Музейное дело и его роль в современном обществе. Развитие человеческого общества сопровождается постоянным возрастанием значения рыночных отношений во всех сферах, жизни, включая такую специфическую область человеческой деятельности, как музейное дело. Музейное дело — это область сферы культуры и искусства, выполняющая функции сохранения социально-культурной информации, познания и передачи ее посредством музейных предметов. Таким образом, музейное дело играет значительную образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую роль в современной жизни, сохраняя, преумножая и донося до общества накопленное предыдущими поколениями культурное наследие.
Современный этап развития общества требует постоянного совершенствования организации музейного дела; это обусловлено развитием научно-технического прогресса, трансформацией социально-экономических условий жизни человека, интеграцией мировой культуры, развитием средств информации, туризма, ростом уровня образования населения.
Эволюция теорий музейного дела. Начиная с последней четверти XX в. в музейной практике разрабатываются коммуникационный подход, затем системный и многие другие. Общество рассматривает музей как инструмент воздействия на сознание — инструмент воспитания, терапии, идеологии. В соответствии с современной доктриной прошлое должно стать отправной точкой будущего, и банком идей прошлого являются музеи.
Эволюция теории музейного дела наглядно демонстрирует этапы развития общества, экономики, науки, адекватно реагируя на изменения внешней среды.
Так, на фоне развития технических средств коммуникации, во второй половине XX в. возник и получил широкое распространение
коммуникационный подход, имевший два основных; источника. Первый — это предложенная К. Шенноном в 1949 г. математическая теория связи. Основу данной теории составила схема, в которой были намечены важнейшие элементы акта передачи информации: источник информации, передатчик, канал, приемник, адресат и шум.
Вторым источником коммуникационного подхода является подход М. Мак-Люэна, который в 1960-е гг. XX в. предложил рассматривать этапы развития человеческого общества как эволюцию средств коммуникации, как то: язык, дороги, деньги, печать, телевидение, информационные технологии и т.д.
Основываясь на данных подходах, Д. Камерон впервые предложил рассматривать музей как коммуникационную систему. Согласно его концепции музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами». По Камерону, процесс общения основан на способности аудитории понимать «язык вещей» и способности музейной экспозиции выстраивать с помощью вещей невербальные пространственные «высказывания». Работы Камерона послужили толчком к разработке коммуникационной проблематики в музееведении. Прежде всего, это выражается в смещении фокуса музееведческих исследований на изучение музейной аудитории.
В музейном деле коммуникационный подход характеризуется рядом принципов, придающих особый смысл музейной действительности в условиях изменения социально-экономической среды.
Первый принцип — это антропоцентристский, гуманитарный подход, который ставит на первое место личность человека. Логика коммуникационного анализа предполагает движение «от субъекта», а не «от вещи», и потому не допускает первенства музейного предмета (собрания или экспозиции).
Вторым принципом является культурологический подход, предполагающий, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы, независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметно-пространственные «послания» — как культурные тексты.
Третьим принципом является диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, разнящихся своей культурной позицией. Поэтому конституирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов», или культурно-историческая дистанция, имеющая синхронное и диахронное измерения.
Четвертым принципом является аксиологический подход, который исходит из представления, что музейное общение является в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий, а иные ее аспекты (обучение, передача информации, знаний и т.д.) — как подчиненные. Несмотря на активное использование коммуникационного подхода, его объективные достоинства и другие положительны е факторы воздействия на аудиторию, в условиях развития рыночных отношений и формирования глобального общества потребления музеи не смогли обеспечить глубинное взаимодействие с обществом. Современные художественные музеи, «тексты» их коллекций и выставок непонятны большей части современной аудитории. Таким образом, ни одна из целей коммуникации в современных социально-экономических реалиях не достигается: музей не способен что-либо сообщить, так как ведет разговор на языке искусства, не понятном для подавляющего большинства современной аудитории; музей не способен эффективно воздействовать на общество, так как формы современного искусства чужды современному потребителю; музей не способен установить конструктивный диалог с посетителем, так как система обратной связи недостаточно в него интегрирована и недостаточно гибко реагирует на разнообразие потребностей аудитории.
Таким образом, изменение в экономике и обществе, развитие рыночных отношений, стирание классовых и социальных границ общества потребления привели к отказу от коммуникационного подхода из-за невозможности на его основе реализовать потенциал музея в современном мире.
В этих условиях основой музейной деятельности становится посредничество между основной частью общества потребления, непричастного к искусству, и собственно художественными произведениями. Учитывая то обстоятельство, что основную часть жизни современного человека занимает его профессиональная деятельность, искусство в виде культурных индустрии занимает оптимальную позицию взаимодействия с представителями различных групп интересов на доступном им уровне.
История развития музейного менеджмента. Формирование системы музейного менеджмента началось в период после Второй мировой войны, когда в Европе и США начался новый виток развития музеев, причины которого объясняются становлением общества
потребления и культурной логикой позднего капитализма. Несмотря на существенные различия в музейном менеджменте разных стран, можно выделить ряд общих для всех принципов.
Взаимоотношения музеев и общества начиная с XVIII в. прошли три этапа: этап огосударствления во второй половине XVI Ив., этап политизации и бюрократизации в конце XIX— начале XX в. и, наконец, этап демократизации в период после Второй мировой войны. Несмотря на то, что музеи изначально выполняли образовательную функцию, они долгое время ориентировались на посетителей-ценителей, их деятельность была направлена, прежде всего, на сами коллекции музейных предметов, их исследование и хранение.
Начиная с 1960-х гг. музеи заняли свое место в ряду других культурных индустрии, призванных способствовать созданию идентичностей и стилей жизни у потребителей. В качестве «экономической отрасли» музеи встали перед необходимостью производить новые культурные продукты, продавать их и оценивать свою деятельность в терминах экономической эффективности. Значимым элементом музейного менеджмента стал музейный маркетинг, т.е. исследование потребительских предпочтений посетителей, ответ на их спрос и формирование спроса на новые культурные продукты. Произошла смена приоритетов: если ранее основное внимание уделялось собственно музейным предметам, то в последние три-четыре десятилетия основной целью музейного дела стал посетитель с его запросами, в том числе не только познавательными и культурными, но и самыми прозаичными и обыденными. Поскольку удовлетворенность массового посетителя зависит не только от качества экспозиций и экскурсий, но и от инфраструктуры, то стали уделять внимание наличию в музеях кафе и ресторанов, магазинов музейной продукции и всего прочего, необходимого для отдыха и развлечения. Музеи из хранилищ объектов искусства или предметов прошлого стали все более превращаться в культурные центры широкого профиля.
Изменения, произошедшие с начала последнего десятилетия XX в. с российскими музеями, в каком-то смысле повторили эти мировые тенденции. За период перестройки количество музеев в нашей стране увеличилось в несколько раз.
С начала 1990-х гг. привлечение в музеи посетителей и удовлетворение их потребностей стало одной из приоритетных задач. Примерно с 1993—1994 гг. руководителям музеев пришлось осваивать новые методы управления, необходимые для развития музея в изменившихся условиях. Здесь можно выделить два типа новых управленческих навыков: во-первых, это навыки построения взаимоотношений с органами власти, а во-вторых, заимствование зарубежного опыта в области музейного менеджмента.
Особенности российского музейного менеджмента. Особенностью России по сравнению со многими другими странами является сохранение прежней советской системы иерархического управления культурой. Музеи, как и прежде, являются подведомственными учреждениями и соответственно, зависят от вышестоящих чиновников. В некоторых городах и регионах России существует противостояние между руководителями музеев и главами департаментов (комитетов, управлений) по культуре. В то же время у руководителей музеев практически отсутствуют рычаги воздействия на власть. Поэтому многое в этих иерархических взаимоотношениях определяется конкретной ситуацией. Однако нельзя сказать, что учреждения культуры являются однозначно страдательными фигурами и что они всегда вынуждены адаптироваться к запросам вышестоящих структур. В силу того, что для органов власти ситуация в сфере культуры, возникшая с начала 1990-х гг., являлась также новой, правила взаимоотношений вырабатывались и продолжают вырабатываться совместно обеими сторонами.
Нехватка бюджетных денег — это объективная данность, а возможность получения помощи от местных властей и в самом деле зависит от активности того или иного учреждения культуры, настойчивость и обоснованность обращения которого заставляет госуправленцев изыскивать средства или способствовать учреждениям культуры в поисках спонсоров. За редкими исключениями бюджетные деньги по-прежнему составляют преобладающую часть дохода российских музеев. Как правило, выделяемых средств не хватает, и дополнительное бюджетное финансирование необходимо «добывать», применяя убедительную аргументацию и личные связи. Для того чтобы получить деньги на те или иные проекты, руководители музеев используют различные «информационные поводы»: юбилеи, события городского, республиканского и российского масштаба, политические выборы. Взаимоотношения руководителей музеев и местной администрации являются очень сложным процессом, требующим серьезной подготовки и тонкой дипломатии.
В решении многих проблем помогают профессиональные музейные ассоциации. В настоящее время созданы и действуют такие объединения, как Союз музеев России, Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Содружество музейных работников Поволжья, Ассоциация музейных работников (АМР), ассоциация «Открытый музей*, ассоциация «Музей будущего». Не все музеи участвуют в деятельности профессиональных ассоциаций, но те, которые входят в них, получают для себя большое подспорье.
Коммерческая деятельность музеев. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает коммерческая деятельность музеев. Большинство музеев — некоммерческие организации и их основной целью является не получение прибыли, а сохранение социально-культурной информации и передача ее посредством музейных предметов. Тем не менее коммерческая деятельность в современных учреждениях культуры практически повсеместно распространена (табл. 8.1).
С точки зрения искусствоведа, человек посещает музей для удовлетворения своих культурных и духовных нужд, его материальные потребности в этой сфере вторичны. С точки зрения предпринимателя и менеджера, необходимо обеспечить безубыточную деятельность музея. Поэтому значительную часть потенциала музея направляют на коммерческую деятельность. В последние годы коммерческая деятельность музеев приобретает все больше черт, схожих с другими областями бизнеса, зачастую встраиваясь в него (например, в туризм) в качестве системного элемента.
Коммерческая деятельность музеев постоянно развивается, поэтому очень важно разработать и внедрить в практику музейного менеджмента систему экономических показателей, объединяющих результаты основной некоммерческой деятельности музея и коммерческих направлений его работы. Такая система разработана Шековой Е.Л. в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства. Исходя из логики данной системы показателей, одной из стратегий коммерческой деятельности в музее является обеспечение максимально возможного уровня трансформации посетителей музея в покупателей музейной коммерческой продукции, что определяется коэффициентом конвертации клиентов в покупателей.
Данный коэффициент наглядно демонстрирует уровень организации коммерческой деятельности в учреждениях культуры, однако не позволяет выявлять факторы, влияющие на ее эффективность. Для этого используется другой показатель — коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади. Кроме того, целесообразно использовать коэффициент коммерческих доходов на одного посетителя, позволяющий провести общую стоимостную оценку коммерческой деятельности в музее. Расчет данного коэффициента дополняется факторным анализом.
Таблица 8.1 Сравнительная характеристика коммерческого потенциала музеев по данным за 1999 г.
Музей | Численность персонала, чел. | Количество посетителей, чел. | Торговые площади, кв. м | Коммерческие доходы, тыс. долл. США |
1. Государственный Эрмитаж | 5 010 456 | 8016,7 | ||
2. Государственный Русский музей | 1 026 650 | 120,5 | ||
3. Государственная Третьяковская галерея | 1 495 211 | 2242,8 | ||
4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | 2 079 908 | 41.6 | ||
5. Государственный исторический музей | 1 284 734 | 1156,3 | ||
6. Британский музей | 6 068 001 | 28 398,2 | ||
7. Метрополитен-музей | 7 004 109 | 22 500 | 36 281,3 | |
8. Галерея Тейт | 2 482 551 | |||
9. Музей Виктории и Альберта | 1 538 453 | 6538,4 | ||
10. Лондонская национальная галерея | 5 020 769 | 8987,2 | ||
11. Музей современного искусства в Сан-Франциско | 1 012 231 | 7915,6 |
* Источник: Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев)//Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 60.
При определении эффективности коммерческой деятельности музея указанные коэффициенты следует применять совместно.
Для различных учреждений культуры (театров, библиотек, и т.п.) могут быть разработаны собственные критерии эффективности коммерческой деятельности, однако все они имеют в своей основе критерии экономической эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.