Миссионерские школы и светские европеизированные образовательные учреждения в колониях способствовали настроению лояльности к метрополии среди индейцев, преклонения перед её политикой, общественными, культурными, религиозными институтами и ценностями. По мере расширения грамотности людей из числа представителей коренного населения формировалась потенциальная аудитория «индейской» прессы. Эти школы были направлены на то, чтобы воспитывать их в духе покорности, переориентировать население на ценности метрополии, а также распространить представления о «богоданности» иноземного господства.
Именно такая цель была в колониальный период в Алжире у газет «Аль Мабашир» («Радостная весть – Al Mubashir») и «Аль Акхбар» (Новости – «Al-Akhbar»). Арабоязычные издания этих изданий прославляли цивилизаторскую миссию Франции среди коренных жителей.
Миссионерские издания
Коренному населению адресовались и издания религиозного содержания, созданные и поддерживаемые европейскими миссионерами, которые выпускали периодику на местных языках. Выпуск был одной из форм миссионерской деятельности в среде коренных жителей. Среди миссионеров было много самоотверженных людей, которые стремились помочь коренным жителям, обучая их детей, обустраивая школы, больницы. Все же деятельность религиозных миссий объективно совпадала с основными целями колониальной экспансии.
Колониальный характер миссионерских изданий косвенно подтверждается и тем, что они обычно издавались с разрешения и при поддержке администрации колонии. К выпуску миссионерских изданий на языках коренного населения привлекались также образованные представители коренного народа – как правило, священники, которые были обучены миссионерами. Для них религиозная пресса была школой журналистики, после которой они начинали самостоятельную издательскую и публицистическую деятельность.
Патриотические издания
Появлению в колониях печати, ясно и отчетливо выразившей требования национального самоопределения, самосознания и самоуправления, выдвинувшей антиколониальные лозунги, предшествовала деятельность первых патриотических изданий. Патриотические издания выступали против системы угнетения со стороны метрополий, но еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Эта печать, в свою очередь, не превосходила по тиражу и разнообразию колониальную прессу и развивалась медленно, потому что её распространению препятствовал ряд причин: неграмотность коренного населения; большое количество индейских языков; дефицит бумаги и печатных станков в колониях; цензура. Но все же деятельность патриотической прессы способствовала духовной подготовке местного общества к принятию идеи самоопределения и будущей независимости. Она имело большое значение в условиях незрелости национального самосознания коренного населения.
В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях, которые существовали до прихода европейцев. Эти публикации были нацелены утвердить в сознании первопоселенцев мысль о возможном самостоятельном развитии. Контакты с европейцами вызвали появление публикаций, отразивших отношение интеллигенции колоний к культурному наследию европейских стран, к современным наукам и философской мысли.
Несмотря на малочисленность патриотической прессы, колониальные власти считали их деятельность враждебной и нежелательной по отношению к интересам метрополий. Печатные издания, стоявшие на стороне коренных жителей, подвергались репрессиям и гонениям. Выход в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания жителей Камбоджи, но её деятельность вызвала негативную реакцию французской колониальной администрации. Газета была закрыта, и её создателей подвергли тюремному заключению. Во многих колониальных странах подобную судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов.