После победы у Анракая Абулхаир хан откочевал к русским границам. После того, как в 1730 г. не оправдались его надежды на избрание общеказахским ханом, он решает привести подданных ему казахов Младшего жуза в русское подданство. При этом Абулхаир надеялся на прекращение набегов волжских калмыков, башкир и уральских казаков на казахские земли. Российское правительство решило воспользоваться ситуацией и направило в степь посольство во главе с А.Тевкелевым для приведения казахов к присяге. С весны 1731 г. по осень 1732 г. А.Тевкелев разъезжал по степи и, не скупясь на щедрые обещания и подарки, добивался принятия присяги казахскими родоправителями. Проект, отложенный в 1722 г., через десять лет начал осуществляться.
10 октября 1731 года на собрании старшин Младшего и Среднего жузов после длительных споров и разногласий состоялось подписание присяги на верность российской императрице. Данная присяга в комплексе с обращением хана Абулхаира и грамотой императрицы Анны Иоанновны о принятии казахов под протекторат составила собственно договор между Россией и частью Казахского ханства, подчинявшейся Абулхаиру.
В 1734 г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь русскому правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил построить для него крепость в устье р. Ори, закрепить за ним и его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков.
Отношения между Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, в форме колониальной зависимости, когда зависимое государство сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики. Кроме того, Россия присвоила право утверждать верховных правителей – ханов. Государство-протектор («защитник») должно было защищать зависимое государство от внешних врагов.
Этот договор с самого начала стал нарушаться русской стороной. Набеги российских подданных не прекращались. Крепость в устье Ори была построена, но не для Абулхаира, а для того, чтобы «положить на них (казахов) узду». Одновременно с этой крепостью, под названием Оренбург, были заложены другие – Переволокая, Новосергеевская, Ельшанская, Каролайская, Иргульская, Бердская, Губерлинская, образовавшие укрепленную линию на землях Младшего жуза. По мнению некоторых ученых, в результате сепаратных действий Абулхаира вновь распался общеказахский антиджунгарский фронт. Силы Младшего жуза больше не участвовали в войнах с ойратами, более того, они превратились в угрозу для Среднего и Старшего казахских жузов. Россия же и не помышляла об оказании какой-либо помощи казахам и в борьбе с джунгарами.
После принятия Младшим жузом российского подданства родоправители Среднего и Старшего жузов также заявили о желании «быть под протекцией», не беря, однако, на себя никаких обязательств. Единственной причиной было стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполитической борьбе. Казахские ханы и султаны не придавали серьезного значения этому дипломатическому акту. Они рассчитывали, что такой ход действий даст им возможность обезопасить северные границы, получить помощь (особенно огнестрельное оружие) в войне против джунгар. И самое главное, они остро нуждались в мирных торговых и дипломатических отношениях со своим грозным северо-западным соседом. Однако данный дипломатический акт послужил юридическим основанием для проведения в Казахстане колониальных мероприятий.
Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило. Казахи не получили военной помощи. Город Оренбург, построенный по просьбе хана Абулхаира, стал опорой царской администрации в процессе колонизации казахских степей. Северо-западные границы Казахстана стали более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.
Таким образом, принятие протектората северо-западной частью Казахстана принесло казахам колониальный гнет. Это привело к нарушению традиционной хозяйственной системы, что серьезно подрывало производительные силы. Началось обнищание рядовых казахских общинников. Военная угроза со стороны Джунгарии не была ликвидирована. В 1741 г. джунгарские отряды вновь напали на казахские земли. Борьба султанских группировок продолжалась. В 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком. Смерть хана Абулхаира вполне устраивала Оренбургского генерал-губернатора И.И.Неплюева, так как между ними в последнее время имели место серьезные разногласия,