Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Договорная теория происхождения государства и права: общая характеристика.




Корни договорной теории происхождения государства можно обнаружить уже в произведениях главнейших представителей политической мысли эпохи: Платона, Аристотеля Цицерона. Еще древнегреческий философ Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В создание и развитие договорной теории внесли вклад Г. Гроций (1583 - 1645), Б. Спиноза (1632 - 1677), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778), Т. Гоббс (1588 - 1679), Дж. Локк (1632 - 1704), А.Н. Радищев (1749 - 1802) и многие другие.

Теория договорного происхождения государства и права представляет государство и право продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII - XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права.

Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами – не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность. Государству предшествует естественное состояние - либо “золотой век”, либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы. Государство, в свою очередь, приобрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепить естественные права человека законами. Если же государство будет в дальнейшем нарушать эту свою обязанность, попирать права человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции.

Итак, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшие из этих условий – признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий общественного договора влечет его расторжение и возвращение людей в "естественное" состояние. Следовательно, речь идет о легитимности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Итак, в целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.

По договорной теории получается, что каждый человек, с одной стороны, подчиняется общей воле (государству), а с другой стороны, сам становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а не правителям, не государству. Правители (цари, президенты, правительства и т.п.) – лишь уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Таким образом, договорная теория трактует возникновение государства как всеобщее соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все.

Договорная теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Теория договорного происхождения государства и права в том виде, в котором она возникла в европейской традиции политико-правовой мысли XVII-XVIII вв., не стала одной из базовых концепций современной теории государства. Вместе с тем, она до сих пор имеет важное значение: равноправный и справедливый диалог власти и общества как способ функционирования обоих, а также – выполнение государством возложенных на него населением функций (прежде всего, соблюдение и защита прав человека) как залог легитимности государства.

Разумеется, общественный договор есть не реальный факт истории, а теоретическая абстракция. Научная и практическая ценность договорной теории происхождения государства состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, о правах человека и обязанностях государства. Несмотря на противоречивый характер некоторых положений, основные положения этой теории отражены в ряде конституций современных государств, в том числе США и России. В конституциях провозглашены условия между проживающими на территории народами, способствующие достижению целей договора - справедливость, свобода, безопасность, оборона, всеобщее благосостояние.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1001 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2375 - | 2100 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.