Как тонко подмечено, человек — не только существо разумное (homo sapiens), но и в неменьшей мере — существо страдающее. По тому как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют свой индивидуальный стиль реагирования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе и криминального характера, мы судим о переживаемых ими страданиях, оцениваем их состояние психики. Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел понятия: «психические страдания» (ст. 117 УК), «нравственные страдания» (ст. 151, 1101 ГК).
В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще обращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, которые подтверждают пережитые субъектом физические или нравственные, психические страдания.
Подобная судебная практика в полной мере соответствует требованиям закона. Так, в ст. 151 ГК судам предписывается при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, «учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуаль-, ными особенностями лица, которому причинен вред».
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», специально посвященном вопросам компенсации морального вреда, указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, страдание, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрело достаточно актуальное правовое значение, понимание сущности и раскрытие содержания которого при рассмотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров становится непременным условием юридически грамотного применения норм права.
В толковом словаре русского языка страдание определяется как «физическая или нравственная боль, мучение». В свою очередь боль связывается с «ощущением страдания»2. Следовательно, боль и страдание неразрывно связаны между собой.
В психологии страдание рассматривается как одна из фундаментальных и наиболее распространенных эмоций, которая при всем своем негативном характере вместе с тем выполняет очень важную в биологическом и психологическом отношении функцию, сигнализируя человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов и тем самым побуждая его принимать те или иные меры, направленные на устранение причин их возникновения. Кроме того, переживаемые людьми страдания побуждают их к групповому сплочению, взаимной помощи и поддержке. Страдание — самая первая эмоция, которую переживает человек, отторгаемый от матери в момент своего появления на свет. Этим, видимо, объясняется, что отчуждение человека (физическое или психологическое) на протяжении всей его последующей жизни является одной из распространенных причин страданий.
И другая сторона рассматриваемого эмоционального явления, существенно дополняющая ее, состоит в том, что страдание выступает не только в качестве отдельно взятой эмоции, но и как процесс неприятных переживаний субъектом воздействующих на него неблагоприятных факторов физического, социального (или,«как мы говорим, нравственного, морального) характера, вызывающих у него «инстинктивное напряжение»[31].
С учетом выше приведенных рассуждений можно дать следующее определение страдания.
Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.
Эмоциональный профиль страдания считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде наблюдается крайне редко Обычно страданию сопутствуют, страх, напряженность (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вина, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха, страдания и стресса.
Угроза реальная или мнимая (запугивание) совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх Последний, действуя парализующим образом на волеизъявление субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, активности, а следовательно, приводит к нравственным страданиям. Все это способствует появлению эмоциональной напряженности, стресса. Некоторые психологи напрямую связывают страдание со стрессом, рассматривая страдание в качестве одной из форм эмоционального стресса, его характерного признака С другой стороны, глубокий эмоциональный стресс (дистресс), особенно достигший своей третьей стадии (истощения), а также различные виды посттравматического стрессового расстройства могут вызывать и нравственные, психические и физические страдания.
Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями и эмоциями гнева, аффектом. Страдание, по мнению ряда психологов, является своего рода внутренним возбудителем гнева, а затем и агрессии, что можно наблюдать при развитии аффекта с его разрушительной второй стадией эмоционального «взрыва» (фазой кульминации).
Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может служить подтверждением, доказательством того, что тот действительна переживал и страдания.
Характерными признаками страдания являются следующие: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей, испытывает одиночество, изолированность, особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; уныние, упадок духа, появляются мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла жизни; понижается и общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. Подмечено, что глубина страданий, равно как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от нашего отношения к этому, от индивидуально-психологических особенностей личности потерпевшего, от его установок, социальных ожиданий.
Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.
В законе упоминаются две разновидности данного класса эмоций: страдания нравственные, психические и страдания физические. Понятие «нравственность» и производное от него прилагательное «нравственный» имеют несколько смысловых оттенков Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами[32].
Понятие «нравственный» употребляется не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как прилагательное, характеризующее то или иное явление, «относящееся к сознанию, внутренней жизни человека»[33]. С этой точки зрения нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.
Поскольку с помощью понятий «личность», «личностный» раскрывается включенность человека в общественные отношения, его социальная сущность, его положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта нередко являются прежде всего посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения (если они, разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), на его самооценку, положение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных отношений.
Все это, безусловно, связано с правами человека и его свободами, гарантированными Конституцией РФ. Поэтому посягательства на его личную неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ориентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызывать нравственные (душевные) страдания, причинять ему моральный вред.
Моральный вред также может выражаться, как подчеркивается в упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, в нравственных переживаниях, страданиях человека, связанных «с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав»[34].
В отличие от нравственных физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, нередко сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом в том числе и перенесенных нравственных страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред» (ст. 151 ГК), а также выяснять, «чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены»[35].
С учетом этих требований судом могут быть признаны в качестве доказательств, подтверждающих факт причинения лицу физических страданий, различного рода медицинские документы, в которых отражены полученные им телесные повреждения, перенесенные заболевания, функциональные, психосоматические расстройства, его жалобы на самочувствие, а также характер оказанной ему медицинской помощи Существенно дополнить эту картину могут показания свидетелей, общавшихся с потерпевшим, относительно его внешних признаков, свидетельствующих о расстройстве его поведения, о том, что он им говорил, о своих переживаниях. Так же подробно следует допросить самого пострадавшего о его ощущениях, мыслях, которые у него были в интересующий период. В некоторых особо сложных случаях потерпевший может быть направлен на дополнительное медицинское обследование либо на судебно-медицинскую экспертизу.
При доказывании факта причинения потерпевшему нравственных страданий требуется больше обращать внимания на индивидуально-психологические особенности его личности: нравственные, ценностные ориентации, установки, самооценку, социальный статус, его стремление к самоактуализации, характерологические особенности, наличие у него акцентуированных свойств характера того или иного типа.
Известно, что повышенная тревожность, сенситивность, психастеничность, неврастеническая симптоматика и т.п. являются весьма благоприятной почвой для развития всевозможного рода глубоких переживаний, травмирующих психику, в том числе и негативного характера в виде страданий И в этих случаях помимо допроса самого потерпевшего, а также лиц, близко знающих его, существенную помощь суду, несомненно, может оказать судебно-психологическая экспертиза аналогично тому, как это делается при установлении аффекта.
Таким образом, понимание роли эмоциональных состояний у субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства помогает следователю, суду наиболее эффективно, с точки зрения задач правосудия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу.
Существенное влияние эмоциональные состояния оказывают на эффективность и качество профессиональной деятельности самих юристов, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоциональной сферы, уметь вовремя нейтрализовать свои отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства.