Сотворенность человека по образу Божию означает причастность полноте благ, совершенств, которыми обладает только Бог. «Бог по естеству Своему есть всякое мыслимое благо, какое только есть». Он творит человека «не скудным в благах». А «поскольку подробный перечень благ велик и обозначить их числом неудобно, то Божие слово, в кратком изречении совокупив все блага, обозначило их, сказав, что человек создан по образу Божию. Ибо это значит то же, что сказать: человек сотворен по природе причастным всякого блага» (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16).
Наличие образа Божия в человеке – основа возможности богопознания. Подобное познается подобным – эта основная мысль святых отцов, связывающих богопознание и самопознание:
Вслушайся в слова некоего мудреца, обращающегося к тебе и дающего совет: «Если желаешь познать Бога, прежде познай самого себя, из устроения своего, из сочетания своего, из того, что внутри тебя самого. Погрузись в самого себя и, словно в некое зерцало, загляни в душу свою, различи устроение ее и увидь себя как сущего по образу и по подобию Божиему» (преп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу Божию). Здесь святой отец ссылается на факт наличия надписи «Познай себя» над храмом Аполлона в Дельфах. Преп. Антоний Великий также говорит: «Кто познает самого себя, тот знает и Бога» (Письмо к монах. 4-е).
Причем это влияние богопознания и самопознания взаимно:
Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего, не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как посредством некоего чистейшего зерцал, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека трудно объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии.
Подобный подход (Божество – зеркало человека) есть у Платона (Алкивиад I).
Святые отцы усматривают образ Божий в человеческой душе (святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник) или в ее высшей области — уме (преподобный Иоанн Дамаскин), а также в бессмертии человека (Татиан, святитель Кирилл Иерусалимский).
У преп. Анастасия Синаита в творении «Три слова об устроении человека по образу Божию» перечислены почти все святоотеческие смыслы образа Божия в человеке. Можно привести следующую схему.
Первый смысл понятия «образ и подобие Божие в человеке» преп. Анастасий видит в образе Троицы в разделении человечества на единосущные ипостаси.
Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа.
Далее – хотя все люди единосущны, но Адам и Ева отличаются по своему происхождению от всех людей. А мы – как их сын, все рождены. И этим сходны со Христом (от вечности и во времени). Именно поэтому Слово воплотилось, чтобы спасти Своих братьев.
Второй смысл: душа – образ Божества, или образ Божественных свойств: разумная, волящая, животворящая, неименуемая, непознаваемая, бессмертная, незримая, иносущна всему остальному творению. Будучи образом и подобием Божиим, душа обладает неизъяснимой красотой, что объясняет враждебность к человеческой душе падших духов: «душа обладает невообразимой и неописуемой красотой, вследствие чего вожделеют и питают страсть к ней враждебные духи, ибо из всех умных [сущностей] она [одна] носит самый прекраснейший образ».
Третий смысл: душа – образ Троицы (соответственно ипостасным свойствам Лиц Троицы). Преп. Анастасий учит о тройственном составе, о трех силах единой человеческой души (обычно в св.от. традиции: разум, чувство, воля или разумное, желательное и яростное начало):
Но давай перейдем к самому важному, что составляет «по образу и по подобию», чтобы показать, согласно обещанию, единое Божество в Троице. Что же это такое? Ясно, что это есть опять же душа (ψυχή), ее мыслящий разум-слово (λόγος) и ум (νους), который Апостол назвал духом (πνέυμα), когда увещевал нас быть святыми душой, телом и духом (см. 1 Фес. 5, 23). Ибо душа является нерожденной и беспричинной во отпечатление нерожденного и беспричинного Бога и Отца, но не является нерожденным ее мыслящий разум, неизреченно, незримо, необъяснимо и бесстрастно рожденный из нее. Ум же не является ни беспричинным, ни рожденным, но есть исходящий, проникая во все и все рассматривая по образу и по подобию Всесвятого и исходящего [от Отца] Духа, о Котором говорится: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2, 10).
Такая терминология позволяет преп. Анастасию настаивать на единстве души, в противовес Аполлинарию. Душа со своими силами — умом и разумом — едина по своей природе, ибо ни ум, ни разум-слово не есть отдельная от души сущность. Они суть проявления единой души:
Затем обратись от этой Святой Троицы к образу Ее — я имею в виду троицу, сущую внутри нас, — и увидишь, что три наименования являются взаимосвязанными и тесно соединенными. Ибо когда ты говоришь душа разумная и мыслящая, то ясно обозначаешь этим также разум и ум; а когда ты произносишь слово разум, то, естественно, обнаруживаешь этим словом разумную душу, породившую его; наконец, когда ты говоришь ум, то несомненно являешь и душу и разум. Ибо от чего происходит ум, если не от души и разума?
Поэтому душа имеет единое, нераздельное естественное действие. Для преп. Анастасия единство действия означает единство природы, подобно единому действию Лиц Пресвятой Троицы:
Поэтому они, обладая нерасторжимыми и взаимосвязанными наименованиями, имеют единое, нераздельное и сущностное действие. Ибо едино и подобно действие Отца и Сына и Святого Духа, как едины мощь, сила, хотение и воля Их. Ведь когда Отец совершает что-нибудь, то неотделимо соучаствует с Ним и Сын; а когда Сын или Святой Дух исполняют что-нибудь, то нераздельно содействует Им и Отец. Ни Сын не делает ничего самопроизвольно и сам по себе без Отца, ни Отец — без Сына и Духа, ни Дух — без Отца и Сына.
Теперь вновь обратись от Первообраза к отпечатлению, которым является наша душа, созданная по образу и по подобию Божию, и усмотри в нас такое же единое и подобное действие. Ибо душа не совершает ничего без разума, разум — без души, а ум не исполняет ничего сам по себе, без души и разума, поскольку единоприродны, однородны и взаимосвязаны общая сила и действие их, будучи по образу и по подобию Божию.
Четвертый смысл: разум-слово имеет двойственной рождение: сначала в сердце в виде мысли, а затем через уста в виде произнесенного слова. В этом преп. отец видит образ единого Христа, имеющего двойное рождение: сначала превечно рожденного от Отца и затем родившегося во времени от Девы Марии:
Ибо он (логос) рождается в сердце неким непостижимым и нетелесным рождением и пребывает внутри него неведомым; и он же рождается посредством уст и тогда всеми познается. Однако при этом он не отделяется от породившей его души… (как и Слово нераздельно с Отцом).
Пятый смысл: душа – образ проявления Лиц Троицы в домостроительстве. В развитии человека от младенческого возраста преп. Анастасий видит образ проявления Ипостасей Святой Троицы в домостроительстве нашего спасения, а также образ духовного развития человека, образ познания им Таинства Святой Троицы. Как разум-слово и ум в человеке проявляется не сразу, так и Бог Слово воплотилось и тем явило Себя миру «во время оно», а Дух Святой сошел на апостолов в Свое время — в день Пятидесятницы, когда Христос воскрес и вознесся на небеса
выходя на свет боговедения, подобно младенцу при рождении, он, благодаря руководству закона, являет себя [уже как бы] одушевленным: познает Бога и Отца, содержащего в Себе сущностное Слово и сущностный Дух (как душа содержит в себе разум и дух), но не вмещает пока, вследствие великой немощи воли и младенчества своего, откровение Слова и Духа, дабы, посредством [незрелого] богопочитания, не впасть в многобожие. Затем, по мере прохождения времени, наше мирское естество, подобно возрастающему дитяти, начинает рассуждать, научаемое Богом и Отцом, словно некоей душой, дабы познать, пока смутно и как бы посредством неясных и косноязычных пророческих назиданий, первую попытку выражения и проявления сокрытого и присущего Отцу Слова. После этого косноязычного и туманного выражения Слова (я имею в виду речения Моисея и пророков), наступает время, когда совершенное Слово Божие, происходя, словно из неких уст, из материнской утробы Девы, [изрекается] ясно и отчетливо, и мирское естество человеческое узнает, наконец, благодаря [воплощенному] Слову и через Него, совершенную полноту троичности своей. Оно воспринимает, словно некий ум, Святой Дух, Который поселяется в нем не извне, перемещаясь [до этого] в пространстве, но бывает явленным в этом естестве изнутри него, то есть из души и разума, или же от Отца и Сына…
Шестой смысл: Троичность души проявляется и в том, что она является образом Промышления Божия о творении. И здесь Синаит опирается на мнение «внешних», которые видели в душе некое другое разделение, более общепринятое, чем разделение, предложенное выше преп. Анастасием:
Вследствие этого внешние мудрецы и еще иным образом определяют трехчастность нашей души, говоря, что она обладает желательным, разумным и яростным [началами], чтобы посредством желательного [начала] прилепляться любовию к Богу, посредством разумного [начала] воспринимать от Него ведение и мудрость, а посредством [начала] яростного противостоять «духам злобы» (см. Еф. 6, 12). И в этих трех [началах] душа опять начертывает свой образ Божий. Ибо Триединый Бог тремя способами управляет и руководит… [вселенной]: Он либо творит, либо предвидит, либо воспитывает. И желательное [начало] души есть по образу зиждительной силы Божией, ибо оно осуществляет [всякое] действие; разумное [начало] есть символ промыслительной силы Божией, а яростное [начало] обозначает воспитывающую [силу Божию].
Эти два разделения единой души на три силы, согласно преп. Анастасию, не суть различные разделения. Между своим и общепринятым делением души Синаит усматривает тесную связь:
Равным образом [можно сказать, что] желание есть своеобразное свойство души, ибо младенцы, будучи только еще одушевленными, еще до того, как начать говорить, сразу же испытывают желание материнской груди и сна; разумное [начало], как это очевидно, есть своеобразное свойство разума, а [началу] яростному присуще возникать в уме, и именно ум приводит в смущение тот, кто гневается вопреки естеству.
Наконец, седьмой смысл: христологический. Соединение души и тела человека символически отображает соединение двух природ во Христе — Божественной и человеческой.
творя двойственного человека, который является зримым и незримым, [Бог] назвал его Твоим образом и подобием, ибо человек — смертен и бессмертен, отпечатлевая мыслящей и бессмертной душой Твое, Христе, Божество, а в страстном теле [своем] нося истинный образ Твоего Человечества, единосущного ему.
Библейский смысл, как мы указывали выше, – владычество человека над остальным миром. Более поздние святые отцы говорили о творческих способностях человека, как о образе Божием.
Некоторые современные богословы рассматривают способность человека к общению также показателем образа Божия. Бог есть любовь (1 Ин 4. 16). Бытие Бога как Трех Лиц есть любовь; общность Трех есть общение в любви, такое общение, которое исключает какую-либо самозамкнутость или самодостаточность, но есть всецелая отдача Себя Другому. Точно так же и человек не мог бы любить и быть причастен любви, если бы оставался один. Человек, сотворенный по образу Божию, призван в общении с Богом и другими людьми реализовать заложенный в него потенциал любви.
Некоторые христианские авторы различали «образ» и «подобие»: образ Божий — был дан человеку в момент его сотворения; подобия, то есть уподобления Богу, человек должен достичь в результате нравственного совершенствования и доброделания.
Человек остается образом Божиим даже в своем греховном состоянии: образ Божий в падшем человеке помрачен, но не уничтожен. В одном из заупокойных песнопений Православной Церкви говорится: «Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений...» (Требник. Последование чина отпевания).
Природа человека