Совокупность органов, объединенных в единое целое, не случайна и названа механизмом государства. Этим подчеркивается то обстоятельство, что каждый орган является составной частью единого целого, что каждый орган — часть необходимая, что только точная «притирка», взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей являются условием эффективного функционирования всего механизма.
Термин «механизм государства» — это в определенной мере выражение метафорическое, как, например, «государственная машина».
Механизм государства — это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных, взаимодействующих. Каждая система — это всегда нечто целое, единое, но складывающееся из частей, элементов. Для государства как системы органов характерно единство, функциональное разделение его ка части и взаимодействие частей.
Единство механизму государства как системе органов придают системообразующие связи. Без этих связей невозможно никакое единство и тем более взаимодействие органов государства. Эти связи, конечно, не являются связями физического, механического, электрического и тому подобного характера. Это связи информационные.
Единство органов механизма государства предопределено прежде всего связями генетическими (связи происхождения).
Источником связи государства в целом и его отдельных органов является общество, народ. В ст. 3 Конституции РФ сказано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».
Единый источник государственной власти предопределяет в конечном счете единство всего государственного механизма, как сказано в ст. 5 Конституции РФ, «единство системы государственной власти». Однако многообразие сфер общественной жизни, методов управления ими со стороны государства неизбежно предполагает, как сказано в той же ст. 5 Конституции РФ, «разграничение предметов ведения и полномочий между государственными органами».
Всякое разграничение элементов целого неизбежно порождает между ними необходимые системообразующие связи, придающие множеству элементов единство и целостность. В ряду этих связей важное значение имеют вертикальные и горизонтальные связи между органами государства.
Вертикальные связи — это фактически связи иерархические, в основе которых лежит подчинение одних органов другим, иерархически высшим. Это, несомненно, связи информационные. Здесь мы наблюдаем определенное движение двух видов информации: прескриптивной и дескриптивной. Прескриптивная (предписывающая, властная) информация движется сверху вниз, от вышестоящих органов к нижестоящим, обязанным реализовать предписывающую информацию. Дескриптивная (описывающая) информация идет снизу вверх, отражает состояние управляемых, в данном случае — подчиненных органов.
Здесь мы и наблюдаем так называемую прямую и обратную связи между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных иерархических связей ведет к развалу самой государственной машины (механизма), к ее неэффективности, к угрозе существования самого государства.
Горизонтальные связи органов государства также неизбежны, ибо многие органы не находятся между собой в отношениях иерархических, а действуют параллельно. Здесь имеют
место связи органов, выполняющих в определенной мере общие задачи.
Это связи координации, согласования своих действий для выполнения общей задачи. Например, координация действий правоохранительных органов (прокуратуры, МВД, ФСБ и др.), органов, руководящих сферой экономики, культуры и т. д. Это может находить выражение в издании совместных нормативных актов и иных решений.
Контрольно-корректирующие связи наблюдаются между и ад зерно-контрольным и и другими органами. Надзорные органы призваны осуществлять надзор за соблюдением, исполнением поднадзорными органами прескриптивной информации (законов и иных решений) иерархически высших органов. Задача этих органов состоит не только в выявлении фактов нарушения законов и иных актов поднадзорными органами, но и в том, чтобы скорректировать действия последних, направить в общее русло государственной политики, обеспечить соблюдение законов.
Вышеназванные связи представлены в весьма обобщенном виде и применительно к определенной подсистеме органов могут быть конкретизированы. Повторим, что связи между элементами механизма государства носят информационный и правовой характер, ибо заданы правом, осуществляются в рамках права.