддийский рельеф из Буткары. I в. Музей восточных искусств в Турине.
Илл. 16. Подношения Будде (рельеф). Буткара. II в. Музей восточных искусств в Турине
Илл.17. Сидящий Будда. Гандхара. I- сер. II вв. Бронза со следами позолоты. Выс. ок. 17 см. Метрополитен музей
Илл.18. Стоящий Будда. Гандхара. I в. Серый сланец. Выс. ок. 92 см. Британский музей
Илл.19. Бодхисаттва Майтрейя. Гандхара. III в. Серый сланец. Выс. ок. 81 см. Метрополитен музей
Илл.19а. Сидящий Будда. Гандхара. II-III вв. Серый сланец. Выс. ок. 95 см. Британский музей
Илл.20. Бодхисаттва Майтрейя. Гандхара. III-IV вв. Серый сланец. Выс. ок. 105 см. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл.20а. Сидящий Будда. Гандхара. IV-VI вв. Серый сланец. Выс. ок. 87 см. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл.21. Великое чудо Шравасти (часть мандорлы). Гандхара. III в. Серый сланец. Музей восточных искусств Гиме
Илл. 22. Сидящий Будда Дипанкара с «пламенеющими» плечами. Хотан. VI-VII вв. Стук. Выс. ок. 12 см. Метрополитен музей
Илл.23. Сидящий Будда. Хотан. VI-VII вв. Терракота. Выс. ок. 13 см. Метрополитен музей
Илл.24. Голова бодхисаттвы. Куча. VI-VII вв. Раскрашенный гипс. Музей азиатского искусства Гиме
Илл.25. Медитирующий Будда. Куча. VI-VII вв. Дерево со следами краски. Выс. ок. 26 см. Музей азиатского искусства Гиме
Илл.26. Статуэтка сидящего Будды. Турфан. V в. Лесс, позолота, следы краски. Выс. ок. 51 см. Государственный Эрмитаж
Илл.27. Медитирующий Будда. Турфан. III-V вв. Стук. Выс. ок. 51 см. Метрополитен музей
Илл. 28. Сидящий Будда под деревом Бодхи с монахами. Фаяз Тепа. I-III вв. Известняк. Национальный исторический музей в Ташкенте
Илл. 29. Голова бодхисаттвы. Турфан. V в. Выс. ок. Окрашенный гипс. 38 см. Музей азиатского искусства в Берлине
Илл.30. Стоящий Будда Шакьямуни. Гандхара. II в. Серый сланец. Эрмитаж
Илл.31. Фрагмент фигуры Будды. Карашар. VI-VII вв. Глина, лесс, клеевые краски. Выс. ок. 67,5 см. Государственный Эрмитаж
Илл.32. Медитирующий Будда. Дуньхуан. 442-534 гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 259 пещера
Илл.33. Будда с Анандой и Кашьяпой. Дуньхуан. 557-581гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 290 пещера
Илл. 34. Бодхисаттва Майтрейя. Гандхара. II в. Серый сланец. Токийский национальный музей
Илл. 35. Майтрейя. Гандхара. II-III в. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл.36. Голова Майтрейи. Гандхара. II-III вв. Сланец. Метрополитен музей
Илл. 37. Сидящий Майтрейя со скрещенными ногами. Дуньхуан. Нач.V в. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 275 пещера
Илл. 38. Бодхисаттва Майтрейя в позе задумчивости. Китай. Начало VI в. Выс. ок. 42 см. Гарвардский музей искусств
Илл. 39. «Смеющийся Милэ». Китай. XVI-XVII вв. Бронза, позолота
Илл. 40. Авалокитешвара. Гандхара. III в. Бронза. Музей Гиме
Илл. 41. Авалокитешвара. Гандхара.II-III вв. Индийский музей в Калькутте.
Илл. 42. Авалокитешвара со скрещенными ногами. Юньган. 470–480. Выс. ок. 146 см. Метрополитен музей
Илл. 43. Авалокитешвара - Гуанинь. Лунмэнь. VII в.
Илл.44. Тысячерукий Авалокитешвара-Гуаньинь. Монастырь Шуанлиньсы, пров. Шаньси. 618-907 гг. Дерево, резьба, роспись.
Илл. 45. 11-главый Авалокитешвара-Гуаньинь. Китай. Нач. VIII в. Серый песчаник. Выс. ок. 130 см. Кливлендский музей искусств
Илл.46. Будда и Ваджрапани в образе Геракла. Гандхара. II в. Британский музей
Илл.47. Ваджрапани. Лунмэнь. Сер. VIII вв. Биянь пещера
Илл. 48. Будда. Юньган. 450 – 499 гг. Песчаник. Пещера №16
Илл. 49. Сидящий Будда с предстоящими. Матхура. 110 г. Песчаник
Илл.50. Сидящий Будда. Юньган. 460-465гг.Выс.ок.14м. Пещера №20
Илл.51. Бодхисаттва. Майцзишань. V в. Глина. Выс. ок. 155см.
Илл.52. Сидящий Будда. Майцзишань. 534-556гг. Глина
Илл.53. Медитирующий Будда. Гандхара. III-IV в. Сланец. Выс. ок. 32 см. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл.54. Сидящий Будда.Дуньхуан. 600-699 гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 322 пещера
Илл. 55. Сидящий Будда. Гандхара. III-VI вв. Сланец. Выс. ок. 42 см. Музей азиатских искусств в Сан-Франциско
Илл.56. Будда. Дуньхуан. 705-781гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 45 пещера
Илл.57. Будда в окржуении Кашьяпы и Ананды, бодхисаттв и локапал. Дуньхуан. 705-781гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 45 пещера
Илл. 58. Торс Бодхисаттвы. Гандхара. V в. Сланец. Выс. ок. 164 см. Метрополитен музей
Илл.59. Торс бодхисаттвы. Тянлуншань. VIII в. Синяя глина. Токийский национальный музей
Илл. 60. Бодхисаттва в позе царского отдохновения. Гандхара. II-III вв. Серый сланец. Выс. ок. 104 см. Чикагский институт искусств
Илл.61. Бодхисаттва Махастхамапрапта. Дуньхуан. 848-907гг. Ганч, каркас, подцветка. Могао, 196 пещера
Илл. 62. Торс Бодхисаттвы. Гандхара. II в. Сланец. Музей искусств в Сан Диего
Илл. 63. Торс Бодхисаттвы. Китай, пров. Хэбэй. VII в. Мрамор. Выс. ок. 110 см. Музей провинции Шэнси, г. Сиань.
Илл.64. Сидящий Будда. Гандхара. IV-VI вв. Серый сланец. Выс. ок. 87 см. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско
Илл. 65. Будда. Китай. 725-750 гг. Известняк со следами краски. Выс. ок. 220 см. Чикагский институт искусств
Илл. 66. Сидящий Будда. Гандхара. IV-VI вв. Сланец. Выс. ок. 54 см. Музей азиатских искусств в Сан-Франциско
Илл. 67. Сидящий Будда. Китай. IV в. Выс. ок. 33 см. Бронза, позолота. Публикуется по книге Zhongguo meishu quanji, Diaosu bian v. 3 (Beijing: renmin meishu chubanshe, 1988), p. 34.
Илл. 68. Будда Майтрейя. Китай. 486 г. Бронза, позолота. Выс. ок. 140 см. Метрополитен музей
Илл. 69. Будда в окружении бодхисаттв. Китай. 618 – 906 гг. Музей провинции Ганьсу
[1] Словарь иностранных слов. - 15-е изд. - М., 1988. - С. 304.
[2] Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 1: Ранняя классика. - М., 1963. - С. 75-86
[3] Читралакшана. Характерные черты живописи/ предисл., пер. и примеч. М.И. Воробевой-Десятовской. М. 1965. - С. 5-6.
[4] Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока: Тибетский канон пропорций. - Улан-Удэ, 1971. - С. 24-25.
[5] Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. - М., 1978. - С. 195-196.
[6] Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей / Отв. ред. И.Ф.Муриан. М., 1973. - С. 3-5.
[7] Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973. - С. 6
[8] Там же.
[9] Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока: Тибетский канон пропорций. - Улан-Удэ, 1971.
[10] Деменова В.В., Уроженко О.А. Пространство смыслов буддийской металлической скульптуры. – Екатеринбург, 2010.
[11] Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994. - С. 133.
[12] Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с немец. Ю.Н.Попова. Послесловие В.В.Бибихина. - Спб., 2000. - С. 25- 27.
[13] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с немец. А.А. Франковского. Вступительная статья Р. Пельше. – М., 2009.
[14] Пугаченкова Г.А. Образ Будды в античном и раннесредневековом изобразительном каноне // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве стран Азии и Африки. - М., 1973. - С. 150.
[15] Муриан. И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М., 2005. - С. 97.
[16] Белозерова В.Г. Художественная традиция // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М., 2006-2010. С.31.
[17] Там же. С.30.
[18] Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - №1. - С. 173.
[19] Муриан. И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М., 2005. - С. 123.
[20] Виноградова Н.А. Искусство Китая. - М., 1988. - С. 18-19.
[21] Ли Фуцзюнь. Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь: автореф. дис. … канд. Искусствоведения; Гос. Рус. музей. - СПб.: [б. и.], 2006. С. - 10.
[22] Ли Фуцзюнь. Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь: автореф. дис. … канд. Искусствоведения; Гос. Рус. музей. - СПб.: [б. и.], 2006. - С. 12.
[23] Муриан. И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М., 2005. – С. 153.
[24] Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. - М., 1982. С. 9.
[25] Терентьев А.А. Сандаловый Будда Раджи Удаяны. – Спб., 2010. - С. 54.
[26] Берзин А. Историческое взаимодействие буддийской и исламской культур до возникновения Монгольской империи. – 1996. - URL: http://www.berzinarchives.com/web/x/nav/group.html_1232962266.html (дата обращения: 08.06.2014).
[27] Литвинский Б.А. Среднеазиатские народы и распространение буддизма / Б.А. Литвинский // История, археология и этнография Средней Азии. М.: 1968. – 131 с.
[28] Marshall J. The Buddhist Art of Gandhara: the Story of the Early School, Its Birth, Growth and Decline. - Cambridge: Cambridge University Press, 1960.
[29] Dobbins K.W. Gandharan Art from Stratified Excavations. E&W n.s.23. 3/4. 1973.
[30] Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. - М., 1982.
[31] Фаченна Д. Проблемы священной буддийской архитектуры и гандхарской скульптуры/ Д. Фаченна // Вестник древней истории. -1993. - №02.
[32] Тюляев С.И. Искусство Индии. – М., 1988. - С. 89-90.
[33] Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под нaчaльством М. В. Певцовa. Ч. 1-3. СПб.: Русск. Геогрaф. общ., 1892-1896.
[34] Богоявленский Н.В. Западный Застенный Китай. – Спб., 1906. С.3.
[35] Дьяконова Н.В. Искусство Синьцзяна // Всеобщая История Искусств в 6 т. Т.2, кн. 2. – М., 1960. – С.327.
[36] Самосюк К.Ф. Культура и искусство Кучи // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути.. - СПб., 2008. С.120-124.
[37] Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.). - М., 2002.
[38] Пчелин Н.Г. Культура и искусство Турфана // Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути. - СПб., 2008. - С.209-213
[39] Такое терминологическое обозначение было введено в научный оборот относительно недавно. До этого он обычно именовался Дунъхуан или Цянъфодун («Пещеры тысячи Будд»). Дуньхуан - название города, расположенного в северо- восточной окраине провинции Ганьсу, который был основан еще во второй половине II в. до н. э. и служил воротами в Китай на Великом Шелковом Пути. Пещерный монастырь Могао вырублен в восточном склоне скального массива (из отвердевших лёссовых почв) Миншашань, расположенного в 25 км к юго-востоку от этого города. Согласно письменным источникам, он начал свое существование во второй половине IV в., когда - в 353 или 366 г. - была вырублена первая входящая в него пещера (по частной инициативе поселившегося там буддийского монаха, предположительно выходца из Центральной Азии).
[40]Бадмажапов Ц.-Б. Иконография Ваджраяны / Под общ. Ред. Бонгард-Левина. - М., 2003.
[41] Thorp, R. L., and Vinograd, R. E., Chinese Art & Culture, Prentice Hall and Harry N. Abrams, 2001.
[42] Кравцова М.Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.6 / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М., 2010. – С.190.
[43] Chandra Lokesh. Dictionary of Buddhist iconography. — New Delhi: International academy of Indian culture: Aditya Prakashan, 2003. — Vol. 7: Ma.bdud - Manjushiri. — С. 1851-2140.
[44] Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т.1 / Гл. ред. С. А. Токарев. - М., 1991.
[45] Елихина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. – Спб., 2010. – С.29-30.
[46] Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. - СПб., 2004. – С.456.
[47] Юньган - Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй,
[48] Лунмэнь находится в 12 км к югу от Лояна. Он состоит в общей сложности из 2000 небольших пещер, ниш и гротов, вырубленных в скальном береге, которые тянутся более чем на километр. Строительство этого храмового комплекса началось еще при Северных Вэй, a первая входящая в него пещера датируется 494 г.
[49] Муриан. И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М., 2005. С. 156
[50]Майцзишань располагается в провинции Ганьсу в 45 км на юго-восток от города Тяньшуй. состоит из 188 пещер и ниш, относящихся к Северному Вэй, Суй, Тан и Северной Сун
[51] Тянлуншань был создан в V в. к юго-западу от города Тайюань в китайской провинции Шаньси