В восточно-христианской богословской и литургической традиции утверждается, что сотворению человека предшествует «Предвечный Совет» о творении человека и его дальнейшей судьбе, о том, каким будет ответ Бога на возможное уклонение человека от воли Божией. Преп. Иоанн Дамаскин называет его «предвечным и всегда неизменным Советом» Божиим (Слова против порицающих святые иконы. 1. 10).
В шестой день Бог творит человека, но творит иначе, чем все остальное. Творение человека предваряет Предвечный Совет Божий: если для создания новых видов жизни (растений, рыб, птиц, зверей) Бог, повелевая стихиям, земле и воде, производит тот или иной вид (Быт 1. 11, 20, 24), то при творении человека Он как бы советуется с Самим Собой: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26).
Комментируя библейский рассказ о сотворении человека, отцы Церкви обращают внимание на то, что «когда полагаемо было основание… миру… творение совершалось как бы спешно… совокупно изрекаемым повелением». Но сотворению человека «предшествует совет, и Художником по начертанию слова предизображается будущее создание, и каково должно быть оно и какого первообраза носить на себе подобие; и для чего оно будет, и что произведет по сотворении, и над чем ему господствовать, — все это предусматривает Слово, чтобы человек приял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие». Только к созданию человека Творец всего приступает с осмотрительностью, чтобы и вещество приуготовить для его состава, и образ его по красоте уподобить первообразу, и определить цель его существования, и создать естество соответственное ему (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 3).
В таинственной фразе, где Бог, обращаясь к Самому Себе, употребляет глагол во множественном числе — Сотворим (Быт 1. 26), святые отцы Церкви видели указание на совещание трех Лиц Святой Троицы. Преп. Максим Исповедник говорит о «Великом Совете Бога и Отца» как «окруженном молчанием и неведомом таинстве домостроительства. Единородный Сын открыл и исполнил его через воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца» (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 2. 23).
Одна из стихир праздника Благовещения Пресвятой Богородицы начинается словами: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...». Весть, которую получила Богородица от ангела, была следствием Божественного решения, принятого на Предвечном Совете Святой Троицы, — решения о том, что для спасения и обожения человека Бог воплотится и Сам станет человеком.
Человек создается свободным, причем свобода его настолько неограниченна, что он, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию. Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на Себя ответственность за судьбу человека.
По мысли Тертуллиана, создавая человеческую плоть, Бог творил ее не только для человека, но и для собственного Сына, имея в виду Его будущее воплощение (О воскресении плоти. 6). «Ибо Он не имел бы, действительно, плоти и крови, посредством которых Он искупил нас, если бы не воссоединил в Себе древнее создание Адама» (Против ересей. V 1. 2), — говорит священномученик Ириней Лионский. Согласно преподобному Анастасию Синаиту, «сочетание души и тела в нас есть [сотворенное] по подобию воплощения Слова» (Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божию. Слово 1. 1). Сын Божий, воплотившись, то есть соединив в Себе божественную природу и человеческую, обожил последнюю, создав таким образом возможность для осуществления той особой цели, ради которой человек, это исключительное творение, получил бытие. «Бог до такой степени украсил наше естество, — говорит святитель Григорий Палама, — как бы будущую Свою одежду… в которую Ему предстояло облечься…» (Беседа 26).
2. Человек – венец творения. Царственный статус человека в мире
Человек сотворен последним в шестой, завершающий день творения; он был сотворен последним для того, чтобы войти во вселенную как властелин (ср.: Быт 1. 26).
Человек — наивысшее создание Божие. По словам святителя Иринея Лионского, «слава Божия есть живущий человек» (Против ересей. IV 20. 7).
Видимый мир образовался до человека и для человека. Это были небо, земля, море, солнце, луна, звезды, животные, растения. Человеку с самого начала его бытия предназначено было стать царем: Бог ставит его на земле как надзирателя над видимой тварью, посвященного в таинства этой твари и ответственного за нее, как царя над тем, что на земле, отвечающего перед царством, которое свыше, говорит святитель Григорий Богослов (Слово 38).
Сотворив человека, Бог наделяет его правом нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, чтобы видеть, как тот назовет их, и чтобы таково и было их имя. И нарек человек имена всем скотам и птицам и всем зверям (Быт 2. 19–20). Дав человеку право нарекать имена тварям, Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином. Право нарекать имена, кроме того, указывает на способность человека прозревать суть вещей, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский. Слово 2. Об Адаме).
Первый человек был создан для того, чтобы «возделывать землю» (ср.: Быт 2. 5). В этом также можно усмотреть указание на призвание человека к творчеству по образу Творца.
По природе человек — уникальное существо среди прочих творений, он совмещает в себе телесное и духовное. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Создал Бог духовную сущность, т. е. ангелов и все небесные чины, ибо ангелы, без всякого сомнения, имеют духовную и бестелесную природу… Кроме того Бог создал и чувственную сущность, т. е. небо, землю и то, что находится между ними». Дальше в своем рассуждении преподобный Иоанн передает слова святителя Григория Богослова: «Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных —сего опыта высшей Премудрости, сей щедрости в отношении обеих природ… Восхотев и сие показать, Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимая и видимая природа» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II 12(56); Григорий Богослов, свт. Слово 38).
Таким единством и стал человек, микрокосмос, то есть «малый мир», как он называется в христианской традиции, ибо он носит на себе образ всего великого мира.
Человек как образ Божий поставлен посредником между Богом и всем Его творением. Человеку с самого начала его бытия предназначено стать царем над видимой тварью, он посвящен в таинства этой твари и ответствен за нее перед «небесным царством», говорит святитель Григорий Богослов1.
Царственное достоинство человека определяет огромную меру ответственности человека за мир, который вручен ему Богом.
Бог сотворил мир гармоничным и прекрасным. Вместе с тем человек властен влиять на судьбы мира, поэтому реализация благого творческого замысла о мире зависит не только от Бога, но и от людей, в том числе от их нравственного совершенства.
Возрастание человека как подобия Творца, раскрытие даров, сокрытых в его природе, придает истинный смысл всему тварному миру, так как в этом случае Бог прославляется в Своих делах. Но человек также может по своей воле погубить себя для блага и вместе с собой обезобразить и уничтожить землю, свой дом. В этом заключается великое доверие Творца Адаму и его потомству.