Человечество возникло в начале четвертичного периода в истории Земли за несколько сотен тысяч лет до нашего времени.
Медицинская деятельность возникла все самых ранних стадиях существования человека. Врачевание и медицинский опыт появились из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека. В лаборатории врача – все больное человечество самим врачам поистине имя «тьма» их деятельность ровесница первого человека.
Сведения о медицине первобытно-общинного строя получены из различных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры, результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, поскольку элементы медицинской деятельности и медицинские представления нашли отражение в языке, народном эпосе, сказаниях, пословиц, произведениях древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этнографии и антропологии в отношении народов, иначе находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека.
Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: низкой и высокой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов ядовитых змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т.д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения и.т.д.). Первобытный человек страдал от недостатка одежды, плохого жилища, нападения диких зверей, стихийных бедствий, эпидемий. Женщины кроме того страдали от инфекций при родах.
Представления о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные изменения костей: сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей и др. Чаще всего на костях видны следы внешнего воздействия – в результате несчастного случая или борьбы с дикими зверями или людьми. Поражение суставов, позвоночника было частым заболеванием у людей каменного века. неизбежность многочисленных болезней была связана с условиями жизни первобытных людей: пребывание в сырых пещерах вызывало заболевание суставов и костей (деформирующийся артрит историки называли «»)
Одним из древнейших видов медицинской деятельности надо признать помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически вместе в тесной неразрывной связи. У всех народов медицинская помощь матери и ребенку находилась в руках женщин, которые сумели накопить немалые для того времени знания и передавали их из поколения в поколение. Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине говорится, что «рот является воротами всех болезней», «первой болезнью была болезнь желудка».
Тысячелетний опыт многих поколений научили человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая растительную пищу, человек узнавал питательные, лечебные, а иногда и вредные свойства отдельных растений. Уже на ранней стадии медицины накапливались знания о лечебных средствах: слабительных, рвотных, противоядиях, органах животных для внутреннего и наружного употребления.
Ранее всего медицинский опыт стал применяться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при травмах. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечения ран, переломов, вывихов.
Практические приемы оказания помощи больному человеку, практические сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин болезней. Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины. Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Уже в эпоху первобытно-общинного строя зарождались и складывались наивно-реалистические взгляды на мир. Искусство человека древнего каменного века также имело реалистический характер. Древние рисунки человека отражали наблюдения над жизнью природы, поведениях зверей, творческую ориентацию человека.
Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть), связывал с реальным фактором падения дерева или камня и т.д.
За этим следовал период онтологических представлений о болезни, когда болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным, материальным, маленьким живым существом, которое будто бы проникает, внедряется в тело человека извне и тем вызывает болезненное состояние. Следы онтологических представлений о болезни как о постороннем человеку живым существом сохранились не только в народных представлениях, но даже и в научной медицинской терминологии.
Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличение предметов и явлений природы, еще без представления о стоящим за ними особом сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа и возник анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней явления сна, обморока, эпилепсии, болезни и т.п. представлялись первобытными людьми следствии деятельности внутри человека двойника – души, которая временно может покидать тело. Люди, страдавшие эпилепсией, и психические больные считались одержимые духом. Смерть считалась окончательным выходом души из тела.
Весь мир стал представляться человеку раздвоенным на мир материальный, естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религий. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона).
Соответственно онтологическим и демонологическим представлением о возникновении болезней создались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Возникли приемы предупреждения болезней и лечения больных путем борьбы с многочисленными демонами, бесами, духами. Первобытный человек применял амулеты для предохранения от болезней: он считал, что амулет защитит от проникновения болезни в его тело. Амулетам придавали образ предка и покровителя рода. Амулеты нередко носят следы народной наблюдательности. Широко применялись заговоры и заклинания. Наиболее древние заговоры были основаны не только на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговорный образ, в магическое действие, которые со временем отпали и забылись.
- иллюстративный материал: слайды по-15 шт
- Литература
Основная:
1. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник для вузов. – М., 2010.
2. Сайфулина Н.Ф., Султанов А.К.Фармация тарихы - История фармации / оқулық -Эверо, 2014г.
3. Болдыш С.К. Летопись истории фармации Казахстана. – Эверо, 2014
4. Арыстанов Ж.М. «Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері» // оқу құралы. Шымкент-2012ж.
5. Сапакбай М.М. Фармация тарихы / оқулық Шымкент– 2014.
6. Арыстанов Ж.М. Тұрғындарды дәрі-дәрмектермен қамтамасыз ету негіздері: оқу құралы. – Шымкент. 1992.
Дополнительная:
1. К.С. Чолпонбаев История становления лекарственной помощи населению Кыргызстана: монография – Бишкек. – 2006г.
2. Р.К.Биғалиева Бүкіл әлемдік медицина тарихы / Оқулық – Алматы, 2004
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Фармация как наука.
2. История фармации. Задачи истории фармации.
3. Общая и частная история фармации.
4. Источники изучения истории медицины и фармации.
5. Народная медицина. Традиционная медицина. Научная медицина.
6. Возникновение зачатков врачевания.
7. Медицина и фармация первобытнообщинного строя.
8. Зачатки акушерства и педиатрии при первобытнообщинном строе.
9. Взаимоотношение медицины и зачатков религии.
- Тема: №3-4 «Развитие фармации в странах Древнего Востока»
- ЦЕЛЬ:
- О развитии эмпирической медицины в странах Древнего Востока.
- О развитии медицины Древнего Китая.
- О медицине и фармации в Индии
- О развитии лекарствоведения в Древнем Египте.
- тезисы лекции
На смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий. Он возник в связи с переходом населения к земледелию (при сохранении скотоводства), началом разделения труда, накоплением излишков продуктов производства, возникновением частной собственности на средства производства (орудия труда, земля, рабы), появлением имущественного неравенства.
В числе первых рабовладельческих государств известны Египет, Месопотамия (Вавило, Ассирия), Китай, Индия, Иран и др. Их земли находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился термин «Древний Восток».
Изучение первых письменных сведений (папирусов, сочинений китайских и индийских врачей и др.), дошедших до нас от древних культурных народов – египтян, китайцев и др. дает нам представление о материальной и духовной жизни народов этой эпохи.
Приемы лечения первобытнообщинного, как-то: лечение болезней лекарственными средствами растительного и животного происхождения, ношение амулетов, различные методы «изгнания» болезней из тела больного – все это сохраняется в медицине народов Древнего Востока.
В результате нового общественного строя возникли новые факторы развития медицины и фармации. С развитием и укреплением рабовладельческого строя развивалась эмпирическая медицина, основанная на богатом опыте народа и наблюдении лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представлениями. Вместе с тем усиление влияния церкви способствовало развитию медицины при храмах (храмовая медицина).
Возникло сословие жрецов. Храмы стали центрами идеологического воздействия господствующих классов на угнетенные классы. Медицина объявляется жрецами «откровением богов», а не творением ума и рук человека. Лечение производилось в священных храмах, где больные во время сна через сновидения и оракулов получали откровения относительно средств для излечения своих недугов (культинкубации).
Толкование сновидений и гаданий являлось основанием для диагностики терапии. Для обучения искусству лечения при храмах устраивались медицинские школы. Такие школы были в ряде городов Вавилонии, Египта, Индии. Творческая роль по-прежнему принадлежала народной медицине, которая продолжала оставаться основной формой медицины того времени. В этот период занятия медициной выделяются из числа других профессий. Народная медицина перерастает в профессиональную, выделяются врачи-профессионалы. Появляются первые врачебные школы. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы, которые передавались из поколения в поколение. Подготовка врачей-профессионалов происходила в семьях. Появляются первые записи, первые «лечебники», первая медицинская литература. Памятники медицинской литературы представляли собой сборники рецептов с наставлениями, как готовит лекарства, и с кратким описанием болезней. Новое, что отличает медицину рабовладельческого строя от первобытнообщинной, - это искание естественных причин для объяснения болезней.
Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играла жреческая аристократия. Жрецы были влиятельной кастой. Сила жрецов основывалась на экономической мощи храмов, обладавших большими богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и т.д. Обширные хозяйства принадлежали храмам, содержались на основе рабского труда.
Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов. И Играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыстных целей. Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело врачевания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа и приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы.
Медицина в Китае
В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III тысячелетия до н.э. и начале II тысячелетия до н.э. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удерживавшаяся в течение тысячелетий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов. Китай имел торговые связи со многими странами: с Индией, странами Средней Азии (Ферганой), Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гончарные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас (магнитная игла).Больших успехов достигли математика, астрономия, исчисление времени: еще во II тысячелетии до н.э. были составлены карта звездного неба, календарь.
Расширились графические знания (составление карт, отдельных описаний), улучшилось земледелие. В древнем Китае достигли развития также и агрономические, биологические и другие знания. Все это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм “миру в миниатюре”, а все процессы в организме – взаимоотношению “первоэлементов”. Китайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотношением. Эти полярно противоположные силы определялись также как активное, или мужское начало “янь” и начало пассивное, или женское “инь”. Болезни делились в основном на эти же две группы: “янь” и “инь”. Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы – пониженной функции организма. В диагностике большое внимание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса – в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований. Осматривали язык и естественные отверстия организма – ноздри, уши, глаза, рот; выделения – исправления и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали кислый и сладкий вкус и др. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.
Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому режиму – “разумной умеренности”, правильному распорядку работы, отдыха и сна, правильному питанию. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Известное благоустройство, имевшееся в некоторых древних китайских городах, свидетельствуют о зачатках общественной гигиены.
В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии). Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.
Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара – холодом и наоборот и т.п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.
Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и т.д.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т.д. Из лекарств животного происхождения применялись панты – рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее (при кровохарканье) применялся костный клей (желатин). В ходу были и разнообразные минеральные вещества – ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.
Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзютерапия – иглоукалывание и прижигание.
В древнекитайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т.п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запретами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось и хирургическая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательствами, как например, вскрытие абсцесса.
В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду. Отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы в портовых городах.
Знаменитый китайский врач Джан Цун-Джан, живший на рубеже II-III века, в своем сочинении «рассуждение о тифозной горячке» дает 116 рецептов. Среди них упоминаются жаропонижающие, мочегонные, успокаивающие и др.
В известной книге того же времени «Травник шиньон» описано 240 лекарств растительного происхождения. В 652 году вышла книга Сун-Су миао «Тысяча золотых лекарств». В 659 году в Китае было выпущено официальное государственное издание фармакопеи – первой фармакопеи в мире; здесь в 53 томах дано описание 844 лекарства.
В I веке до н.э. из Индии в Китай был занесен буддизм. Медицинская деятельность сосредоточилась в храмах и монастырях.