Появление антиколониальных организаций получило широкое распространение в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), которые действовали как форумы националистического сознания африканцев.
Развитие печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, африканские государства столкнулись с проблемами этнического многообразия населения: жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. «Жители Нигерии говорят на более чем 250 языках и диалектах»[4]. Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве СМИ. Языки-посредники не всегда эффективны в условиях Африки: большинство языков не имеют письменности, а язык колонизаторов известен только около 10% населения. В традиционных культурах Африки доминировали в основном устные формы, когда как печатное слово никогда не играло значительной роли в общении.
Этническое многообразие было препятствием для создания прочных экономических основ для функционирования частной прессы, которые базировались на доходах от рекламы. В условиях языковой раздробленности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Частные издания издавались лишь впервые постколониальные десятилетия в нескольких странах Африки – Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и нескольких других.
В сельской местности Африканских стран радио представляет собой единственный источник информации о событиях и действиях органов власти. Оно также является основным средством социального и культурного просвещения населения.
«Первая радиостанция, основанная в Кении в 1927 г., ориентировалась на «Би-Би-Си». В Хараре (Зимбабве) в 1932 г. возникла еще одна радиостанция для обслуживания поселенцев. Примеру Замбии в 1934 г. последовала Сьерра-Леоне, в 1935 г. — Гана, а в 1936 г. — Нигерия»[5].
«В Нигерии в 1937 году выходит газета «Уест Африкен пайлот» («Западный Африканский пилот»), автором которой явился Ннамди Азикиве, выступавший за единство африканских народов»[6]. Такжевмежвоенные годы выходит политическая газета в Сенегале «Перископ Африкен» («Африканский Перископ», 1932 г.), которая занималась социалистической и коммунистической агитацией и ориентацией в стране. Позже в Африке усиливается профсоюзное движение, и возникает всё больше восстаний, которые напрямую связаны с политической активностью и развитием журналистики.
Для обучения и подготовки специалистов и последующего формирования новых национальных элит, лояльных к Советскому Союзу, в Москве был создан Университет Дружбы народов. СССР оказывала помощь многим странам Африки, в надежде, что те пойдут по социалистическому пути развития. В связи с перестройкой и последующим распадом СССР, а также крушением социалистической системы, в Африке сложилась новая ситуация: прекращение экономической помощи, политической и военной поддержки, ранее входившим в зоны влияния советского блока. Они были вынуждены искать новых партнеров на Западе.
Вместе с тем, несмотря на уход колонизаторов, в Африке сохранились многие формы колониализма, среди которых имеет место информационный империализм – современная и наиболее совершенная форма неоколониализма. Он возник в начале 1960-х годов и продолжает успешно развиваться в наше время. Именно 1960 год ознаменовал крутой поворот в развитии прессы на континенте. Сущность, Информационного империализма состоит в том, чтобы бедные государства Африки зависели от развитых стран Запада, и прежде всего от США, информационная продукция которых успешно рекламируется и насаждается в них, в то время как традиционные стандарты уходят в прошлое.
Информационный империализм состоит и в преобладании в мировых СМИ новостей из развитых стран, а информация из стран Африки появляется в них лишь как события, связанные со стихийными бедствиями, катастрофами и политическим беспокойствами.
Информационные агентства, такие как ЮПИ, АП, Рейтер, Франс Пресс (большая четверка) очень активно проявляли себя во второй половине XX в. Первостепенную роль занимало информационное агентство США – ЮСИА.
Для борьбы с информационным империализмом и продвижением африканского информационного продукта на мировой медиа-рынок было создано в 1963 г. Панафриканское информационное агентство (ПАНА) с несколькими штаб-квартирами в нескольких африканских столицах, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. Оно должно было укрепить позиции печати на национальных языках. Но неразвитость коммуникационных технологий, авторитарные политические режимы в большинстве стран континента финансовые трудности не позволили ПАНА стать влиятельным средством массовой информации.
В 1965 г. Федерация арабских информационных агентств – ФАНА, объединила информационные агентства 14 арабских стран (5 африканских и 9 азиатских). Среди национальных агентств, пользующихся международным престижем, следует выделить Ангольское информационное агентство – АНГОП, алжирское Альжери Пресс Сервис – АПС, Эфиопское информационное агентство – ЭНА, Межафриканское информационное агентство Зимбабве – ЗИАНА, Информационное агентство Джамахирии – ДЖАНА, Международное агентство Мозамбика – АИМ и др.