На практике чаще всего используется смешанный способ проектирования, сочетающий в себе приемы проектирования «сверху вниз» и «снизу вверх».
В сборку вставляются готовые модели компонентов, определяющих ее основные характеристики, а также модели стандартных изделий. Например, при проектировании редуктора вначале создаются модели отдельных деталей зубчатых колес, затем эти детали вставляются в сборку и производится их компоновка. Остальные компоненты (например, корпус, крышки и прочие детали, окружающие колеса и зависящие от их размера и положения) создаются «на месте» (в сборке) с учетом положения и размеров окружающих компонентов.
Вспомогательные построения
Как упоминалось выше, эскиз строится на плоскости (в том числе на любой плоской грани тела). Для выполнения некоторых операций (например, копирования по окружности) требуется указание оси (осью может служить и прямолинейное ребро тела).
Если существующих в модели граней, ребер и плоскостей проекций недостаточно для построений, пользователь может создать вспомогательные плоскости и оси, задав их положение одним из предусмотренных в системе способов. Например, ось можно провести через две вершины или через прямолинейное ребро, а плоскость — через три вершины или через ребро и вершину. Существуют и другие способы задания положения вспомогательных осей и плоскостей.
Применение вспомогательных конструктивных элементов значительно расширяет возможности построения модели.
Особенности интерфейса
Управляющие элементы
Интерфейс KОMПAC-3D при работе с трехмерными моделями не отличается от интерфейса при работе с графическими документами. Добавляются лишь дополнительные элементы интерфейса.
|
|
|
|
Рис.78 Панель вид
На панели Вид появляется поле – Текущая ориентация. В нем можно просмотреть или выбрать название ориентации модели. В меню Вид появляются команды управления отображением модели, команды поворота и перестроения модели, а на панели Вид – кнопки для их вызова.
Инструментальные панели
В режиме работы с трехмерной моделью доступны следующие инструментальные панели:
Рис.79 Компактная панель при работе с трехмерными моделями
Панель Редактирование служит для создания и редактирования деталей и сборок. Здесь находятся кнопки, при помощи которых можно осуществить сами операции выдавливания, вращения и т.д., можно приклеить элементы различной конфигурации к имеющейся модели или вырезать из нее, скруглить ее ребра, выполнить сечение поверхностью, приклеить или вырезать массивы однотипных элементов и т.д.
Панель Пространственные кривые позволяет чертить различные кривые, такие как спираль, сплайн и ломаная.
С помощью панели Поверхности можно создавать поверхности выдавливания, поверхности вращения, кинематические поверхности, а также импортировать поверхности из других файлов.
Панель Вспомогательная геометрия позволяет создавать вспомогательные поверхности (параллельные, перпендикулярные, под углом к заданной поверхности и к другим элементам детали, на пересечении объектов и т.д.), вспомогательные прямые и оси, линии разъема.
Панель Сопряжения позволяет сопрягать детали сборки параллельно друг другу, перпендикулярно, под углом и т.д.
При помощи панели Измерения можно измерять длины ребер, различные углы, определять Массо-центровочные характеристики и т.д.
Панель Фильтры служит для облегчения выбора объекта нужного типа. При выделении и указании вершин, ребер, граней, осей и плоскостей в окне редактирования модели происходит динамический поиск объектов: при прохождения курсора над объектом, который может быть выбран в данный момент, этот объект подсвечивается, а курсор меняет внешний вид. Иногда в «ловушку» курсора попадает сразу несколько объектов (например, грань и ее ребро), причем подсвечивается не тот объект, который вы хотите увидеть. Именно в таких случаях используются кнопки на Панели Фильтры.
По умолчанию на панели нажата кнопка Фильтровать все. Если для выполнения задуманного действия необходимо указание объектов определенного типа, следует нажать соответствующую кнопку на панели Фильтры.
С помощью панели Спецификация можно управлять сборкой, расставлять позиции, синхронизировать данные с элементами сборки и т.д.
Дерево построения
При работе с любой деталью или сборкой на экране может отображаться окно, содержащее Дерево построения модели. Дерево построения – это представленная в графическом виде последовательность объектов, составляющих модель.
В Дереве построения детали отображаются:
· обозначение начала координат,
· плоскости,
· оси,
· пространственные кривые,
· поверхности,
· эскизы,
Эскиз, задействованный в любой операции, размещается на «ветви» Дерева построения детали, соответствующей этой операции. Слева от названия операции в Дереве построения отображается знак «+». После щелчка мышью на этом знаке в Дереве построения разворачивается список эскизов, участвующих в операции. Эскизы, не задействованные в операциях, отображаются на верхнем уровне Дерева построения детали.
Рис.80 Дерево построения детали
В Дереве построения сборки отображаются:
· обозначение начала координат,
· плоскости,
· оси,
· пространственные кривые,
· поверхности,
· компоненты сборки — детали и подсборки,
· параметрические связи между компонентами — сопряжения.
Компоненты сборки – детали и подсборки – являются самостоятельными моделями. Поэтому на соответствующих им «ветвях» Дерева построения размещаются, в свою очередь, составляющие их объекты.
Каждый элемент автоматически возникает в Дереве построения сразу после того, как он зафиксирован в модели.
Дерево построения служит не только для фиксации последовательности построения, но и для облегчения выбора и указания элементов при выполнении команд. В контекстном меню каждого объекта Дерева построения можно выбрать удаление, редактирование и т.д. данного объекта.
Вы можете отключить показ Дерева построения. Для этого вызовите команду Вид – Дерево построения. Чтобы включить показ Дерева, вызовите команду повторно. Когда показ Дерева включен, рядом с названием команды в меню отображается «галочка».
Если открыто несколько окон одного документа-модели, показ Дерева построения может быть включен или выключен в любом из них.
Создание детали
Порядок создания файла детали аналогичен созданию файла двумерного чертежа. Итак, создание детали начинается с создания ее основания. Рассмотрим подробно способы создания основания детали:
1 ) при помощи операции вращения
1. В Дереве построения выберете плоскость, в которой будет располагаться эскиз модели;
2. Нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и начертите требуемый эскиз при помощи панели Геометрия (стиль линий – основной), для остановки операции снова нажмите кнопку Эскиз ;
3. Начертите ось вращения эскиза (стиль линий – осевая)
Рис.81 Построение эскиза детали для операции вращения
4. Выберите операцию Вращение (кнопка ) на панели Редактирование детали и на Панели свойств установите требуемые параметры (направление вращения, угол вращения, толщину стенки (при ее наличии) и цвет). На панели Вид нажмите кнопку полутонового изображения детали для заливки детали цветом, нажмите на Панели свойств. Передвигать, вращать объект и изменять его размер можно при помощи кнопок на панели Вид.
Рис.82 Деталь, построенная операцией вращения