В III тыс. до н.э., с развитием скотоводства, началась восточная миграция индоевропейцев. Причиной переселения явилось то, что в сравнении со скотоводством занятие земледелием в степи было малопродуктивным, хотя и необходимым подспорьем. Быстро разраставшееся стадо и демографический взрыв, обусловленный хозяйственными успехами, требовали освоения новых пастбищных территорий. Редко заселенные, обильные водными источниками, ковыльные степи к востоку от Волги стали объектом хозяйственного освоения племенами, накопившими огромные стада быков, коней и овец.
Несколько волн миграций индоевропейских племен, в особенности носителей «ямной» культуры проникали на восток. Связанные с ними археологические памятники и родственные культуры можно обнаружить не только на территории Казахстана, но и на Енисее и в Западной Монголии. Наиболее массовые миграции племен из Поволжья и Причерноморья на восток происходили в 1800-1600 гг. до н.э. Именно в этот период и сложились две археологические общности: Западная, между Днепром и Волгой, получившая название по способу погребения срубной культуры, Восточная в степях Казахстана и Южной Сибири, получившая название по месту первых раскопок (село Андроново возле города Ачинска), андроновской культуры.
Андроновская культура полностью охватывает начальный (XVIII-XVIвв. до н.э.) и средний (XV-Xвв. до н.э.) этапы бронзового века. А в последнем этапе (X-VIIIвв. до н.э.) на территории Центрального Казахстана существовала Бегазы-Дандыбаевской культура, которая по уровню своего развития значительно превосходила предыдущую.
Использование лошадей, быков и верблюдов как транспортного средства сначала в верховой езде, затем в упряжи на боевых колесницах и грузовых полосках и телегах андроновцам позволяло покрывать дальние расстояния, осваивать новые пастбища, разрабатывать месторождения руд цветных металлов, расположенных далеко от поселений, развивать интенсивный товарообмен с соседними племенами.
Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом таком поселке, окруженным глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом, было 10-20 больших полуземлянок, площадь которых варьировалась от 25-100 кв. м. (ранний период) до 150 кв. м. в позднейшее время; встречаются и жилища в 200-300 кв. м. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с дымоходами и световыми люками. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду. Иногда род рассредоточивался в небольших селениях по малым речкам и ручьям, а в соседних долинах были разбросаны поселки, принадлежащие к тому же племени.
Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Судя по следам на стенках горшков, обнаруженных в могилах, их основной пищей были молочные продукты. В кухонных отбросах андроновских поселений во множестве содержатся кости быков, коней и овец. По подсчетам палеозоологов мясная пища андроновцев на 60-70 % состояла из говядины и только на 10 % - из баранины. Конина составляла в мясном рационе 20-30 %. В жилищах существовала отгороженная половина для зимнего стойлового содержания животных, скорее всего молодняка; иногда к дому примыкала постройка-хлев.
Наиболее ценной частью андроновского стада были табуны коней. По костным остаткам удалось установить, что кони были трех пород: малорослые с крупной головой выносливые лошади «монгольского типа» (высота в холке 128-136 см.); высокие кони (136-152 см.); высокопородные кони высотой в 156-160 см. с тонкими ногами, маленькой головой на длинной изогнутой шее и подобранным крупом. Кони элитной породы предназначались для колесничной запряжки и составляли славу их хозяев. Именно они были предками современных ахалтекинцев. Племена Казахстана, Южной и Западной Сибири, Южного Приуралья в конце III тысячелетия освоили плавку меди, золота и серебра. К первой четверти и особенно середине II тысячелетия до нашей эры металлургия цветных металлов и металлообработка достигли высокого развития. Появляются целые поселки, жители которых занимались преимущественно получением бронзы: Атасу, Мыржик, Акмая, Милыкудук, Соркудук и другие. Следы бронзолитейного дела и металлообработки в период развитой бронзы встречаются почти во всех поселениях Казахстана.
Наряду с металлургами, среди жителей поселений появились специалисты по гончарному делу, мастера-косторезы, ювелиры. Иногда они занимали отдельные помещения. На поселении Атасу был открыт «дом гончара», где в отдельных ямах найдены отсортированная жёлтая глина, чистый песок, большое количество каменных и костяных лощил - инструментов для сглаживания и полировки поверхности сосудов, гладких и гребенчатых костяных штампов для нанесения узоров -подставок для сушки и обжига керамических изделий и др.
Подвижный образ жизни, связанный со скотоводством и товарообменом, тяжелый труд металлургов и рудокопов, обработка камней, строительство, охрана накопленных богатств и границ территории родов и племён требовали мужского труда, что способствовало усилению роли мужчин в обществе. Постепенно матриархат сменяется патриархатом.
В произведениях искусства четче проявляются признаки верований: культ солнца, огня, тотемизм. В поселках и на территориях родовых кладбищ сооружались отдельные жертвенные конструкции. В честь тотемных животных - барана, коня, двугорбого верблюда, медведя - ставились каменные стилизованные скульптуры. Миропонимание древних людей нашло отражение и в орнаменте на глиняных сосудах и др. изделиях.
Среди памятников искусства, содержащих историческую информацию о мировоззрениях, особое место занимают наскальные рисунки - петроглифы. На валуны, горизонтальные и вертикальные плоскости скал наносились образы тотемных животных - коня, барана, козла, оленей и др.; сцены повседневного быта - загонная охота, вспашка земли, изображение жилища и мифологические представления - колесницы, солнцеликие существа, ритуальные танцы, люди в масках и т.д. И само ущелье, где выбивались петроглифы, являлось святилищем, где систематически проводились сезонные культовые обряды.
Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами. О том, как выглядели андроновцы, писал известный антрополог - академик В. П. Алексеев: «Андроновцы, конечно, европеоиды, и характерные черты у них доведены до полного выражения, в какой-то мере, может быть, даже на наш современный взгляд, до утрировки - ведь кажутся нам резкими черты лица кавказцев, а все за счет того же очень полного и четкого выражения классического европеоидного типа. Андроновцы были очень носаты, а лица их, почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Но они были еще более широколицы, чем афанасьевцы, а на лбу, над глазами вздувалось еще более мощное и сильное надбровье. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида... Их нужно рассматривать как последний рецидив, последний отголосок мощного передвижения европеоидов на восток, одной большой миграции или цепи миграций, за которыми последовало как будто бы проникновение отдельных элементов андроновской культуры на юг, переселение древнеиранских племен, появление Ариев в Индии, одним словом, целый калейдоскоп событий, важных и неважных, встряхнувших древний Восток».
Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится к так называемому андроновскому варианту протоевропейской расы.
Население западных и юго-восточных районов Казахстана относилось к средиземноморскому варианту европеоидной расы. Они имели долихохранный (длинноголовый) тип черепа и более вытянутую форму лица.
Население средиземноморского облика охватывало юго-восточные степи Европы и южную часть Средней Азии. Прямые контакты и взаимопроникновение обоих расовых типов в пограничных областях и их распространение явилось причиной смешанного антропологического состава древнеказахстанских племен западных и юго-восточных районов.
Таким образом, палеоантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеоидных расовых типов - андроновского и восточно-средиземноморского, которые на протяжении II тысячелетия до н.э. определяли физическое строение племен таких соседних регионов, как Южная Сибирь, Алтай, Поволжье, Южное Приаралье, Средняя Азия.
Одним из сложных и дискуссионных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали к финно-угорской этнической группе.
Некоторые лингвисты, историки и археологи придерживаются гипотезы об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших письменных памятников индоиранцев - Авеста, Ригведа, Атхарваведа, Ддржурведа, Шатапатха и др. данных топонимики и ономастики, археологических материалов. По их мнению, памятниками индоиранцев являются поселения и могильники алакульской линии.
В последние годы среди языковедов, тюркологов, этнографов, историков появился ряд фундаментальных исследований, посвященных древним корням одного из многочисленных народов на земле - тюркского, или тюркоязычного. В них на основе лингвистики, топонимики, ономастики, фольклора, этнографических и археологических материалов прослеживаются все этапы развития тюркских народов. По их данным, древние предки тюрков появились не позже неолитического периода и населяли широкую степную и лесостепную полосу Евразии – от Минусинской котловины на востоке, до Карпат на западе. Раньше большинство ученых считали, что прародиной всех тюрков был Алтай. В настоящее время растет число сторонников Ю.Немета, А.Зайончковского и М.Ширалиева, считавших прародиной тюрков Волго-Уральский регион. Ими было высказано предположение, что, возникнув в конце IV тысячелетия до н.э. в Волго-Уралье в качестве древнеямной культуры, в течение 500-600 лет тюрки распространились на огромную территорию от Забайкалья до Дуная, от Урала до Шумера, Сирии и современной Турции.
Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII - VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо - земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо- западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо - Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII - XVI вв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
С изменением климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства - полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо - скотоводческая андроновская культура Х-VIIIвв. до н.э. сменяется скотоводческой Бегазы-Дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств. Многочисленные памятники данной культуры найдены на степных просторах между реками Атасу и Иртыш (Аксу-Аюлы-2, Ортау-2, Байбала-2, Бесоба, Бугылы-3 и др.).
Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы "ландшафт - общество". Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально- магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.
С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.
Таким образом, племена, заселявшие территорию Казахстана в эпоху бронзы, характеризуются разнообразием культур. Кроме названной андроновской, как было уже сказано, имели место и распространялись Алакульская, Бегазы-Дандыбаевская, Отрар-Каратауская и другие культуры.
На смену им приходит достаточно однородная в своих основных чертах яркая культура сакских племен эпохи раннего железа. Наиболее известными памятниками саков в Казахстане и на прилегающей территории являются Аржан, памятники тасмолинской культуры, пазырыкские курганы Алтая, Бесшатырские пирамида и курганы Иссыка в Семиречье, Чиликтинские захоронения Тарбагатая, погребальные комплексы Уйгарана и Тегискена в Южном Казахстане, памятники Приаралъя и другие. В основе физического облика сакских племен лежал андроновский антропологический тип, подвергшийся в результате метизационных процессов некоторой монголизации.
Известные антропологи О.Исмагулов и К.Сихымбаева на основе изучения антропологических данных с древнейших времен до наших дней, имеющихся в различных регионах Казахстана, пришли к следующему выводу:
1. Антропологический облик современного казахского народа берет свое начало от внешности андроновских племен бронзового века (европеоидная раса).
2. Монголоидная раса начала широко распространяться с раннего средневековья, то есть со времен Тюркского каганата.
3. Современный антропологический вид человека формировался в позднее средневековье...
Это свидетельствует о том, что и во времена тюркской эпохи в Казахстане преобладала европеоидная раса.
Ученые на основе сравнительного анализа древних и современных антропологических типов Казахстана пришли к выводу о том, что генетическая связь между ними непрерывно продолжалась в течение трех тысяч лет. Это свидетельствует о том, что южносибирская или туранская раса, в состав которой входит казахский народ является автохтонной.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на территории Казахстана к середине 2 тысячелетия до н.э. местные племена освоили изготовление различных предметов и орудий труда из бронзы. В хозяйственой деятельности люди стали переходить к более прогрессивному для того периода к кочевому скотоводству. Общинная форма собственности постепенно была вытеснена семейной собственностью, которая заложила основу для перехода к господству частной собственности на средства производства. Андроновская культура на территории Казахстана будет уступать свою роль более прогрессивной – Бегазы-Дандыбаевской культуре. На основе трансформации родо-племенных социальных структур здесь сформируются союзы племен, которые постепенно превратятся в ранние государственные образования.