Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы техники историко-социологического исследования в области социологии знания




В настоящий момент наиболее важная задача социо­логии знания состоит в том, чтобы утвердить свою значимость в области конкретного историко-филологического исследова­ния и выработать в этой области критерии точности эмпирических данных и способы их верификации. От стадии случай­ных интуиции и грубых обобщений (здесь - буржуазное мыш­ление, там - пролетарское и т.д.) социология знания должна -пусть даже ценой отказа от броских определений - перейти к стадии осторожных, обдуманных выводов.

Этому она может и должна учиться, заимствуя методы и выводы точного исследования в области таких наук, как ис­тория и филология, и прежде всего методы истории искусства в определении стилей.

В истории изобразительного искусства необходимость «датировки» различных произведений и «отнесения» их к оп­ределенному стилю способствовала разработке метода, кото­рый (mutatis mutandis) может нас многому научить. В этой свя­зи основная задача исследования в области социологии зна­ния состоит в том, чтобы фиксировать те позиции, которые постепенно возникают в истории мышления и находятся в процессе непрерывного изменения.

Определение этих позиций осуществляется методом причисления. Он состоит в том, чтобы фиксировать аспект каждого продукта мышления и связать фиксированный таким образом аспект с тем или иным течением мысли (в качестве его составной части), а его, в свою очередь, «причислить» к движущим социальным силам, детерминирующим различные позиции (что еще не делается в области истории искусства).

В этом «причислении» существует два уровня: причисле­ние по смысловому содержанию и фактическое причисление. Первое занимается общими проблемами интерпретации. Его задача состоит в том, чтобы реконструировать единство стилей мышления и аспектов познания посредством сведения единич­ных высказываний и документов, обнаруживающих общие черты, к единому выраженному в них мировоззрению и жизнеощущению; в том, чтобы выявить целостность системы, которая имплицитно содержится в мышлении в виде отдельных фрагментов; там же, где стиль мышления не связан с замкнутой системой, достигнуть этого выявлением «единой установки» или перспективы мышле­ния. Но и после того как все это сделано, проблема еще полнос­тью не решена. Так, например, если удалось показать, что в пер­вой половине XIX в. результаты мышления в большинстве случа­ев могут быть по своему смысловому содержанию подведены под полярность «либеральное и консервативное мышление» и при­числены к ней, то возникает вопрос, соответствует ли это выяв­ление смыслового центра, совершенное на чисто духовном уров­не, действительному положению дел. Вполне вероятно, что ис­следователю удалось сконструировать из фрагментов высказы­ваний противоположные замкнутые системы консервативного и либерального мышления, между тем как de facto либералы и кон­серваторы этого времени мыслили совсем не так.

Фактическое причисление состоит именно в том, чтобы, принимая в качестве (необходимых) исследовательских ги­потез эти созданные вышеуказанным способом идеальные типы, поставить вопрос, в какой мере консерваторы и либералы (в на­шем примере) действительно мыслили указанным образом и в какой мере в их мышлении в каждом данном случае de facto находили свое выражение эти идеальные типы. Для этого каждый известный нам автор должен быть изучен под этим углом зрения и в зависимости от обнаруженных в его выска­зываниях смешений и взаимопересечений аспектов причислен к определенному течению в мышлении данного времени.

Последовательное проведение данного метода даст нам конкретное представление о развитии и направлении процесса, который действительно совершался, о подлинной истории обоих стилей мышления. Подобный метод позволяет с наибольшей достоверностью реконструировать развитие мышления, так как он расчленяет первоначально суммарное предположение об этом процессе на отдельные, доступные анализу критерии, на основании которых совершается рекон­струкция. Тем самым удается ретроспективно выявить ано­нимные (не подвергавшиеся рефлексии) силы, действующие в истории мышления, и не в виде простого предположения или на уровне эпического повествования (на котором все еще пребывает наша политическая история и история духовной культуры), но в виде контролируемых определений. Совер­шенно очевидно, что только в ходе специального исследова­ния ставится под вопрос то, что казалось твердо установлен­ным. Так, например, из-за амбивалентного характера многих смешанных типов можно спорить о том, к какому стилю их следует отнести. Но ведь и в области истории искусства пло­дотворность изучения стилей не только не опровергается тем фактом, что можно спорить о принадлежности творений того или иного художника к эпохе Возрождения или барокко, но, напротив, подтверждается этим.

После того как разработана основная структура и тен­денция развития двух стилей мышления, возникает задача их социологического причисления к определенному направ­лению. Как социологи, мы не станем выводить форму и изме­нение консервативного мышления, например, из консерватив­ного мировоззрения, а попытаемся: 1) найти основу этого мышления в структуре тех групп и слоев, которые себя в нем выражают; 2) вывести динамику и тенденцию развития из структурной ситуации и ее судеб в рамках некоей историчес­кой целостности (например, Германии), из постоянно меняю­щейся проблематики ее структуры.

Цель этого метода состоит в том, чтобы посредством постоянного введения промежуточных звеньев сделать контролируемыми те наблюдения о связи между социальным бы­тием и мышлением, которые первоначально возникли как ин­туитивные предположения. Если вся жизнь историко-социальной группы есть взаимозависимая структура, а мыш­ление - лишь ее жизненное выражение, то это взаимодей­ствие, которое и есть ее наиболее существенная черта, может быть обнаружено только посредством детального изучения всех взаимопереплетений и всей структурной взаимосвязи жизненных проявлений.

Ведущими среди тех, кто в настоящее время способ­ствует развитию социологии знания и социологической исто­рии духовной культуры, являются в первую очередь те уче­ные, которые в своей конкретной исследовательской работе обрабатывают материал с помощью методически проверен­ных мыслительных актов. Полемика, которая ведется в облас­ти социологии знания по вопросам конкретного причисления отдельных явлений, свидетельствует о переходе от гипотети­чески-эмфатических предположений к стадии конкретного исследования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2155 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.