Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западная и центральная Европа




Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и др.). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, преобладания с V в. "варварских" элементов художественной культуры.

Этапы развития средневековой культуры Западной и Центральной Европы:

I – дороманский (cepедине V – X вв.)

II – романский (XI – XII вв.)

III – готический (конец XII – XIV вв.).

Дороманский этап – это время формирования основных принципов средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве империи Каролингов (VIII – IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (Х в.), государства франков, что подготовило появление романского стиля.

Романское искусство

Романский стиль сложился в XI – XII вв. и отразил религиозное мировоззрение феодального общества. Средоточием умственной жизни, образования, художественного творчества были монастыри. Романская архитектура отличалась мощью, скульптура – мятущимся духом, что отразило влияние традиций варварского искусства, бурного характера эпохи.

Отличительные черты романской архитектуры – суровость и мощь - были обусловлены стремлением к прочности, способностью к обороне в периоды феодальных усобиц. Наиболее характерные архитектурные сооружения раннего Средневековья ­ замки духовных и светских феодалов, церкви и монастыри. Примеры подобных сооружений – башня феодального замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII – XIII вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII – нач. XIII вв.) и другие.

Самое значительное создание романской архитектуры – храм, отличавшийся суровой благородной красотой. Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане – это латинский крест. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Арки, столбы, колонны, массивные стены с щелевидными окнами – все это воздействовало на человека, создавая представление об обширности пространства. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Центр его композиции – башня, увенчанная шпилем. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции. Пример ­ церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI – XII вв.).

Романский храм объединял все виды искусств. Его внутренние стены покрывали фрески. Новым явлением были витражи [259], заполнившие оконные проемы. В витражах изображались сюжеты и образы из Священного писания, житий святых. Эпизоды библейской истории стали сюжетами фресок, напр., цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье (конец XI – начало XII в.).

Во Франции достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, напр., Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII в., например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (ок. 1135 – 1155 гг.). В центре – образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости. Так подготовлен был следующий этап в развитии европейского искусства.

 

Готическое искусство

Готическое искусство ­ следующий этап в развитии средневековой культуры. Развивая традиции романского стиля, готика в то же время явилась более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку.

Термин " готический стиль " ведет происхождение от названия германских племен ­ готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В представлении средневековых итальянцев "готы" – это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим.

Во Франции романский стиль перешел в готический. Если в период XI – XII вв. наиболее высоким уровнем развития архитектуры отличались южные районы Франции, то с середины XII века, когда ведущая роль в экономической и политической жизни страны переходит к северным провинциям, значительные архитектурные сооружения создаются в таких культурных центрах, как Париж, Амьен, Реймс, Руан.

Общественная жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас; пластика архитектурных форм – подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые арки, остроконечные шатры и фронтоны и т.д. – создавала впечатление легкости, невесомости, ажурности. Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских; это придает и внутреннему пространству устремленность ввысь, интерьер приобретает величественный характер. Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности.

Первая значительная постройка готического собора – Нотр-Дам де Пари – Собор парижской Богоматери, заложенный в 1163 г. Другие соборы: в Реймсе (начат около 1210 г.), в Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге (Эльзас) и Кельне (Германия).

Период расцвета готики во Франции и Германии – XII – XIII вв. В XIV в. в связи со Столетней войной строительство соборов было прервано. В XV в. готический стиль преобразуется в направлении большего украшательства, усложненного рисунка деталей, стремления к большей аффективности (эта поздняя разновидность стиля получила название "пламенеющей готики").

В средневековом городе, кроме собора, было еще одно здание, выделявшееся из общей массы домов, – ратуша. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII – XV вв. оформление ратуши было подражанием формам готического собора. Как и собор, ратуша являлась символом города, его самоуправления, стремления к независимости.

Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами Франции и Германии готика нашла воплощение не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления, что не одно и то же. Почти во всех странах Западной Европы в XIV – XV вв. при строительстве культовых зданий стали использовать оформление, создававшее впечатление готики. Но это была лишь псевдоготика. Особенного распространения она достигла в Англии, хотя там есть несколько соборов, которые можно назвать готическими и по их конструкции.

Следует отметить своеобразие архитектуры средневековой Италии в XIII – XIV вв. Здесь культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом, активно велось обширное светское строительство. Одним из выдающихся памятников архитектуры этого периода является Дворец дожей в Венеции, неповторимое архитектурное сооружение. Композиция фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. В художественном образе Дворца дожей сочетается монументальность и гуманистичность, "человечность" архитектуры. Готика была принципиально новым стилем, представляла собой самостоятельную новаторскую систему образной выразительности архитектурного языка.

Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы художественные ценности, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.