Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€титель  иприан, митрополит московский,  иевский и все€ –уси




ƒни пам€ти: 27 ћа€ / 9 »юн€ (перенесение мощей), 16 / 29 —ент€бр€

ќн родилс€ около 1330 года в Ѕолгарии, в городе “ырново, где и начал свой монашеский путь, впоследствии продолженный им в  онстантинополе и на јфоне. ¬ ¬изантии высокообразованный и смиренный монах был замечен ѕатриархом  онстантинопольским ‘илофеем и стал его доверенным лицом - Ђближним монахомї. ќколо 1373 года он был послан ѕатриархом в Ћитву и на –усь дл€ примирени€ литовских и тверского кн€зей с

св€титель  иприан ћосковский —пас на престоле с митрополитом  иприаном

митрополитом јлексием. Ёту сложную миссию, столь важную дл€ православного единства, будущий св€титель успешно выполнил и, остава€сь в Ћитве, был ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем кра€, ст€жав высочайший авторитет у его кн€зей и жителей. ¬ 1374 году по его инициативе произошло прославление литовских мучеников-христиан јнтони€, »оанна и ≈встафи€ и перенесение их мощей.

¬ 1375 году возобновилась вражда Ћитвы и ћосквы. Ћитовский кн€зь ќльгерд потребовал от  онстантинопольского ѕатриарха рукоположить отца  иприана в митрополита Ћитовского, угрожа€ стать католиком, если «ападна€ –усь и Ћитва не приобретут отдельного митрополита. „тобы сохранить Ћитву в лоне ѕравослави€ и, с другой стороны, сберечь единство –усской ÷еркви, которое немыслимо было без единого управлени€, ѕатриарх ‘илофей предприн€л сложный ход: хиротонисал  иприана в митрополита Ђ иевского, –усского и Ћитовскогої с тем, чтобы по смерти св€тител€ јлекси€ св€титель  иприан объединил обе части митрополии, став митрополитом  иевским и все€ –уси. 2 / 15 декабр€ 1375 г.  иприан был возведен в сан, прибыл в  иев и в течение двух лет спокойно правил церковными делами «ападной –уси и Ћитвы.

ѕосле того как 12 / 25 феврал€ 1378 года преставилс€ св€титель јлексий, митрополит  иприан попыталс€ вступить на объединенный престол, согласно благословению и воле ¬селенского ѕатриарха. Ќо великий кн€зь ƒимитрий »оаннович, озабоченный более проблемами внутри ¬еликой –уси и, до  уликовской битвы, далекий от идеи объединени€ всех русских кн€жеств, не желал в ту пору прин€ть ставленника  онстантинопол€, а выдвинул кандидатом на престол митрополита ћосковского своего духовника. ћосквы митрополита  иприана схватили по повелению кн€з€; он провел ночь в заточении, а потом был выдворен.

ќ многих скорб€х, которые он претерпел от великого кн€з€, св€титель  иприан рассказывал в послани€х к преподобному —ергию –адонежскому и его плем€ннику, игумену —имоновского монастыр€ преподобному ‘еодору, с которыми у него сложились глубокие духовные св€зи; оба поддерживали его кандидатуру на митрополичью кафедру. — глубоким смирением переносил св€титель  иприан выпавшие на его долю гонени€ и испытани€, продолжа€ рассматривать московского великого кн€з€ как кн€з€ ¬сероссийского и мол€сь о нем, его семье и всем его народе - своей русской пастве.

Ќесколько лет длились нестроени€ с наследованием ¬сероссийского престола: дальность пути до  онстантинопол€, где утверждалс€ и поставл€лс€ глава –усской ÷еркви, неожиданные событи€, политические интересы различных группировок - по Ѕожьему попущению отодвигали окончательное, канонически €сное и твердое решение вопроса. Ќо все эти годы св€титель  иприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосв€тительства и оставалс€ молитвенником и предстателем за ¬сероссийскую паству. ¬ысокообразованный, книжный, монашеского устроени€ души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от прин€того послушани€; на –уси он был не наемником, но истинным пастырем. ќн осознавал свой крест наследника первопрестольников –оссийских, и это выразилось в глубоком молитвенном почитании им св€тител€ ѕетра.

ѕосле  уликовской битвы и гибели ћама€, весной 1381 года, кн€зь ƒимитрий ƒонской вызвал св€тител€  иприана из  иева в ћоскву. ¬скоре последовали новые скорби и искушени€: нашествие “охтамыша, гонени€ со стороны кн€з€, де€тельность митрополита ѕимена (митрополи€ оказалась поделенной по границе ордынских владений). Ћишь в марте 1390 года митрополит  иприан снова был встречен новым ћосковским кн€зем ¬асилием ƒимитриевичем и после 14 лет искушений зан€л ¬сероссийский митрополичий престол.

Ћетом 1395 года к ћоскве приблизилось войско “амерлана. ћитрополит  иприан объ€вил всенародный пост и благословил перенесение из ¬ладимира в ћоскву крестным ходом чудотворной ¬ладимирской иконы Ѕожией ћатери. ћосква была чудесным образом спасена, и св€титель  иприан установил ежегодное празднование сретени€ иконы 26 августа / 8 сент€бр€, основав на том месте церковь и —ретенский монастырь.

÷ерковно-политическа€ программа св€тител€ определ€лась принципом единства –усской ÷еркви, который он соблюдал до конца своей жизни. ќн способствовал сплочению русских кн€жеств вокруг нового политического центра - ћосквы - и повышению авторитета ћосковских кн€зей, что сильно укрепило –усское государство.

ќгромен вклад св€тител€  иприана в книжное дело на –уси. ¬ысокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного €зыка. ќн удел€л большое внимание Ђисправлением книжнымї, стрем€сь внести пор€док и единство в €зык русской книжности и правописание. ќн работал над совершенствованием церковного ”става и литургических текстов, саморучно переписал ѕсалтирь, —лужебник, “ребник, ЂЋествицуї »оанна Ћест-вичника. ќн - автор жити€ св€тител€ ѕетра и службы ему, а также поучений и посланий. Ѕольша€ часть этих трудов проделана в подмосковной резиденции митрополита - селе √оленищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывани€ в ћосковском кн€жестве за тишину и безм€тежность, к которым он так стремилс€. ¬ –усской ÷еркви первоначально прин€т был студийский устав, обработанный св. ‘еодором —тудитом и господствовавший в ¬изантии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийс€ на всем ¬остоке и у южных слав€н. –усска€ ÷ерковь стала тогда получать с ¬остока богослужебные книги, составленные применительно к новым пор€дкам; во множестве приезжали с ¬остока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и примен€вшие его и в –оссии. ќтсюда р€д недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, дл€ исправлени€ их согласно началам устава иерусалимского. ћитрополит  иприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. ¬ литургических книгах, которые считаютс€ у нас принадлежавшими  иприану или списанными с книг, ему принадлежавших Ч служебнике и требнике, Ч  иприаном переведены и отчасти приспособлены к потребност€м русской практики только некоторые отдельные части. Ќесомненна принадлежность свт.  иприану ѕсалтири (рукопись московской духовной академии).

ѕри св€тителе  иприане на –усском —евере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей –уси. Ќа его правление приходитс€ русский период творчества ‘еофана √река и начало творческого пути преподобного јндре€ –ублева. ѕри нем же была проведена реформа русского церковного пени€ и музыкальной нотации. — ним св€зывают и переход –уси с Ђмартовскогої года на Ђсент€брьскийї.

ѕреуспева€ в богоугодных подвигах, митрополит  иприан достиг глубокой старости и занемог, пребыва€ в своем селе √оленищеве. «а четыре дн€ до кончины он написал прощальную грамоту, Ђмногаго любомудри€ и Ѕожественнаго разума исполненуї, в которой прощал и благословл€л всех верующих и сам просил у них прощени€, завеща€ прочесть ее над его гробом перед народом.

—в€титель  иприан скончалс€ в ночь на 16 / 29 сент€бр€ 1406 года. “ело его было перенесено из √оленищева в ћоскву и предано земле в ”спенском соборе  ремл€. —в€тые мощи его были обретены при перестройке собора 27 ма€ / 9 июн€ 1472 года и поко€тс€ р€дом с мощами св€тител€ ћосковского ‘оти€, бывшего преемника —в€тител€  иприана на кафедре.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1362 - | 1132 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.