Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, исламская правовая семья, правовая семья социалистического права




К романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Ав­стрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы пра­вовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особен­ностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают норма­тивные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодате­лю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные орга­ны и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

- вecомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка честве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­ шая и разрабатывающая в университетах основные принци­пы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи по­служило римское право, в ее развитии можно выделить три глав­ных этапа:

1) эпоха Древнего Рима,- зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, орда­лии (испытания), колдовство и т.т., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIІІ-XVІІ вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым услови­ям, достижение независимости права от королевской власти;

3) ХVII в. - наши дни - кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых ко­дексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уло­жение Германии 1896 г.), создание национальных правовых сис­тем.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиа­на - бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек - бывшей французской коло­нии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди при знаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их реше­ниях по конкретному делу и распространяющиеся на анало­гичные дела);

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) от­водят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­ ное, доказательственное) право, которое во многом определя­ет право материальное;. отсутствуют кодифицированные отрасли права;. отсутствует классическое деление права на частное и публич­ное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных ис­точников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют че­тыре главных этапа:

1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) - отсутст­вие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066-1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, со­здание в противовес местным обычаям общего права для всей стра­ны, которое, отправляли королевские суды;

3) 1485-1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительнос­ти: во-первых, общее право было слишком формальным и громозд­ким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливос­ти», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмот­рению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости (т.е. при paссмот­рении дел судьями принимаются во внимание как образцы реше­ния подобных дел в прошлом - судебный прецедент, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливос­ти, - «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

К семье религиозного права (исламская правовая семья) относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малай­зии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отно­шении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с рели­гиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями. образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкую­щие первоисточники и лежащие в основе конкретных реше­ний;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­ричное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязан­ностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-герман­ской и англосаксонской правовых семьях.

Семья социалистического права. Возникновение этих систем связано с появлением в ХХ в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России (1917 г.), а пос­ле второй мировой войны и в целом ряде стран Вос­точной Европы, Азии и Латинской Америки.

В литературе (отечественной и зарубежной) при ха­рактеристике различных национальных систем законодательства социалистических стран (СССР и других зарубежных социалистических стран) обычно говорят о «социалистическом праве», «семье социа­листического права» и т.д.

Эти термины и понятия нельзя признать адекват­ными, поскольку речь идет о законодательстве (так называемом «позитивном праве» при социализме), которое по сути своей носило неправовой характер, выражало цели и устремления антиправовой идеоло­гии, политики и практики бесконтрольно правящей коммунистической партии.

Неправовая природа социалистического за­конодательства по-разному проявлялась в разных социалистических странах на разных этапах их су­ществования. Спектр различий здесь весьма велик и разнообразен: от прямого революционного насилия, не связанного никакими законами, до «государства социалистической законности» и поисков «социализ­ма с человеческим лицом».

Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их пра­вовое прошлое, уровень их правовой развитости, сло­жившиеся правовые традиции и т.д.

Законодательство послевоенных социалистических стран Восточной Европы заметно отличалось от законодательства азиатских социалистических стран, где право и до пе­рехода к социализму находилось в неразвитом состоя­нии и не играло существенной роли в жизни обще­ства. Право дореволюционной России, как и досоциалистическое право социалистических стран Восточной Европы, развивалось в целом в русле и в рамках романо-германской правовой семьи. Влиянием этого прошлого обусловлены такие аспекты внешнего сходства европейских социалистических систем зако­нодательства с формами романо-германского права, как общая терминология и приемы юридической техники, во многом одинаковые конструкции в области систе­мы источников действующего «позитивного права» и его структуры (деление на отрасли, институты и нор­мы), аналогичные представления о норме и норма­тивных актах, отсутствие прецедентного права, отрица­ние значения судебной практики в качестве источни­ка права, незначительная роль обычая и т.д.

Однако схожей терминологией обозначались каче­ственно различные явления, поскольку положения со­циалистического законодательства по существу отвер­гали основы права и носили декларативный, «фасадный» характер.

Так, советское право не обрело высокозначимый статус, а стало «огосударственным», т.е. придатком государственной власти. Право в годы советской вла­сти несло на себе печать тоталитарного строя и ком­мунистической идеологии. Оно официально трактовалось как «отмирающее», обреченное на то, чтобы в конце концов, при коммунизме, вообще сойти со сце­ны общественной жизни. Это способствовало право­вому нигилизму, пренебрежению правовыми форма­ми во имя высших коммунистических интересов. В целом советское право строилось не для препятствия осуществлению бесконтрольной власти партократии, а в целях его легализации и создания для этого «пра­вовых оснований».

Сначала 90-х гг. социалистические страны всту­пили в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными экономи­ческими, политическими и правовыми преобразова­ниями, цель которых - утверждение господства пра­ва, прав и свобод человека и гражданина, формирова­ние рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На террито­рии бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные го­сударства, в которых формируются новые нацио­нальные системы права. Этот процесс в разных стра­нах протекает с различной интенсивностью, но в це­лом все они достигли определенных успехов на но­вом этапе своего правового развития (принятие но­вых конституций, качественное изменение законода­тельства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права меж­дународных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интегра­ции и т.д.).

После распада мировой социалистической систе­мы (так называемого «соцлагеря») на позициях соци­ализма остались Китай, Вьетнам, Северная Корея и Куба.

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлени­ях, характерных для романо-германского права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 707 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.