Зарождение периодической печати в колониальный период происходило в различные исторические сроки: в испанских колониях первые газеты появились в XVIII в., в Южной и Западной Африке – на рубеже XVIII – XIX вв., в Восточной и Центральной Африке, где колониальная экспансия происходила в более поздний исторический период, появление периодических изданий относится к последней трети XIX в.
Влияние на возникновение и развитие прессы в Новом Свете оказали и различия в уровне социального и экономического развития самих колоний. Однако политика европейских колонизаторов по отношению к своим новым территориям во многом похожа, что создавало основу для проявления сходства в процессах развития колониальной печати.
Экспансия европейских государств сопровождалась также и перенесением в колонии и полуколонии более передовых отношений и институтов, к числу которых относится и журналистика. Позднее она косвенно способствовала зарождению в обществе сил, мобилизовавших коренное население на борьбу за независимость нации. Общей чертой развития журналистики в Странах Латинской Америки и Африки, до достижения ими независимости, явилось возникновение двух противоборствующих «отрядов» прессы: с одной стороны, в колониях выходили издания, поддерживавшие метрополии (колониальная пресса), с другой стороны – органы печати, в той или иной форме отражали интересы коренного населения (патриотическая пресса).
Колониальная пресса была представлена тремя основными печатными группами: издания для колонизаторов, светские издания для коренного населения и религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения.
Издания для колонизаторов
Пресса для колонизаторов была выдержана в духе европоцентризма, на её страницах постоянно пропагандировалось расовое превосходство европейцев. Она имела своим главным предназначением информационное обслуживание колонизаторов. Подавляющее большинство читателей этих изданий составляли элита колониального чиновничества и коммерческих кругов, несколько позже – образованные представители местной верхушки, допускаемые в средний и низший уровни управления колониями. Основное предназначение этой прессы для колонизаторов заключалось в информировании европейцев и их местных служащих о событиях в метрополии, о действиях колониальной администрации. Такие издания позволяли выходцам из метрополий поддерживать контакт с родной культурой.
По мнению эксперта Екатерины Алеевой, такими были «самые первые газеты колониальной Америки: ежемесячная «Ля Гасета дэ Мехико» («Газета Мехико» - La Gacetade Mexico y Noticiasde Nueva Espana), основанная в Мехико и выходившая с января по июнь 1722 г., гватемальская газета «Ля Гасета дэ Гуатемала» («Газета Гватемалы» - La Gacetade Goatemala (1729 – 1731)) и другие»[1].
Газеты этого периода представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей, благодаря которым испанцы узнавали вести с Родины. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем, были лишены использовать их как источник информации, так как не знали языка колонизаторов. Но эти издания обладали большим историко-культурным значением: благодаря им коренное население все же получало первичное представление об институте журналистики, о предназначении и потенциале периодической печати.
К группе изданий для колонизаторов относится и франкоязычная газета «Ле Курье де Эйджипт» («Курьер из Египта» - Le Courrierd`Egypte), которую некоторые арабские историки журналистики ошибочно именуют первой египетской газетой. В реальности же она, выходила с 1798 г., предназначалась исключительно для французских солдат и офицеров наполеоновской армии.