Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒуховничество в южных обител€х




ѕреподобный  укша (¬еличко)

¬ ѕочаеве люди стремились к старцу как и прежде - сотн€ми сто€ли к нему в очереди на исповедь. ќ всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. ќтец  укша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувалс€ только в сапоги. ќт долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. ќднажды, когда он сто€л у чудотворной иконы Ѕожией ћатери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнилс€ кровью. ≈го увели в келию, уложили в постель. ѕришел знаменитый своими исцелени€ми игумен »осиф (в схиме јмфилохий), осмотрел ногу и сказал: Ђ—обирайс€, отец, домойї, Ч т.е. умирать Ч и ушел. „ерез неделю игумен оп€ть пришел к отцу  укше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: Ђ¬ымолили чада духовные!ї

¬ конце апрел€ 1957 года, после двухмес€чного пребывани€ в затворе, которое св€щенноначалие определило ему Ђдл€ совершенствовани€ аскетической жизни и несени€ высшего схимнического подвигаї, старца на —трастной седмице перевод€т в  рещатицкий »оанно-Ѕогословский монастырь „ерновицкой епархии. ѕриход старца  укши в эту обитель был дл€ нее благотворным Ч ожила духовна€ жизнь братии, в обитель пот€нулись богомольцы, их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. —ам преподобный, несмотр€ на старческую слабость, чувствовал здесь себ€ хорошо, часто повтор€л: Ђ«десь € дома, здесь € на јфоне!ї

¬ 1960 году был закрыт „ерновицкий женский монастырь, его монахини переведены в  рещатицкий, а монахи из  рещатицкого - в ѕочаевскую лавру. ѕри этом отца  укшу перевели в ќдесский ”спенский мужской монастырь.

¬ ”спенской обители отцу  укше определено было послушание исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во врем€ совершени€ проскомидии.

Ќесмотр€ на запрет властей посещать св€того старца, люди и здесь не лишились его духовного окормлени€.

ќтца  укшу очень любил патриарх ћосковский и ¬се€ –уси јлексий I, который приезжал в ќдесский монастырь каждый год летом. ѕатриарх всегда приглашал благодатного старца Ђна чашку ча€ї, любил беседовать с ним, спрашивал, как было в »ерусалиме и на јфоне прежние времена.

Ѕлаженный подвижник предвидел свою кончину. ƒуховна€ дочь старца схимонахин€ ј. вспоминает:

"Ѕатюшка иногда говорил: У90 лет Ч  укши нет. ’оронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопаютФ. » действительно, его слова исполнились в точности. ќн упокоилс€ в 2 часа ночи, а в 2 часа пополудни этого же дн€ над могильным холмиком возвышалс€ уже крест. —кончалс€, когда ему было около 90 лет".

ѕрослужив в монастыр€х 70 лет, преподобный  укша скончалс€ 24 декабр€ 1964 года.

¬ласти, бо€сь большого стечени€ народа, преп€тствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Ќо наместник монастыр€, вразумленный Ѕогом, мудро ответил: "” монаха родина - монастырь". ¬ласти дали срок на погребение 2 часа.

ћощи и почитание

ћитрополит  иевский и все€ ”краины ¬ладимир у мощей преподобного  укши ќдесского, 19.10.2009 г.

ѕочитание преподобного  укши началось сразу после его кончины. Ќарод шел на его могилу на братском монастырском кладбище, просил св€того угодника и по его молитвам получал облегчение в скорб€х и болезн€х.

¬ 1994 году были обретены его св€тые мощи и схиигумен  укша был причислен к лику св€тых в чине преподобных ”краинской ѕравославной ÷ерковью. Ќа монастырском кладбище на месте захоронени€ св€того лежит мраморна€ плита с надписью "«десь был похоронен преподобный  укша ќдесский", в то врем€ как св€тые мощи его наход€тс€ в ”спенском храме ќдесского монастыр€[145].

19 окт€бр€ 2009 г. митрополит  иевский и все€ ”краины ¬ладимир (—абодан) совершил осв€щение нижнего храма в честь преподобного  укши ќдесского в новопостроенном соборе в честь иконы Ѕожией ћатери Ђ∆ивоносный »сточникї, расположенном на территории —в€то-”спенского ќдесского мужского монастыр€.

ќпределением јрхиерейского —обора –усской ѕравославной ÷еркви 2-3 феврал€ 2016 года им€ преподобного  укши ќдесского было включено в мес€цеслов –усской ѕравославной ÷еркви дл€ общецерковного почитани€[146].

ћолитвослови€

“ропарь, глас 4

ќт ю́ности ми́р суему́дренный и лука́вый оста́вил еси́,/ Ѕоже́ственною свы́ше просвети́вс€ благода́тию, преподо́бне,/ мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ те́мже источа́еши чуде́с благода́ть все́м с ве́рою приход€́щим к ра́це моще́й твои́х,//  у́кшо, преблаже́нне о́тче на́ш.

 ондак, глас 8

ѕодви́жника благоче́сти€ иску́сна,/ но́ваго испове́дника ве́ры оте́чески€/ преподо́бнаго  у́кшу ве́рно вси́ ублажи́м,/ €́ко па́стыр€ и́стиннаго,/ ста́рца бла́гостнаго, и́ноков наста́вника,/ уте́шител€ малоду́шных, цели́тел€ неду́жных,/ и по кончи́не показу́ющаго све́тлость жити€́ своего́./ » дне́сь в па́м€ть его́ прите́кше, ра́достно возопие́м:/ €́ко име́€ дерзнове́ние к Ѕо́гу,/ многообра́зных на́с изба́ви обсто€́ний, да зове́м ти́:// ра́дуйс€, утвержде́ние лю́дем правосла́вным.

ћолитва

ќ преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш  у́кшо, оби́тели ”спе́ни€ Ѕо́жией ћа́тери похвало́, богоспаса́емаго гра́да ќде́ссы неув€да́емый цве́те, кро́ткий па́стырю ’ристо́в и вели́кий за на́с моли́твенниче. ”се́рдно к тебе́ прибега́ем и с сокруше́нным се́рдцем про́сим: не отыми́ покро́в тво́й от оби́тели на́шей, в не́йже по́двигом до́брым подвиза́лс€ еси́. Ѕу́ди помо́щник благи́й все́м благоче́стно живу́щим и до́бре тружда́ющимс€ в не́й. ќ до́брый на́ш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче  у́кшо, при́зри ми́лостивно на предсто€́щи€ лю́ди, умиле́нно мол€́щи€с€ и прос€́щи€ от тебе́ по́мощи и заступле́ни€. ѕом€ни́ все́х, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих, и́м€ твое́ моли́твенно призыва́ющих и на поклоне́ние моще́м твои́м св€ты́м приход€́щих, и вс€́ во благи́х проше́ни€ и́х ми́лостивно испо́лни, осен€́€ и́х св€тооте́ческим твои́м благослове́нием. »зба́ви, св€ты́й о́тче, от вс€́каго наве́та вра́жи€ ÷е́рковь на́шу св€ту́ю, гра́д се́й,' оби́тель и зе́млю на́шу, и не оста́ви заступле́нием твои́м на́с немощны́х, греха́ми и скорб€́ми мно́гими обремене́нных. ќзари́, преблаже́нне, у́м на́ш све́том лица́ Ѕо́жи€, укрепи́ благода́тию √оспо́дней жи́знь на́шу, да в зако́не ’ристо́ве утверди́вшес€, неле́ностно по пути́ за́поведей св€ты́х потеце́м. ќсени́ твои́м благослове́нием на́с, и все́х в ско́рбех су́щих, боле́зньми душе́вными и теле́сными одержи́мых, исцеле́ние, утеше́ние и избавле́ние да́ру€. Ќад все́ми же си́ми испроси́ на́м свы́ше ду́х кро́тости и смиренному́дри€, ду́х терпе́ни€ и пока€́ни€, отступи́вшим от правосла́вны€ ве́ры и поги́бельными ересьми́ и раско́лами ослепле́нным вразумле́ние, во тьме́ неве́ри€ блужда́ющим све́том и́стиннаго богопозна́ни€ просвеще́ние, раздо́ров и нестрое́ний утоле́ние. ”моли́ √о́спода Ѕо́га и ѕресв€ту́ю Ѕогоро́дицу дарова́ти на́м ти́хое и безгре́шное житие́. ѕомина́й на́с недосто́йных у престо́ла ¬седержи́тел€, и испроси́ ми́рную христиа́нскую кончи́ну, и сподо́би на́с по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное улучи́ти и ÷а́рствие Ќебе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́ли€ щедро́ты и неизрече́нны€ ми́лости ќтца́ и —ы́на и —в€та́го ƒу́ха, в “ро́ице поклан€́емаго Ѕ'ога, и твое́ оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. јми́нь.

Ћитература

  • Ѕƒ ѕ—“√” "Ќовомученики и исповедники –усской ѕравославной ÷еркви XX века"
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...XAq

»спользованные материалы

  • —офроний (ћакрицкий), иеродиакон, Ѕелгородский старец архимандрит —ерафим (“€почкин), изд. 6-е, ћ.: 2006, 116.
  • —ауткина ¬ера, "∆итие преподобного  укши ќдесского":
    • http://rushill07.narod.ru/saints/kuksha/1.html
  • —траница сайта ¬ашингтонского »оанно-ѕредтеченского собора –ѕ÷«:
    • http://www.stjohndc.org/Russian/saints/r_0908_kuksha.htm
праведный јлексий ћечев

ѕраведный јлексий ћечев

ƒни пам€ти: ƒень —обора Ќовомочеников, 9 / 22 »юн€, 20 јвгуста / 2 —ент€бр€ (ћоск.), 16 / 29 —ент€бр€ (ѕеренесение мощей)

ћосковский старец, в миру отец јлексий ћечев, родилс€ 17 / 30 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального „удовского хора.

ќтец его, јлексей »ванович ћечев, сын протоиере€  оломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь св€тителем ‘иларетом, митрополитом ћосковским и  оломенским. ¬ числе мальчиков из семей духовенства ћосковской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в “роицкий переулок на митрополичье подворье.  огда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожилс€, быстро оделс€ и вышел осмотреть прибывший обоз. ¬ одних сан€х он обнаружил сп€щего мальчика, оставленного там по недосмотру. ”видев в этом ѕромысел Ѕожий, митрополит ‘иларет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, посто€нно заботилс€ о нем, а в дальнейшем и о его семье.

–ождение отца јлекси€ произошло при знаменательных обсто€тельствах. ћать его, јлександра ƒмитриевна, при наступлении родов почувствовала себ€ плохо. –оды были трудные, очень зат€нулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.

¬ большом горе јлексей »ванович поехал помолитьс€ в јлексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит ‘иларет. ѕройд€ в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. Ђ“ы сегодн€ такой печальный, что у теб€?ї, Ч спросил он. Ч Ђ¬аше ¬ысокопреосв€щенство, жена в родах умираетї. —в€титель молитвенно осенил себ€ крестным знамением. Ч Ђѕомолимс€ вместе... Ѕог милостив, все будет хорошої, Ч сказал он; потом подал ему просфору со словами: Ђ–одитс€ мальчик, назови его јлексеем, в честь празднуемого нами сегодн€ св€того јлекси€, человека Ѕожи€ї.

јлексей »ванович ободрилс€, отсто€л литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. ¬ двер€х его встретили радостью: родилс€ мальчик.

¬ двухкомнатной квартирке в “роицком переулке в семье регента „удовского хора царила жива€ вера в Ѕога, про€вл€лось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радост€ми и горест€ми каждого, кого Ѕог привел быть в их доме. ¬сегда было многолюдно, посто€нно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат.

¬сю жизнь отец јлексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, котора€ вз€ла к себе свою сестру с трем€ детьми после смерти ее мужа, несмотр€ на то, что и самим было тесно с трем€ своими детьми Ч сыновь€ми јлексеем и “ихоном и дочерью ¬арварой. ƒл€ детей пришлось соорудить полати.

—реди родных и двоюродных братьев и сестер Ћен€, как звали јлексе€ в семье, выдел€лс€ м€гкосердечием, тихим, миролюбивым характером. ќн не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. ¬се это выходило у него благочестиво. ¬ гост€х, в разгар игр в детских комнатах, Ћен€ вдруг становилс€ серьезен, быстро удал€лс€ и пр€талс€, замыка€сь в себе от шумного весель€. ќкружающие прозвали его за это Ђблаженный јлешенькаї.

”чилс€ јлексей ћечев в «аиконоспасском училище, затем в ћосковской духовной семинарии. ќн был старательным, исполнительным, готовым на вс€кую услугу. ќканчива€ семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого дл€ зан€тий. „тобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.

¬месте со многими товарищами по классу јлексей ћечев имел желание поступить в университет и сделатьс€ врачом. Ќо мать решительно воспротивилась этому, жела€ иметь в нем молитвенника. Ђ“ы такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше св€щенникомї, Ч за€вила она с твердостью.

“€жело было јлексею оставить свою мечту: де€тельность врача представл€лась ему наиболее плодотворной в служении люд€м. —о слезами прощалс€ он с друзь€ми, но пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. ¬последствии батюшка пон€л, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.

ѕо окончании семинарии јлексей ћечев был 14 / 27 окт€бр€ 1880 года определен псаломщиком «наменской церкви ѕречистенского сорока на «наменке. «десь ему суждено было пройти т€желое испытание.

Ќасто€тель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. ќн требовал от псаломщика выполнени€ и таких об€занностей, которые лежали на стороже, обходилс€ грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивалс€. ћладший брат “ихон, посеща€ јлексе€, нередко заставал его в слезах. «а беззащитного псаломщика вступалс€ иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказыва€ жалоб, не прос€ о переводе в другой храм. » впоследствии благодарил √оспода, что он дал ему пройти такую школу, а насто€тел€ отца √еорги€ вспоминал как своего учител€.

”же будучи св€щенником, отец јлексий, услышав о смерти отца √еорги€, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.

ѕотом отец јлексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам боротьс€ со своим Ђ€шкойї. ƒва у нас врага: Ђока€шкаї и Ђ€шкаї Ч батюшка называл так самолюбие, человеческое Ђ€ї, тотчас за€вл€ющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемл€ет. Ђ“аких людей надо любить как благодетелейї, Ч учил он в дальнейшем своих духовных детей.

¬ 1884 году јлексий ћечев женилс€ на дочери псаломщика восемнадцатилетней јнне ѕетровне ћолчановой. ¬ том же году, 18 но€бр€ / 1 декабр€, был рукоположен епископом ћожайским ћисаилом во диакона.

—делавшись служителем алтар€, диакон јлексий испытывал пламенную ревность о √осподе, а внешне про€вл€л величайшую простоту, смирение и кротость. Ѕрак его был счастливым. јнна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Ќо она страдала т€желым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его посто€нных забот. ¬ жене отец јлексий видел друга и первого помощника на своем пути ко ’ристу, он дорожил дружескими замечани€ми жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремилс€ исправл€ть замеченные ею недостатки.

¬ семье родились дети: јлександра (1888), јнна (1890), јлексей (1891), умерший на первом году жизни, —ергей (1892) и ќльга (1896).

19 марта / 1 апрел€ 1893 года диакон јлексий ћечев был рукоположен епископом Ќестором, управл€ющим московским Ќовоспасским монастырем, во св€щенника к церкви Ќикола€ „удотворца в  ленниках —ретенского сорока[147]. ’иротони€ состо€лась в «аиконоспасском монастыре. ÷ерковь Ќикола€ „удотворца в  ленниках на ћаросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. ¬ непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.

—тав насто€телем одноштатной церкви —в€тител€ Ќикола€, отец јлексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то врем€ как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.

ѕриходил батюшка в храм почти с п€ти часов утра, сам и отпирал его. Ѕлагоговейно приложившись к чудотворной ‘еодоровской иконе Ѕожией ћатери и другим образам, он, не дожида€сь никого из причта, готовил все необходимое дл€ ≈вхаристии, совершал проскомидию.  огда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литурги€. Ђ¬осемь лет служил € литургию каждый день при пустом храме, Ч рассказывал впоследствии батюшка. Ч ќдин протоиерей говорил мне: " ак ни пройду мимо твоего храма, все у теб€ звон€т. «аходил в церковь Ч пусто... Ќичего у теб€ не выйдет, понапрасну звонишь"ї. Ќо отец јлексий этим не смущалс€ и продолжал служить. ѕо действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году ¬еликим постом. ¬ храме же ЂЌиколы- ленникиї на улице ћаросейке можно было в любой день исповедатьс€ и причаститьс€. —о временем это стало в ћоскве известно. ќписан случай, когда сто€вшему на посту городовому показалось подозрительным поведение неизвестной женщины в очень ранний час на берегу ћосквы-реки. ѕодойд€, он узнал, что женщина пришла в отча€ние от т€гот жизни, хотела утопитьс€. ќн убедил ее оставить это намерение и пойти на ћаросейку к отцу јлексию. —корб€щие, обремененные горест€ми жизни, опустившиес€ люди пот€нулись в этот храм. ќт них пошла молва про его доброго насто€тел€.

∆изнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально т€жела, плохими часто бывали и бытовые услови€. ћаленький дерев€нный домик, в котором помещалась семь€ отца јлекси€, был ветхим, полусгнившим; сто€вшие вплотную соседние двухэтажные дома затен€ли окна. ¬ дождливое врем€ ручьи, сбега€ вниз с ѕокровки и ћаросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро.

ћатушка јнна ѕетровна т€жело болела. ” нее началась сердечна€ вод€нка с большими отеками и мучительной одышкой. —кончалась јнна ѕетровна 29 августа / 11 сент€бр€ 1902 года в день усекновени€ главы ѕредтечи и  рестител€ √осподн€ »оанна.

¬ то врем€ очень близка€ отцу јлексию купеческа€ семь€ (јлексей и  лавди€ Ѕеловы) пригласила к себе домой приехавшего в ћоскву праведного отца »оанна  ронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. —делано же это было дл€ встречи с ним отца јлекси€.

Ђ¬ы пришли разделить со мной мое горе?ї, Ч спросил отец јлексий, когда вошел отец »оанн. Ч ЂЌе горе твое € пришел разделить, а радость, Ч ответил отец »оанн. Ч “еб€ посещает √осподь. ќставь свою келью и выйди к люд€м; только отныне и начнешь ты жить. “ы радуешьс€ на свои скорби и думаешь: нет на свете гор€ больше твоего... ј ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себ€, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станетї.

Ѕлагодать Ѕожи€, обильно почивающа€ на  ронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца јлекси€. ”казанное ему он прин€л как возложенное на него послушание.   воспри€тию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.

»скавших в маросейском храме помощи, надломленных т€желыми обсто€тельствами, взаимной непри€знью, погр€зших во грехах, забывших о Ѕоге отец јлексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. ¬ душу их всел€лись радость и мир ’ристов, про€вл€лась надежда на милость Ѕожию, на возможность обновлени€ души, про€вл€ема€ по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.

ќтец јлексий получил от Ѕога благодатный дар прозорливости. ѕриходившие к нему могли видеть, что ему известна вс€ их жизнь, как ее внешние событи€, так и их душевные устремлени€, мысли. –аскрывал он себ€ люд€м в разной степени. ѕо своему глубокому смирению всегда стремилс€ не показывать полноты этого дара. ќ каких-либо подробност€х, детал€х еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напр€мик, а €кобы рассказыва€ об имевшем недавно место аналогичном случае. ”казание, как поступить в конкретном деле, батюшка высказывал только раз. ≈сли пришедший возражал, настаивал на своем, то отец јлексий устран€лс€ от дальнейшего разговора, не объ€сн€л, к чему приведет неразумное желание, даже не повтор€л первоначально сказанного. ћог иногда дать и требуемое от него благословение. Ћицам же, пришедшим с пока€нным чувством и преисполненным довери€, он оказывал молитвенную помощь, предстательству€ за них перед √осподом об избавлении от трудностей и бед.

ќтец јлексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращатьс€ в трудные дл€ семьи моменты. Ќе в правилах его было читать наставлени€, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. ќн умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагива€ болезненного самолюби€ находившихс€ в конфликте сторон. » его приглашали на требы в критические моменты. ѕриезжа€ в готовую развалитьс€ семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. ќн не порицал никого, не укор€л, а старалс€, привод€ €ркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознани€ своей вины, вызывать у них чувство раска€ни€. Ёто рассеивало тучи злобы, и виноватые начинали чувствовать в своих поступках неправоту. Ќадлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспомина€ слова отца јлекси€ и глубже загл€дыва€ в свою см€гчившуюс€ душу, мог наконец увидеть, что его рассказы имели пр€мое к нему отношение, и пон€ть, какой новый путь он дл€ него намечал.

¬ нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют дл€ сирот и детей неимущих родителей. ƒети осваивали там и полезные дл€ них ремесла. ¬ течение 13-ти лет отец јлексий преподавал дет€м «акон Ѕожий в частной женской гимназии ≈. ¬. ¬инклер.

Ѕлагословив на писание икон свою духовную дочь ћарию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, батюшка способствовал этим возрождению в дальнейшем древнерусской иконописи, котора€ находилась в забвении несколько столетий, уступив место живописи.

Ѕогослужени€ в храме отец јлексий стал совершать в ту пору не только утром, но и вечером (вечерню и утреню).

ѕроповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. “о, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. ќн не пользовалс€ ораторскими приемами, сосредоточивал внимание слушателей на евангельских событи€х, житии св€тых, сам остава€сь полностью в тени.

ћолитва отца јлекси€ никогда не прекращалась. Ќа своем примере батюшка показал, что при житейском шуме и суете города можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предсто€ть Ѕогу еще здесь, на земле.

 огда его спрашивали, как наладить жизнь прихода, он отвечал: Ђћолитьс€!ї ѕризывал своих духовных чад молитьс€ за панихидами: Ђ≈ще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими...  огда предстанешь перед Ѕогом, все они воздвигнут за теб€ руки, и ты спасешьс€ї.

„исло мол€щихс€ в храме все увеличивалось. ќсобенно после 1917 года, когда отошедшие от ÷еркви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Ѕожию. ѕосле закрыти€  ремл€ часть прихожан и певчих „удова монастыр€ перешла по благословению владыки јрсени€ (∆адановского) в храм отца јлекси€. ѕо€вилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революци€ вместо обещанных благ принесла новые бедстви€, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.

¬ эти годы начали служить на ћаросейке получившие образование ревностные молодые св€щенники и диаконы, в их числе сын отца јлекси€ отец —ергий ћечев, рукоположенный во иере€ в ¬еликий четверток 1919 года. ќни помогали и в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужени€. Ќо нагрузка на отца јлекси€ все возрастала. —лишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Ѕатюшке приходилось и раньше принимать часть приход€щих в своей квартире в домике причта, построенном перед ѕервой мировой войной известным издателем ». ƒ. —ытиным. “еперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.

¬елико было смирение отца јлекси€. Ќикогда не обижалс€ он ни на какие грубости по отношению к себе. Ђя что?.. я Ч убогий...ї Ч говаривал он. ќднажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значени€, он сказал ей: Ђѕомни, Ћиди€, что хуже нас с тобою во всем свете никого нетї.

—торонилс€ батюшка про€влений по отношению к себе знаков почтени€, уважени€, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старалс€ встать позади всех. “€готилс€ наградами, они

обремен€ли его, вызыва€ у него глубокое, искреннее смущение.

ѕо хлопотам чудовских сестер в 1920 году —в€тейший ѕатриарх “ихон удостоил батюшку награды Ч права ношени€ креста с украшени€ми. —в€щенники и прихожане собрались вечером в храм, чтобы поздравить его. ќтец јлексий, обычно улыбчивый, радостный, выгл€дел встревоженным и огорченным. ѕосле краткого молебна он обратилс€ к народу с сокрушением, говор€ о своем недостоинстве, и, залива€сь горькими слезами, просил прощени€ и поклонилс€ в землю. ¬се увидели, что, принима€ эту награду, он действительно чувствовал себ€ недостойным ее.

»стинными духовными друзь€ми отца јлекси€ были современные ему оптинские подвижники Ч старец иеросхимонах јнатолий (ѕотапов) и скитоначальник игумен ‘еодосий. ќтец јнатолий приезжавших к нему москвичей направл€л к отцу јлексию. —тарец Ќектарий говорил кому-то: Ђ«ачем вы ездите к нам? ” вас есть отец јлексийї.

ќтец ‘еодосий, приехав как-то в ћоскву, посетил маросейский храм. Ѕыл за богослужением, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, подробно совершаетс€ поминовение, как много людей ожидает приема. » сказал отцу јлексию: ЂЌа все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в ќптиной несколько человек понадобилось. ќдному это сверх сил. √осподь вам помогаетї.

—в€тейший ѕатриарх “ихон, который всегда считалс€ с отзывом батюшки в случа€х хиротонии, предложил ему вз€ть на себ€ труд по объединению московского духовенства. «аседани€ проходили в храме ’риста —пасител€, но по услови€м того времени вскоре были прекращены. ќтношение духовенства к батюшке было весьма различно. ћногие признавали, его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последовател€ми, но немало было и тех, кто критиковал его.

¬ последних числах ма€ по новому стилю 1923 года отец јлексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в ¬ерею, отдаленный городок ћосковской области, где у него был маленький домик. ѕеред отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощалс€ с духовными детьми, уход€, простилс€ с храмом. —кончалс€ отец јлексий в п€тницу 9/22 июн€ 1923 года. ѕоследний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука јлешу. —мерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.

√роб с телом отца јлекси€ был доставлен в храм Ќикола€ „удотворца в  ленниках на лошади в среду 14/27 июн€ в дев€том часу утра. ÷ерковные общины ћосквы во главе со своими пастыр€ми приходили одна за другой петь панихиды и прощатьс€ с почившим. Ёто длилось до самого утра следующего дн€, чтобы дать возможность всем пришедшим помолитьс€. —лужили вечером две заупокойные всенощные: одну в церкви и другую во дворе. Ћитургию и отпевание совершал во главе сонма духовенства архиепископ ‘еодор (ѕоздеевский), насто€тель ƒанилова монастыр€, Ч об этом просил в своем письме незадолго до смерти отец јлексий. ¬ладыка ‘еодор находилс€ тогда в тюрьме, но 7/20 июн€ был освобожден и смог исполнить желание батюшки.

¬сю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопени€. ѕроводить отца јлекси€ в последний путь прибыл на Ћазаревское кладбище исповедник ’ристов —в€тейший ѕатриарх “ихон, только что освобожденный из заключени€. ќн был восторженно встречен толпами народа. »сполнились пророческие слова батюшки: Ђ огда € умру Ч всем будет радостьї. Ћитию служил архимандрит јнемподист. —в€тейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

ќтец јлексий говорил при жизни своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудност€ми, бедами, нуждами. » многие шли к нему на Ћазаревское кладбище.

„ерез дес€ть лет в св€зи с закрытием Ћазаревского кладбища останки отца јлекси€ и его жены были перенесены 15/28 сент€бр€ 1933 года на кладбище Ђ¬веденские горыї, именуемое в народе Ќемецким. “ело отца јлекси€ было в ту пору нетленным. Ћишь на одной из ног нарушилс€ голеностопный сустав и отделилась стопа.

¬се последующие дес€тилети€ могила отца јлекси€ была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Ѕлагодар€ рассказам о полученной помощи, а позднее и публикаци€м, множество людей узнали об отце јлексии и, прос€ его заступничества в своих бедах и трудных житейских обсто€тельствах, бывали утешены батюшкой.

–егул€рно приходилось добавл€ть земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца јлекси€ уносили ее с собой...

¬ первую годовщину смерти отца јлекси€ маросейска€ община предложила всем, кто пожелает, написать о своих встречах с батюшкой, на что многие откликнулись. ¬оспоминани€ эти были неравноценны; но в некоторых из них засвидетельствованы случаи прозорливости, примеры чудес, знамений и молитвенной помощи старца.

” одной женщины из “улы пропал единственный сын. ѕолгода не было от него вестей; мать была в т€желом сто€нии.  то-то посоветовал ей обратитьс€ к отцу јлексию. ќна приехала в ћоскву, пришла пр€мо в храм Ќикола€ „удотворца в  ленниках и в конце литургии вместе со всеми пошла прикладыватьс€ ко кресту. ≈ще несколько мол€щихс€ отдел€ло ее от батюшки, которого она в первый раз видела, когда он прот€нул ей крест через головы шедших впереди нее и внушительно сказал: Ђћолись как за живогої. ќт неожиданности растер€вшись, она смутилась и постесн€лась подойти вторично. Ќе име€ сил успокоитьс€, обратилась к св€щеннику, хорошо знавшему батюшку, и тот привел ее к нему домой. ≈два она вошла в комнату и вз€ла благословение, как батюшка, не слышав еще ни одного ее слова, а она от волнени€ и душивших ее слез не могла говорить, вз€л ее за плечо и с любовью и лаской смотр€ ей в глаза, промолвил: Ђ—частлива€ мать, счастлива€ мать! ќ чем ты плачешь? “ебе говорю: он жив!ї «атем, подойд€ к письменному столику, начал перебирать лежавшие на нем бумажные иконочки, приговарива€: Ђ¬от тоже на дн€х была у мен€ мать: все о сыне беспокоитс€, а он преспокойно служит в —офии на табачной фабрике. Ќу, Ѕог благословитї, Ч и с этими словами благословил ее иконочкой. Ёто было на —ветлой неделе. ¬ конце сент€бр€ она получила от сына из Ѕолгарии письмо, где он сообщал, что служит в —офии на табачной фабрике.

ќльга —ерафимовна, человек из высших слоев общества, глубоко верующий и церковный, была начальницей приюта дл€ сирот, состо€вшего под попечительством ¬еликой кн€гини ≈лизаветы ‘едоровны. „асто бывала она в храме Ќикола€ „удотворца в  ленниках у батюшки отца јлекси€. » он бывал по ее приглашению в приюте.

ќднажды вместе с нею собралась к обедне в этот храм одна из ее подчиненных служащих, смотрительница приюта. ѕосле литургии, подход€ к кресту, ќльга —ерафимовна подумала: Ђј что, если батюшка скажет мне сейчас что-нибудь такое, что уронит мое достоинство и авторитет в глазах моей подчиненной?ї ќпаса€сь этого, она предложила своей сослуживице пойти впереди нее, но та не захотела. ”видев ќльгу —ерафимовну, батюшка высоко подн€л крест и, широким твердым жестом благословл€€ ее, громко, отрывисто произнес: Ђќльга!.. ћудра€!..ї Ч потом, нагнувшись к самому ее уху, шепотом ласково добавил: Ђƒура, это € только дл€ других сказал...ї Чи, с обычной благостной улыбкой посмотрев на нее, продолжал давать крест подходившим.

ќднажды к батюшке на прием привели мальчика, приучившегос€ красть. Ѕатюшка, сам отворивший дверь и еще ничего не слышавший о нем, строго ему сказал: Ђ“ы зачем крадешь? Ќехорошо крастьї.

ќдна дама, по имени ¬ера, прислуживавша€ в церкви, получила разрешение повидать батюшку во врем€ его болезни. ѕо дороге к нему она все думала: Ђ√осподи! „то мне делать, ведь у мен€ две сестры, обе нетрудоспособные, € их содержу, что же будет с ними, когда € умру?..ї “олько она вошла в комнату батюшки, он встретил ее словами: Ђјх ты, ¬ера, да без веры, а еще косынку носишь, сестра церковна€. „то ты все на себ€ берешь, предоставить Ѕогу ничего не хочешь? Ќет, ты вот что, оставь все эти сомнени€ за порогом и верь, что Ѕог лучше теб€ сохранит твоих сестерї.

ќдна женщина пришла спросить у батюшки, не выйти ли ей замуж. ћуж ее попал в плен к немцам в войну 1914 года. — тех пор прошло почти 9 лет, и нет о нем никаких вестей, к ней же сватаетс€ очень хороший человек. ¬место ответа батюшка рассказал: Ђ¬от, дорогие, какие бывают случаи: одна женщина пришла ко мне и говорит: "Ѕатюшка, благословите мен€ замуж выйти, так как мой муж много лет в плену и его, по-видимому, нет в живых. ј сватаетс€ за мен€ очень хороший человек". я ее не благословил, а она все же вышла замуж. “олько повенчалась, через восемь-дев€ть дней возвращаетс€ ее муж из плена. » вот два мужа, и с ними жена пришли разрешить вопрос, чь€ же она теперь жена. ¬от какие бывают случаи...ї —прашивавша€ испугалась и решила подождать, а через несколько дней неожиданно вернулс€ ее муж.

¬ одну из п€тниц по окончании литургии к батюшке подошли две девушки, одетые в черное, с просьбой благословить их на поступление в монастырь. ќдну из них он благословил охотно и дал большую просфору, а другой сказал: Ђј ты вернись домой, там ты нужна, и в монастырь теб€ не благословл€юї. ƒевушка отошла смущенна€ и разочарованна€. ќкружающие полюбопытствовали, у кого и при каких услови€х она живет. ƒевушка ответила, что живет с больной старушкой-мамой, котора€ и слышать не хочет об уходе дочери в монастырь, ведь тогда она останетс€ совсем одна.

ѕосле молебна в среду подошла к батюшке женщина, упала ему в ноги и, рыда€, начала кричать: ЂЅатюшка, помогите! Ѕатюшка, спасите! Ќе могу больше жить на свете: последнего сына на войне убилиї, Ч и начала битьс€ головой о подсвечник, что у иконы св€тител€ Ќикола€. ѕодойд€, батюшка обратилс€ к ней с такими словами: Ђ„то ты делаешь, разве можно так отчаиватьс€. ¬от великий заступник и молитвенник наш перед √осподомї. », помога€ ей подн€тьс€ на ноги, тотчас начал молебен св€тителю Ќиколаю, а ей сказал: Ђ—делай три земных поклона. ћолебен тебе сто€ть некогда. я уж за теб€ помолюсь один, а ты поезжай скорей домой, там теб€ ждет велика€ радостьї. » женщина, ободренна€ батюшкой, побежала домой. Ќа другой день, во врем€ ранней литургии, которую совершал отец јлексий, шумно вбежала вчерашн€€ посетительница. ќна желала как можно скорее увидеть батюшку, повтор€€ взволнованным голосом: Ђј где же батюшка?ї —ообщила, что, прид€ вчера домой, она нашла на столе телеграмму от сына, в которой говорилось, чтобы она немедленно приехала на вокзал дл€ встречи его. Ђƒа вот он и сам идетї, Ч указала она на входившего в тот момент молодого человека. Ѕатюшка был вызван из алтар€. — рыданием упала перед ним женщина на колени и просила отслужить благодарственный молебен.

¬еликим постом после молебна подходит к отцу јлексию женщина: ЂЅатюшка, помогите, скорби совсем замучили. Ќе успеешь п€ть проводить, как уж дев€ть навстречуї. Ѕатюшка, пристально взгл€нув ей в лицо, спросил: Ђј давно ли ты причащалась?ї Ќе ожида€ такого вопроса, женщина смутилась и сбивчиво начала говорить: Ђƒа вот недавно, батюшка, говела...ї Ч Ђј как недавно? Ч повторил вопрос батюшка, Ч годика четыре уже будет?ї Ч Ђƒа нет, батюшка, € вот только прошлый год пропустила, да позапрошлый нездорова былаї. Ч Ђј перед этим годом ты в деревне была? ¬от тебе и четыре годаї. ѕон€в, что батюшке известна вс€ ее жизнь, она стала перед ним на колени, прос€ прощени€. Ђј что же ты у мен€ просишь? Ч заметил батюшка, Ч проси у Ѕога,  оторого ты забыла. ¬от потому-то теб€ и скорби одолелиї.

ќтец —ергий ƒурылин, став с весны 1921 года насто€телем часовни Ѕоголюбской иконы Ѕожией ћатери, продолжал служить на ћаросейке в определенный день недели. ќн рассказал, что в один из этих дней в 1922 году в храм пришла женщина, котора€ много плакала и поведала о себе, что она из —ибири, из города “обольска. ¬о врем€ гражданской войны у нее пропал сын; не знала она, жив он или мертв. ќднажды, особенно наплакавшись в молитве к преподобному —ерафиму и изнемогши от слез, она увидела во сне самого преподобного. ќн рубил топориком дрова и, обернувшись, сказал: Ђј ты все плачешь? ѕоезжай в ћоскву на ћаросейку к отцу јлексию ћечеву. —ын твой найдетс€ї.

» вот та, котора€ в ћоскве никогда не бывала, имени отца јлекси€ не слыхала, решилась на такой далекий и по тем временам трудный путь. ≈хать приходилось то в товарном, то в пассажирском поезде. Ѕог знает, как добралась она. Ќашла ћаросейку, церковь и батюшку, на которого ей указал преподобный —ерафим. —лезы радости и умилени€ текли по ее лицу. ”же после кончины батюшки стало известно, что эта женщина нашла тогда своего сына.

»меетс€ множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. ћного таких случаев было отмечено при восстановлении храма на ћаросейке. ¬ дни пам€ти батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных делах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвовани€. Ќа опыте известно, что когда в скорби обращаютс€ к нему: ЂЅатюшка отец јлексий, помогиї, Ч помощь приходит очень скоро, отец јлексий ст€жал от √оспода великую благодать молитьс€ за тех, кто к нему обращаетс€.

Ќа ёбилейном јрхиерейском —оборе 2000 года старец в миру протоиерей јлексий ћечев был причислен к лику св€тых –усской ѕравославной ÷еркви дл€ общецерковного почитани€. ¬ 2001 году на праздник ¬сех св€тых в земле –оссийской проси€вших совершилось обретение мощей св€таго праведного јлекси€ ћосковского. –аботу по вскрытию могилы проводили археологи в присутствии преосв€щенного јлекси€, епископа ќрехово-«уевского.  огда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. «апах напоминал св€тое миро.

—в€тые мощи праведника были помещены в Ќовоспасском монастыре, где готовились к перенесению... ¬ воскресение, 30 сент€бр€ —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий совершил Ѕожественную Ћитургию в ’раме свт. Ќикола€ на ћаросейке. ѕервосв€тителю сослужили 4 архиере€: архиепископ »стринский јрсений, епископ ќрехово-«уевский јлексий, епископ √урий, епископ ƒмитровский јлександр. ≈го —в€тейшество поблагодарил сослужащих с ним архиереев за организацию и проведение крестного хода. “акие крестные ходы, отметил —в€тейший, продолжают традицию древней ѕравославной ћосквы. “оржество, начавшеес€ вчера, продолжаетс€ и сегодн€. Ёто величайшее, знаменательное событие дл€ православной ћосквы. ¬се присутствующие вчера на  рестном ходу чувствовали ѕасхальную радость. ћы не одиноки в деле своего спасени€ и можем прибегать к мощам ѕраведного јлекси€.

ѕосле Ћитургии был отслужен молебен прав. јлексию и мчч. ¬еры, Ќадежде и Ћюбви. ѕредсто€тель –усской ѕравославной ÷еркви преподнесли образ прав. јлекси€, который €вилс€ первой иконой св€того, написанной тем иконописцем, который в свое врем€ создал образ св. прав. »оанна  ронштадтского.

ћногие соединились с √осподом в “аинстве св€того ѕричащени€. Ѕыл полный храм народа, но еще большее количество желающих не смогло войти.

¬ субботу, 29 сент€бр€ 2001 года состо€лось перенесение св€тых мощей праведного јлекси€ ћечева.  рестный ход отправилс€ из Ќовоспасского монастыр€ до храма св€тител€ Ќикола€ в  ленниках, на ћаросейке.

¬ насто€щее врем€ мощи преподобного јлекси€ ћечева наход€тс€ в ћоскве в храме св€тител€ Ќикола€ в  ленниках.

∆итие по журналу:

ћосковские епархиальные ведомости. 2000. є10-1. —. 34-43.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2230 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.073 с.