Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовое учение Ницше




Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900)– одна из значительных фигур в истории философской и полит-правовой мысли. Вопросы политики, гос и права освещаются в «Греческое гос-во» «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др.

Гос-во, право, законодательство, политика - служебные орудия, средства инструментарий культуры, кот, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфич. свойство всех явлений, в т. ч соц и полит-правовых. Представления о прогрессивном характере развития он считал ошибочными. Ценность – наивысшее кол-во власти, кот человек в состоянии себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству, и явл, по Ниц, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть. Всю соц-полит историю Ницше харак-ет как борьбу двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Аристократическая воля к власти, – инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти – инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая культура аристократична, господство же «толпы» ведет к вырождению культуры, к декадансу(упадок). Мораль – орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. История человечества нескольких последних тысячелетий (от господства др аристократии до современности) расценивается как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных. Придерживаясь глоб перспективы аристократического эстетизма, он дает принципиальное предпочтение культуре и гению перед гос-вом и политикой – там, где такое расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Цель человечества - в его совершеннейших экземплярах, возникновение кот возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном гос и поглощенности политикой – последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного гос-ва, кот могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Гос-во, есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, – т. е. будет в корне разрушена первоначальная цель гос-ва».

Ниц – непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация кот ведет к потрясению основ и падению гос-ва, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Отмечая тенденцию падения роли гос-ва и допуская в принципе исчезновение гос-ва в отдаленной исторической перспективе, Ниц считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее еще более целесообразное учреждение, чем гос-во, одержит победу над гос-вом». Вместе с тем Ниц отвергал активное содействие падению гос-ва и надеялся, что гос-во устоит еще на долгое время.

Устами Заратустры Ниц отвергал современное ему государство - этот «новый кумир» толпы. «Государством» - поучал он, - называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжёт, и ложь ползёт из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает его знамение!».

Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» - почитания государства. «Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2453 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.