Тема 2. Происхождение государства и права
Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Основные теории о происхождении государства.
Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм – инструментов государственного управления. Власть в первобытном обществе носила сугубо общественный характер. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Самые важные вопросы решались на собрании всех взрослых членов рода. Кроме собраний органами общественной власти были старейшины, которые избирались из наиболее авторитетных членов рода. Должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой. Основные черты власти в первобытном обществе:
1. Власть распространялась только на членов рода (племени) и базировалась на кровных связях.
2. Власть была основана на авторитете.
3. Не было специальной группы людей, которая выделилась бы из общества с целью управления.
4. Не было аппарата принуждения.
5. Власть носила примитивный характер.
В первобытном обществе существовали правила, которые регулировали жизнь первобытного человека. Раньше всего возникли табу (запреты на осуществление определённых действий). Например, запрет заключения брака между родственниками. Также существовали обычаи – правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Они передавались из поколения в поколение и отражали интересы всего рода. Со временем появились нормы общественной морали и религиозные нормы. Существовали также мифы, в которых содержалась информация о природе, окружающей среде, погоде и т. д. Все нормы первобытного общества получили название «мононормы». Они не были специальным образованием, не защищались принудительной силой и существовали в сознании и поведении человека. Мононормы действовали в силу привычки, и поэтому не возникало вопроса об исполнении или неисполнении их. Мононормы не закреплялись в письменной форме и носили примитивный характер.
Основные теории о происхождении государства.
Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства:
1. Божественная (теологическая) настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждая и закрепляя тезис «вся власть от Бога». Представители: религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий (Ф.Аквинский, Ж.Маритен, А.Августин).
2. Патриархальная. Смысл заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Власть монарха есть продолжение власти отца. Представителем данной теории является Аристотель, Н.Михайловский.
3. Теория общественного договора. Согласно теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, которые до этого пребывали в первобытном «естественном» состоянии. Сторонники данной теории считают, что государство – результат юридического акта – общественного договора, который являлся порождением разумной воли, человеческим учреждением или даже изобретением. Представители: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо.
4. Теория насилия объясняет происхождение государства не социально-экономическими причинами, а завоеванием, порабощением одних племён другими. Именно для порабощения и создаётся особый аппарат принуждения – государство. Представители – Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг.
5. Психологическая. Представители (Л.Петражицкий, З.Фрейд) объясняют появление государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, потребностью одних людей подчиняться, подражать, а других – подчинять и быть образцом для подражания.
6. Материалистическая или социально-экономическая. Представители (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ульянов-Ленин) объясняли происхождение государства социально-экономическими причинами, появлением товарно-денежных отношений и т. д. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.
7. Ирригационная. Государство возникает как следствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Осуществлять такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство. Представитель: К. Витфогель.