Древняя Греция VI-IV веков до н.э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Своеобразие географических и экономических условий древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была торговым посредникам между более древними странами Азии и Африки и более поздно развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. С древних времен греки искали источники существования в соседних и отдаленных странах. Это способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии в Африке.
Высочайший внутренний расцвет античной Греции, подъем древнегреческого искусства, науки, философии и культуры был в 5 веке до н.э. Это подъем был вызван прежде всего острыми социальными противоречиями и борьбой внутри страны. Греция пережила перед этим глубокий социальный переворот, переход от первобытно-общинного к классовому, рабовладельческому строю. Подъем был обусловлен победой в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей. Победа над внешним врагом поражение рабовладельческой аристократии успехи рабовладельческой демократии вызвали расцвет науки, искусства, философии. Были созданы предпосылки для развития внутренней и внешней торговли, расширился кругозор греков. Они ознакомились с материальной и духовной культурой народов малой Азии и Египта. Культура Греции и Рима являлась дальнейшим развитием культуры древневосточных народов.
Философские течения древней Греции – материализм и идеализм – отражали острую классовую борьбу. Участие греков в международном торговом обороте, общение их с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными и представлениями содействовали развитию у греков того чрезвычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю философии под именем так называемой греческой натур философии. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни.
Наследие египетской медицины сказалось на развитии медицины Древней Греции и Рима. Медицина Греции, как и в других стран Востока, также были достоянием храмов. Храмы в Греции стали местом лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Наряду с медициной храмов существовала профессиональная светская медицина.
Профессиональная медицина характеризовалось появлением первых в истории медицинских лечебниц и школ при них. Лечебницы открывались разбогатевшими врачами. Помещения, предназначенных для лечения при храмах, часто назывались асклепейонами, названными. Так в честь знамени – того врача Греции Асклепияю наряду с асклепейонами имелись и мелкие ятрейи – тип частной лечебницы на дому у врача.
В древней Греции и ряду городов (Афины, Эгина, Самос) имелись общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий, домашние (семейные) врачи у знати и богачей. Странствующие врачи – периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.
Асклепий изображалась с большим посохом, вокруг которого обвилась змея-эмблема здоровья и медицины. (Асклепий- по греческие, по латыни звучит как Эскулап). В мифологии стран Древнего востока также часто фигурировало змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью.
Асклепий жил в Северной Греции. По Гомеру, он был царем Фесами (около 1250 лет до нашей эры). Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства – сына Апполона исцеляющего.
Многие врачи древней Греции считались его потомками. Покровительница гигиенических познаний медицины Гигиея (отсюда термин «Гигиена») и покровительница лекарственной терапии панацея (отсюда термин-«панацея») считались его дочерьми. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, державшей в руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость - черпать из чаши познания природы. Таким образом, эта эмблема древнего происхождения. Она восходит к первобытному тотемизму-культу животных. Панацея умела лечить «от всех болезней», впоследствии ее имя стало нарицательным. Панацеей стали называть средство, которому приписывается лечебное действие от всех болезней.
Лечение при храмах заключалась в основном в разработанной системе внушения, сюда прежде всего входила подготовка больного постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими куреньями и т.п. далее следовал сон больных в специальных помещениях при храме, и жрецы толковали сны, которые видел больной. Из собственно лечебных процедур огромное внимание уделялось водолечению и массажу. Большое внимание греки уделяли физическим упражнениям, закаливанию и связи с этим личной гигиене.
В Греции имелись школы для подготовки врачей. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Кос. Представителем школы, находившейся на острове Кос, являлся знаменитый Гиппократ (460-377 до нашей эры).
Гиппократ был одним из выдающихся врачей в рабовладельческом обществе. Родина Гиппократа остров Кос. Отец его был врачом, мать - повитухой. Весь род в течении 18 поколений занимались медициной, передавая опыт из поколения в поколение. Гиппократ освободил медицину от преобладавшего в ней влияния религии, первый пытался собрать воедино всевозможные медицинские наблюдения привести их в систему и дать философское обоснование. Средством решения этой задачи служил метод Гиппократа, сводящийся к «мыслящему» наблюдению у постели больного, освещению опыта разумом и проверки теории практической. Гиппократ впервые ярко и последовательно показал неразрывное единство организма и окружающей природы. Он рассматривал влияние пищи, воды, воздуха на организм человека. В человеческом теле, по мнению Гиппократа, находится четыре кардинальных жидкости (соки, влаги): кровь, слезь желтая и черная желчь. Количественное изменение одного из этих приведенных веществ в организме человека приводило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным веществам сводились к воздействию их на одну из приведенных выше жидкостей. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме человека различают четыре основных типа конституции или темперамента. При избытке крови-сангвиники; желтой желчи - хомрики; слизи-флегматики; черной желчи меланхолики. Количество жидкостей изменяется в теле в зависимости от влияния внешних условий (климата, атмосферы и т.п.). В связи с этим Гиппократ придавал большое значение вопросам гигиены, быта, режима.
Значительное место в терапевтической системе Гиппократа принадлежит диете, деистическому лечению. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, искусно применяя небольшой испытанный набор лекарств (ячменную кашицу- «птизану», чемерицу, морской лук и т.п.). Гиппократ придавал большое значение лекарствоведению. «Лекарства их простые свойства, если таковы описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях, ибо в этом начало, середина и конец познаний лекарств».
Гиппократ уделял особое внимание лечению травами. Он стремился наилучшем образом сохранить природу лекарственных средств, поэтому четко определил способ хранения из, что подтверждается раскопками античных аптек. Он рекомендует соки, выжатые из растений, доставлять в стеклянных сосудах; листья, цветы и корни – в глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием не выдохлась сила лекарств и т.д. во время Гиппократа для лечения широко применяли растения и средства животного происхождения. Среди растений встречаем: горчичник, гранат, дыню, зверобой, золототысячник, ирис, клещевину, крапиву, лук, мак, медвежье ушко, омелу, сумку, сосну, тыкву, чеснок, шалфей всего около 230 растений.
Из животных лекарственных средств применяли жир барана, быка, гуся, утки, а также жир рыб камбалы, кефали, окуня речного и т.д.
От времен Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания, составляющее так называемый «Гиппократов сборник» и объединяющее около 70 сочинений.
Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей народов Востока ((Ар-Рази), Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.
В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей.