Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еликое строительство соборов




 

»з всех строек в XIII в. больше всех денег поглощало строительство больших готических соборов Ч даже больше, чем все масштабные работы по оборудованию и содержанию других строений. ƒолгое врем€ историографи€ распростран€ла миф о соборах, созданных верой и таким религиозным рвением, что власть имущие даром поставл€ли на стройку необходимые стройматериалы и трудились на ней тоже бесплатные работники, будь то строители из подневольных людей, безвозмездно выделенные сеньорами, или из свободных, посв€щавших свой труд Ѕогу. Ѕолее трезвые изыскани€ историков второй половины XX в. показали, что постройка больших соборов обходилась дорого, и при всем восхищении этими пам€тниками можно счесть, как € уже отмечал, что одной из причин, по которым средневекова€ экономика не испытала резкого подъема, нар€ду с крестовыми походами и разрозненностью монеты была высока€ стоимость соборов. јмериканский историк √енри  раус в 1979 г. посв€тил этой проблеме прекрасную книгу под красноречивым названием ЂGold was the mortar: The economics of cathedral buildingї («олото было раствором: Ёкономика строительства соборов)[15]. ќн исследовал Ч из-за малочисленности и неточности документов поневоле очень приблизительно и в форме, трудно поддающейс€ оценке на современные деньги Ч финансирование строительства некоторых из великих соборов: в ѕариже, јмьене, “улузе, Ћионе, —трасбурге, …орке, ѕуатье и –уане. —обор ѕарижской Ѕогоматери оплачивалс€ прежде всего за счет церкви, котора€ выдел€ла на него доходы или суммы от продажи части своих владений или светского имущества, за счет денежных даров ее богатых епископов и за счет тальи (взноса), которую неоднократно взимал капитул в первый период строительства, то есть в конце XIII в. “ак, епископ-основатель ћорис де —юлли, умерший в 1196 г., завещал сто ливров на покупку свинца дл€ кровли нефа. ќколо 1270 г. богатый каноник ∆ан ѕарижский оплатил строительство трансепта, а самым щедрым из епископов, дары которого составили более п€ти тыс€ч ливров, был —имон ћатиффас де Ѕюси.

¬ јмьене основной этап строительства, с 1220 по 1250 г., был обеспечен денежными вкладами бюргеров. ≈пископ ∆оффруа дТЁ, со своей стороны, продал часть собственных владений.   тому же епископ запретил на период строительства собора приносить какие-либо дары другим церквам города. ¬ конце XIII в. город вз€л дл€ завершени€ работ крупные займы, существенно увеличившие его задолженность.  роме того, коммуна об€зала доминиканцев, которые жили за пределами города, но имели два дома в городе, продать ей эти дома дл€ постройки там рынка, доходы от которого предназначались на нужды собора. ¬ знак признательности за деньги, переданные торговцами вайдой (пастелью), которые обогатились на торговле, этим купцам посв€тили красивое скульптурное изображение.

“улузе не удалось обрести собор, достойный столь крупного города, каким она была, потому что ни бюргеры, ни церковь не пожелали много тратить на его постройку. ¬нимание и средства горожан и духовенства отвлекали другие церкви. ¬ XII в. это были великолепна€ бенедиктинска€ церковь —ен-—ернен и церкви Ћа-ƒорад и Ћа-ƒальбад, причем последние по большей части финансировались ремесленниками и купцами, которые были многочисленны и активны в соответствующих кварталах, в частности, гильдией, или братством, ножовщиков. ѕериод, когда “улуза стала центром гонений на катаров, не был благопри€тен дл€ строительства большого собора.  огда в конце XIII в. епископ Ѕертран де Ћиль-∆урден (1270-1286) очень старалс€ возобновить и ускорить строительство собора, основные капиталовложени€ отвлекла постройка церквей нищенствующих орденов, в частности, доминиканского Ч церкви €кобинцев, которую тулузцы считали Ђзаместительницей собораї.

—реди тех, кто оплачивал строительство Ћионского собора, а на деле его воссоздание, предприн€тое с 1167 г., обнаруживаетс€ тот же тандем Ч духовенство и бюргеры. ‘актически ни одни, ни другие не про€вл€ли посто€нного и серьезного интереса, который бы выражалс€ в выделении денег в виде завещаний и даров. ѕоэтому постройка лионского собора —ен-∆ан зат€нулась до конца XVI в. «ато энтузиазм граждан —трасбурга в отношении своего собора и нова€ готика, заменивша€ романский неф вследствие пожара, дали возможность быстро завершить строительство в середине XIII в., и главный фасад был выполнен с 1277 по 1298 г. — другой стороны, в строительстве …оркского собора в јнглии с 1220 г., где архиепископы выказывали наибольшую активность, чередовались периоды ускорени€ и остановки.

 раус изучил также строительство соборов в ѕуатье и –уане. ¬ ѕуатье долгий перерыв в работах, что любопытно, началс€ после того, как ѕуату в 1242 г. зан€ли французы, и продолжалс€ в течение всего времени, пока эти земли входили в апанаж јльфонса ѕуатевинского, который был братом Ћюдовика —в€того и умер в 1271 г. ¬ –уане постройку собора поощр€ли как последние английские короли из династии ѕлантагенетов, так и французские короли ‘илипп јвгуст, Ћюдовик VIII и Ћюдовик —в€той. ѕравда, последнего, щедро дававшего на строительство церквей, раздирали противоречивые чувства: с одной стороны, он был дружен с епископом –уанским Ёдом –иго, с другой Ч симпатизировал нищенствующим орденам.  ак и многие средневековые соборы, –уанский собор был завершен только в конце XV - начале XVI в., когда построили знаменитую ћасл€ную башню, которую назвали так потому, что ее строительство было оплачено за счет индульгенций, купленных за великий пост бюргерами- чревоугодниками.

Ќар€ду с финансированием строительства соборов за счет церковных доходов, с одной стороны, и бюргерских пожертвований Ч с другой по преимуществу в начале XIII в. по€вилс€ феномен, позвол€вший рационально им руководить, Ч институт ad hoc [созданный дл€ специальной цели (лат.) ], который во ‘ранции называлс€ fabrica, а в »талии Ч opera. Ќа fabrica возлагались задачи инкассировать доходы, в основном нерегул€рные и разного размера, обеспечивать регул€рную оплату стройки, разрабатывать бюджет, определ€вший общие контуры и уточн€вший детали последних статей. —огласно јлену Ёрланд-Ѕранденбургу, Ђона играет роль необходимого регул€тора в осуществлении столь значительной стройки, и в наблюдении за ней [...] она должна привнести пор€док в реальность, о которой рассказано, до какой степени та была анархическойї[16]. —амое полное исследование opera италь€нского собора Ч это работа, которую в 2005 г. јндреа ƒжорджи и —тефано ћоскаделли посв€тили —иенской opera [17]. —иенска€ opera di Santa Maria была создана до начала работ, поскольку первое ее известное упоминание датируетс€ 1190 г. ƒары opera собора в XIII в. могли иметь форму отказов по завещанию, денежных пожертвований, но основной финансовой базой функционировани€ opera и финансировани€ строительства собора была монополи€ на доходы от воска, который преподносили собору или который последний покупал. „аще всего выручка от этой монополии поступала в форме монет. “очное определение этой привилегии дал один юридический текст Ч ЂConstitutioї 1262 г. Ќаконец, имущество opera, предназначенное дл€ финансировани€ постройки собора, было сформировано в конце XIII в. ¬ его состав вошли пол€ и виноградники за пределами города, бенефиции, получаемые от мельницы ѕонте ди ‘ой€но с 1271 г., лесные угодь€ дл€ снабжени€ деревом, несколько мраморных каменоломен, а в XIV в. Ч городска€ недвижимость, которой приобретали все больше. Ќаконец, документы позвол€ют довольно точно оценить долю доходов opera, выдел€емых на оплату рабочего дн€ мастеров и рабочих.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

722 - | 583 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.