В 1935 году в системе образовавшегося ВИЭМ мною была создана лаборатория, поставившая перед собою цель - обратиться к специальному экспериментально-физиологическому анализу специфических особенностей физиологических отправлений в разные возрастные периоды, вначале начиная с рождения, а затем с периода до рождения.
Перед нами был белый лист бумаги, который следовало впервые заполнять неким новым содержанием, т.к. никаких образцов для подражания в те поры не существовало. Такой науки в физиологии, если не считать немногие эпизодические и случайные исследования, не существовало и если не считать работ по проблемам долголетия и старения, т.е. работ, относящихся к противоположному полюсу в жизни организма.
С самого начала создания лаборатория была названа лабораторией возрастной физиологии и патологии. Именно поэтому она была переведена из отдела профессора РОЗЕНКОВА И.П. (в системе ВИЭМ) в отдел, которым руководил А.Д. СПЕРАНСКИЙ. Почти с самого начало лаборатория последовательно устанавливала контакты - вначале с педиатрами (профессорами КОЛТЫПИНЫМ, СПЕРАНСКИМ, ДОБРОХОТОВОЙ, ЦИМБЛЕР и др.), а несколько позднее (в основном после войны) с акушерами (МАЛИНОВСКИМ, СЫРОВАТКО и др.),а также с соответствующими учреждениями - детскими и родильными домами.
Возможно поэтому с первых дней войны лаборатория была мобилизована для проведения соответствующих исследований по физиологическому обоснованию средств индивидуальной и коллективной противохимической защиты детей начиная с рождения. Должен подчеркнуть, что именно лаборатория, а не соответствующие педиатрические учреждения. Это тоже был белый лист бумаги. По-видимому, впервые было дано физиологическое обоснование в создании конструкций соответствующих средств индивидуальной защиты детей в зависимости от их возраста и в особенности коллективной в герметизированных газоубежищах. К счастью химической войны не было. Но если бы она была, то дети погибли бы не от ОВ, а от длительного пребывания в герметизированных газоубежищах. Согласно инструкциям НКЗДР в то время для детей не предусматривалась специальная кубатура. После войны была оформлена небольшая монография по этой проблеме.
Формальные данные.
От лаборатории было защищено 76 диссертаций (из них 23 докторских), свыше 1 000 статей в отечественных и зарубежных журналах, свыше 1 000 тезисов и рефератов в связи с участием в соответствующих конференциях и на съездах, в частности детских врачей и акушеров. Опубликовано 6 монографий (из них д.м.н. В.Д. РОЗАНОВОЙ - «Очерки по экспериментальной возрастной фармакологии»).
Полученные данные позволили установить основные законы, определяющие индивидуальное развитие организма, начиная с зиготы до раскрытия механизмов геронтогенеза. Отмечу, кстати, без знания законов индивидуального развития в целом геронтологии и гериатрии трудно будет решить стоящие перед ней проблемы.
Полученные данные позволили создать ранее не существовавшую теорию индивидуального развития. Подчёркиваю, что благодаря экспериментально-теоретическим исследованиям (и только благодаря им) лаборатория смогла рекомендовать ряд крайне важных предложений для практики детского здравоохранения, о чём немного подробнее ниже.
Начиная с конца 60-х и в особенности начала 70-х годов, президент АМН (Н.И.БЛОХИН) и вице-президент А.М.ЧЕРНУХА, он же и директор Института, в системе которого находилась лаборатория, объявили, что разработка проблем возрастной физиологии и патологии должна быть прекращена, поскольку в этом нет необходимости ни для страны, ни для здравоохранения. Мотивировалось это тем, что педиатрия сама справится с интересующими её проблемами. В 1977 году лаборатория была передана в Институт нормальной физиологии, где в 1978 году директор Института СУДАКОВ ликвидировал её.
Уже в 60-е и в особенности в 70-е годы для сотрудников лаборатории исключалась возможность оставаться в штате её, и в связи с необходимостью перехода в другие Институты они вынуждены были перепрофилироваться. Во главе ликвидированной лаборатории был поставлен совершенно некомпетентный человек.
Прошло 14 лет. Заново созданная лаборатория под названием «возрастной физиологии» ничего ровно в разработке этой проблематики не сделала. Имеет место цинично откровенный обман государства.