Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критика социализма в учении Г. Спенсера




Приверженность либерализму. Необходимо ограничение вмеша­тельства государства в частные дела граждан и их объединений. Уси­ление государственной регламентации ведет к «грядущему рабству». Идеальным является общество с государственным управлением, дове­денным до возможно меньших пределов, и наибольшей индивидуаль­ной свободой. Отсюда – критика социализма: социализм и революция – «болезни» общества, утрачивающего способность к нормальной эволю­ции, к конкуренции индивидов и сообществ. Проводится аналогия с жи­выми организмами. Общество, как и природа, существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага общества или приро­ды; благосостояние общественного агрегата само по себе не цель обще­ственных стремлений, если не учтено благосостояние составляющих его единиц.

Анализ возможного социалистического общества. В последнем, третьем, томе «Принципов социолога» дан социологический прогноз возможных результатов социалистических преобразований общества. Признавая тяготы в условиях капиталистической конкуренции, отда­вая должное привлекательности идеи братства, Спенсер в то же время полагал, что социализм создаст еще больше трудностей, чем капита­лизм. Подчинение личных интересов общественным потребует расши­рения принудительной активности государства, роста бюрократии. Свою власть закрепит бюрократия, которую вынуждены будут содер­жать трудящиеся. Вместо отмирания государства будет сплочение правящей иерархии. Классы не исчезнут; социализм станет государст­венно-бюрократическим.

Преодоление индивидуалистического эгоизма. В обществе, в отли­чие от животного мира, преодолевается эгоизм. Государство долж­но учитывать стремление каждого к счастью, но подлинное счастье со­стоит в отказе от личных выгод ради счастья других. Эгоизму противостоит настойчивое выполнение долга. Это и есть источник сча­стья, внедряющийся эволюционно, от поколения к поколению, как свойство человека.

 

Г. Спенсер о сущности и этапах политической дифференциации

Первая политическая дифференциация возникает из семейной по­ловой дифференциации (различий): семейная власть организуется так, что мужчины становятся господствующими по отношению к жен­щинам. Одновременно происходит дифференциация и среди мужчин: одни становятся рабами, другие – господами (домашнее рабство), что приводит к началу политической дифференциации: увеличивается число обращенных в рабство в результате военных захватов и взятия в плен.

Усиливаясь, политическая дифференциация приобретает классо­вый характер: образуется класс рабов-военнопленных. Начинает­ся «политическое разделение» между правящими структурами и структурами подвластными, идущее через все более широкие формы социальной эволюции, определяемой принудительной кооперацией. В связи с расширением практики завоеваний политическая дифферен­циация способствует образованию особого правящего слоя, усложняя политическую структуру. Возникает военное правление. Цели завоева­ния требуют объединения усилий, возрастает роль «принудительной кооперации», утрачивается индивидуальность ее участников. Военизи­рованное общество, с его дисциплиной, достигает «полного кооператив­ного действия». Охрана общественного становится главной целью, со­хранение каждого члена общества, наоборот, целью второстепенной.

Таким образом, растет дифференциация господствующих и под­чиненных, т.к. принудительная кооперация ради сплочения невоз­можна без посредничества особой иерархии системы управления, распространяемой на все сферы общественной деятельности. Таково военное правление, где господствует принцип подчиненности: все яв­ляются господами стоящих ниже и подчиненными тех, кто стоит вы­ше в иерархии.

В дальнейшем развитие дифференциации во многом связано с воз­растающей добровольной кооперацией. Развиваются товарный обмен, разделение труда, возвышается ценность личных прав и свобод. Воз­никает противоположный строй организации и управления – промы­шленный (индустриальный) тип. Для него характерно умаление значения принудительной кооперации, что выражается в свободе ре­месел и торговли, неприкосновенности частной собственности и лич­ной свободы, представительном характере политических институтов, децентрализации власти, обеспечении способов согласований различ­ных социальных интересов.

В условиях промышленной конкуренции дифференциация все больше обусловливает добровольную кооперацию («мирная борьба за существование»). Упраздняются сословные барьеры, происходит отказ от принципа наследования при замещении государственных должнос­тей. Правосознание и нравы промышленного общества характеризуют­ся распространенностью чувства личной свободы и инициативы, ува­жением к праву собственности и личной свободе других. Ослабевают подчиненность авторитету властей, в том числе религиозным авторите­там, раболепие, слепой патриотизм и шовинизм и другие негативные явления. Таким образом, социально-политическая эволюция предусма­тривает переход от военного общества к промышленному.

В XX в. идеи Спенсера были интегрированы в социальные концеп­ции «индустриального общества» (Р. Арон и др.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.