Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение морали и права




Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и неспра­ведливого и т.п. Право же - это система общеобязательных, фор­мально определенных юридических норм, выражающих общест­венную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и на­правленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве си­нонимов. Этика же - есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распро­страняющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д.). Справедливо замечено, что общечелове­ческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золо­тых правилах нравственности»: «Поступай по отношению к дру­гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим, и т.п.

Моральные нормы - это выработанные обществом требований к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственно­го и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) - важнейшая составляющая моральных норм.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

- в системе социальных норм выступают самыми универсаль­ными, распространяющимися на все общество;

- имеют единый объект регулирования - общественные отношения;

- имеют общую цель - регулировать поведение людей, фор­мировать гражданское общество, правовое государство;

- определяют границы свободы личности;

- являются достижением цивилизации и культуры;

- базируются на единых социально-экономических и духов­ных отношениях;

- исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

- по происхождению (если мораль возникает вместе с общест­вом, то право - вместе с государством);

- по форме выражения (если мораль содержится в обществен­ ном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); ­

- по сфере действия (если мораль может регулировать практи­чески все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить;

- оно не имеет возможности упорядочивать отношения вкуса, моды, любви, дружбы, товарищества и т.п.);

- по времени введения в действие (если моральные нормы вво­ дятся в действие по мере их осознания, то правовые - в кон­кретно установленный срок);

- по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мера­ми государственного воздействия);

- по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще­ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законно­го и незаконного, правомерного и неправомерного);

- по характеру однородности (если в пределах одной страны может существовать только одна правовая система, то мо­ральных систем может быть несколько - мораль всего обще­ства, классов, социальных групп, профессиональных слоев и т.п.).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процесс е упо­рядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощ­ряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.).

В процессе упорядочения общественных отношений право и мораль поддерживают друг друга. Далеко не случайно Гераклит в свое время сказал, что «законы обязаны своей силой нравам», ибо моральные требования, воздействуя на сознание людей, со­здают благоприятный фон для реализации юридических предпи­саний.

В свою очередь, право закрепляет и защищает моральные цен­ности. Оно может, например, обеспечивать компенсацию морального вреда. В частности, в соответствии со ст. 151ГК РФ, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравст­венные страдания) действиями, нарушающими его личные неиму­щественные права либо посягающими на принадлежащие гражда­нину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслу­живающие внимания обстоятельства. Суд должен также учиты­вать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред». ­

Вместе с тем возможны и противоречия между рассматривае­мыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулиро­ваться по-разному со стороны права и морали.

Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз на­оборот.

Например, при решении такой глубоко нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как пока­зала практика, допустимы далеко не все правовые средства. Здесь право не должно было идти, образно говоря, «дальше морали» и выдвигать какие-то сугубо специфические требования. Ведь что случалось при свидетельстве близких родственников? Приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность задачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний), с другой – нравственная, тре­бующая не наносить, вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отнощений и т.п.),либо к преступлениям (лжесвиде­тельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество, и государство, в конечном счете, не заинтересованы в таких альтернативах.

Вот, почему в ст. 51 Конституции РФ 1993 г. установлено, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется фе­деральным законом». Данное положение выводит правовые пред­писания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем, самым нравственные основы права.

Причины противоречий могут быть объективные (существую­щие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.