Задания для студентов практическая работа 7.1.
«Основные движения фигуры человека»:
Результат: выполнение рисунков человеческой фигуры в движении.
Рефлексия – вопросы:
1. Что такое пропорции и как пропорционируется фигура человека?
2. Как меняется точка опоры в зависимости от положения тела?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунки человека в движении?
Задания для студентов практическая работа 7.2.
«Рисунок фигуры человека с гипсовой модели»:
· На листе намечаем верхнюю и нижнюю точки фигуры. Намеченные границы изображения на протяжении всей работы не должны меняться;
· Выполняем набросок массы фигуры в заданной позе и основные пропорции4
· Находим примерную направляющую (центральную) линию движения;
· Наносим опорные точки фигуры: лобок – делящий высоту фигуры пополам; коленные суставы, делящие нижнюю конечность пополам; яремную ямку – положение плечевого пояса;
· Намечаем опорные точки и узловые линии в области таза – передние верхние ости подвздошных костей; ноги – коленный и голеностопный суставы, большой вертел; в области грудной клетки и плечевого пояса – грудину и реберную дугу, линию ключиц и акромиальные отростки лопаток; затем опорные точки – шеи и головы. На верхних конечностях намечаем локтевой и лучезапястный суставы, кисть;
· Прорисовываем более конкретно отдельные части фигуры и крупные детали;
· Легко прокладываем светотень, начиная с собственных, одновременно по всей форме;
· Построив собственные тени, переходим к определению связей форм, производим разбор и лепку деталей4
· Приступаем к выявлению частей форм по отношению к источнику света и зрителю – передние и уходящие планы;
· Обобщаем рисунок, т.е привести все его части и детали к тональной и линейной гармонии
Результат: выполнение рисунка фигуры человека с гипсовой модели.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать
вывод, для чего нужно выполнять рисунок фигуры человека с гипсовой модели.
Задания для студентов практическая работа 7.3.
«Наброски и зарисовки фигуры человека»:
Результат: выполнение набросков и зарисовок фигуры человека.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять зарисовки фигуры человека7
Задания для студентов практическая работа 7.4.
«Рисунок фигуры человека в одежде»:
· Линейно-конструктивная зарисовка обнаженной фигуры ведется по опорным точкам и узлам сопряжения форм максимально цельно;
· Затем одевают обнаженную фигуру, намечая характерные формы складок одежды;
· На заключительном этапе рисунка выявляется пластическое единство формы тела и драпировок. Обобщая детали, следует добиваться выразительности рисунка средствами пространственной линии, штриха и пятна.
Результат: выполнение рисунка фигуры человека в одежде.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунки фигуры человека в одежде?
Тема 8. Этюды с натуры
Задания для студентов практическая работа 8.1.
«Этюды объемных предметов различной формы и фактуры»:
- Цель – этюда – изображение отдельных предметов простой формы: кувшина, тарелок, деревянных ложек на нейтральном фоне с боковым, хорошо выявляющим объем светом.
1. Выполнение рисунка. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.
2. Первая прокладка тоном. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.
Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.
Будьте осторожны. Акварельная живопись почти не терпит исправлений. Если вам понадобится что-нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать его заново.
Постепенно прорабатываются детали изображения тонкой кисточкой по сухому слою краски.
3. Завершение работы. Законченная работа, выполненная акварельной техникой, выглядит свежо и живо, краски прозрачны даже в самых темных местах. Основная забота на этом этапе – выделить главное и добиться цельности композиции.
Результат: выполнение этюда объемных предметов различной формы и фактуры в технике акварели.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять данный вид этюдов.
Задания для студентов практическая работа 8.2.
«Этюд объемного предмета на цветном фоне»:
- Цель этюда – определение изменений локального света предмета несложной формы на фоне трех последовательно заменяемых драпировок: красно, желтой, синей.
- Фону отводится особая роль цветового пятна, активно влияющего на изменение локального (предметного) цвета.
Результат: выполнение этюдов предмета на цветном фоне в технике акварели.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять этюды объемных предметов на различном фоне?
Задания для студентов практическая работа 8.3.
«Зарисовка овощей, фруктов, цветов»:
- Цель этюда – упражнение в передаче формы, выявление тональных отношений окраски и освещения отдельных овощей, фруктов и цветов, изображаемых без фона.
Результат: выполнение зарисовок овощей, фруктов, цветов в технике акварели без фона.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять данный вид этюдов.
Задания для студентов практическая работа 8.4.
«Натюрморт из овощей»:
- Цель этюда – найти колористическое решение натюрморта и передать объем, фактуру и материальность предметов цветом.
- Материал – акварель.
Результат: выполнение натюрморта из овощей в живописной технике.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять этюды в живописной технике?
Задания для студентов практическая работа 8.5.
«Натюрморт с цветами»:
· Цель этюда – предать характер строения ветки с плодами или цветами через тональные и цветовые отношения. Фон цветной.
Результат: выполнение натюрморта с цветами на цветном фоне.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять этюды натюрмортов с цветами в тональных и цветовых отношениях?
Задания для студентов практическая работа 8.6.
«Крупномасштабный натюрморт»:
· Цель упражнения – освоить приемы изображения натюрморта, состоящего из крупных предметов, разнообразных по форме и материалу, цвету и фактуре. Знакомство с техникой письма масляной темперой.
Результат: выполнение крупномасштабного натюрморта в технике темперы.
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять данный вид натюрморта?
Задания для студентов практическая работа 8.7.
«Этюды небольшого натюрморта при различном освещении»:
· Цель данной работы – изучить влияние освещения на форму и цвет предмета в пространстве при верхнем, переднем, боковом и расположенном сзади источнике света. Используемый материал – акварель.
Результат:
Рефлексия – вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод,
В помощь студенту
Смотри ссылки:
Инструменты, материалы, оборудование:
- Бумага для акварели формат А3.
- Бумага для рисования формата А3.
- Набор карандашей разной степени твердости.
- Ластик, точилка для карандашей.
- Набор маркеров разной толщины линий.
- Черная тушь.
- Акварельные и темперные краски.
- Кисти для акварели, темперы разной толщины.
- Цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны геометрических фигур.
- Мольберт.
- Гипсовый орнамент.
- Гипсовый бюст.
- Гипсовая фигура человека.
- Муляжи фруктов и овощей, искусственные цветы.
- Предметы быта простой и сложной формы для натюрмортов.
- Объемные модели геометрических фигур;
- Драпировки для натюрмортов;
- Стеклянные и глиняные вазы для натюрмортов;
- Объемные модели геометрических фигур
В результате выполнения данных работ у студента формируется профессиональная компетенция ПК 4.3. Выполнять эскизы будущего стиля клиента или образа модели в цветовом решении и полной прорисовкой деталей.
Глоссарий
Список рекомендуемой литературы.
Основные источники:
- Жабинский В. И., Винтова А.В. Рисунок: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 256 с. (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
- М.В. Кильпе. Композиция. Учебник для нач. проф. образования. Издательский дом «Ореол». Институт развития профессионального образования 1996.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования.: учебник для учащихся нач. проф. учебных заведений/ С.Е. Беляева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 208 с., [16] с. цв. ил.: ил.
- Рисунок и живопись. Учебное пособие для студентов.
Интернет – ресурсы:
1. http://paintmaster.ru