Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Позитивная роль социологии знания




После того как была правильно поставлена проблема взаимоотношения между гносеологией в качестве теоретичес­кой основы и прогрессирующими в своем развитии эмпири­ческими специальными науками, после того как было понято, что первая, сохраняя свою основополагающую позицию и функцию по отношению ко вторым, вместе с тем основывает­ся на них в той мере, в какой они поставляют субстрат, основу для разработки теоретических принципов, было также уста­новлено, что частичный характер наших прежних теорий по­знания объясняется их ориентацией исключительно на пара­дигму мышления естественных наук. В этой связи возникает настоятельная необходимость ясно представить себе, как видоизменится принципиальная проблематика при ориента­ции на парадигму типов знания, социальную обусловленность которых мы здесь стремились показать. Исходя из этого, можно наметить следующие основные моменты подхода к созданию расширенной ноологии и теории познания.

Проверка тезиса, согласно которому генезис выска­зывания при любых обстоятельствах не имеет суще­ственного значения. Резкий, лишенный всяких граней дуа­лизм между «значимостью» и «бытием», «смыслом» и «бытием», «сущностью» и «фактом» является, как уже нео­днократно указывалось, одним из аксиоматических утвержде­ний господствующих в настоящее время «идеалистической» теории познания и ноологии. Он считается неопровержимым и служит главным препятствием для непредвзятой оценки тех положений, которые социология знания стремится положить в основу гносеологии нового типа.

В самом деле: если в основу положить тип знания по образцу 2х2=4, то этот тезис окажется правильным и при его феноменологическом рассмотрении. Для этого типа знания генезис познания действительно не влияет на полученные выводы, а отсюда лишь один шаг до конструкции сферы исти­ны в себе, полностью изолированной от исторического субъекта. Это учение о возможности отделить содержание высказывания от его генезиса имеет большие заслуги в борьбе с психологизмом, ибо только благодаря ему удалось отделить по­знаваемое от акта познания. В психологии наблюдение о необ­ходимости отделять генезис идеи от ее смыслового содержания верно и по своему феноменологическому аспекту; и только потому, что это соотношение было здесь феноменологически установлено, оно вошло, как мы полагаем, в число неопро­вержимых истин ноологии и теории познания. В психологии эта пропасть (например, между действием механизма ассоци­ации и вызванным им суждением), которую имеет в виду учение об иррелевантности генезиса суждения для его смысла, дей­ствительно существует. Ошибка заключается в том, что обна­руженное на основе этой специфической модели отношение между генезисом идеи и ее значимостью было перенесено на все виды взаимоотношения между генезисом и значимостью вообще.

Заблуждение основано на том, что в примере, где дей­ствие механизма ассоциаций, создающее возможность суж­дения, было психологическим условием бытия, речь шла о «бытии», полностью лишенном смысла, вследствие чего здесь и можно было говорить о полной иррелевантности гене­зиса этого суждения для его смысла. Между тем существует множество типов и видов генезиса, которые еще до сих пор не изучены в своем своеобразии. К ним относится, например, хотя и в совершенно ином, отличном от прежнего, смысле, связь между экзистенциальной позицией и соответствующей ей точкой зрения. И в данном случае встает вопрос о значе­нии генезиса, так как и здесь речь идет об условиях возникно­вения и существования определенного высказывания. Говоря о позиции, связанной с какой-либо точкой зрения, мы имеем в виду весь комплекс условий возникновения и бытия, опреде­ляющий высказывание в данном его виде; однако характерис­тика этого «бытия» была бы неверной, если бы мы понимали его как «чуждое смысловому содержанию» высказывания. Ведь определенная позиция, определенное социальное по­ложение означает, как мы уже видели, возможность мыслить в определенном направлении (это - ориентированное на оп­ределенный смысл бытие). Историко-социальная позиция не может быть определена посредством лишенных смыслового значения данных (например, хронологических); она может быть определена только с помощью смысловых характерис­тик (как, например, «либеральная позиция», «пролетарское» существование и т. д.). «Социальное бытие» является, следо­вательно, определенной «сферой бытия», сферой, которую полностью игнорирует господствующая онтология, утвержда­ющая абсолютный дуализм между смыслом и лишенным смыслового значения бытием[195]. Генезис такого рода можно должным образом охарактеризовать, противопоставив его в качестве смыслового генезиса генезису фактическому. Если бы при установлении отношения между бытием и смыс­лом исходили из этой модели, то дуализм между бытием и значимостью, лежащий в основе теории познания и ноологии, не рассматривался бы как абсолютный, но в основную кон­цепцию были бы введены градации типа «исполненного смысла бытия», «ориентированного на смысл бытия».

Ближайшая задача теории познания и должна состоять, по нашему мнению, в том, чтобы преодолеть эту частичность своей ориентации посредством введения в фундаментальную гносеологическую концепцию открытого социологией знания многообразия в отношениях между бытием и значимостью, а также посредством распространения сферы ее внимания на те типы знания, которые связаны с полным смысла бытием, способным в известной степени влиять на значимость выска­зывания. Тем самым теория познания не подменяется социо­логией знания, но возникает необходимость в такой теории познания, которая ex post принимает во внимание открытия, сделанные социологией знания, и модифицирует в соответ­ствии с ними свои теоретические положения.

Дальнейшие следствия открытий социологии зна­ния для теории познания. После того как было обнаружено, что большинство аксиоматических положений господствующих в настоящее время ноологии и теории познания выведены из моделей естественных наук, пользующихся математическими методами, и являются как бы продолжением тех тенденций, которые сложились на основе фундаментальных для этих на­ук принципов, открылся и путь к тому, как переосмыслить ноологическую проблему с помощью противоположной модели более или менее социально обусловленных типов познания. Мы ограничимся тем, что кратко перечислим подступы к тем новым постановкам проблемы, которые стали необходимы после обнаружения частичного характера прежнего ноологического подхода.

Открытие аутивного элемента, содержащегося в познании. То обстоятельство, что в «идеалистической» концепции знания познание в большинстве случаев рассматривалось как чисто «теоретический» акт в смысле «чистого созерцания», объясняется - помимо упомянутой уже ориента­ции на математические модели - также и тем, что в основе этой теории познания лежит чисто мировоззренческий идеал «vita contemplativa»[196]. В нашу задачу не входит изложение истории этого идеала и выявление стадии, на которой эта чис­то созерцательная концепция проникла в гносеологию (для этого нам надо было бы обратиться к предыстории научной логики и показать, как «созерцатель» превратился в филосо­фа, сохранив идеал «мистического созерцания»). Здесь нам достаточно указать на то, что значение, которое придается всему, воспринятому в созерцании, проистекает не из наблю­дения над мыслительным актом и знанием, а из ценностной системы, основанной на определенном мировоззрении.

Идеалистическая философия, представляющая эту традицию, не поколебалась в своем утверждении, согласно которому познание может быть «чистым» только в том случае, если оно сохраняет теоретический характер, и тогда, когда становилось все более очевидным, что тот тип познания, ко­торый считался ранее чисто теоретическим, составляет лишь ничтожный сегмент человеческого познания, что человек бе­зусловно познает и там, где он ориентирует свое мышление на деятельность; более того, что в некоторых областях позна­ние возможно лишь в том случае, если оно само является действием и поскольку оно им является, если оно проникнуто некой «intentio animi»[197] таким образом, что понятия и весь мыслительный аппарат подчинены этой активистской направ­ленности и отражают ее. Не познание и стремление, а стрем­ление в самом познании только и открывают в определенных областях качественную полноту жизни.

Даже феноменологическое обоснование того факта, что в этих областях активистский генезис проникает в структуру виде­ния и не может быть отделен от нее, не заставил ноологию и теорию познания отказаться от игнорирования этих типов зна­ния, существенным образом обусловленных деятельностью, или от того, чтобы видеть в них «нечистое» знание. (Нельзя не обратить внимание на этот нюанс, указывающий на маги­ческие корни этого выражения.) Проблема заключается те­перь не в том, чтобы с самого начала отвергнуть этот тип зна­ния, а в том, чтобы переосмыслить понятие познания и дать ему формулировку, позволяющую показать, что знание может возникнуть и в сфере волевой направленности. Однако по­добное переосмысление ноологической проблематики отнюдь не стремится к тому, чтобы открыть доступ в науку пропаганде и оценочным суждениям. Напротив, говоря о наличии в глубо­чайших пластах каждого знания «intentio animi», проникающей в аспект познания, мы имеем в виду тот неодолимый остаток волевого элемента в знании, который сохраняется и после устранения всех осознанных и эксплицитных оценок и при­страстных суждений.

Тот факт, что наука (так, как она определяется учени­ем о свободе от оценочных суждений) существует не для про­паганды или распространения оценок, но для установления фактов, не вызывает сомнения; социология знания стремится лишь показать, что после того как наука очищена от элемен­тов пропаганды и оценок, в ней всегда еще остается некий активистский элемент, который большей частью не является эксплицитным и который нельзя и не следует устранять, но который в лучшем случае можно и должно возвести до сферы контролируемого.

Конститутивное значение перспективного мо­мента в познании определенного типа. Вторым пунктом, который необходимо принять к сведению, является то, что в ряде областей историко-социального познания знание кон­ститутивно содержится в позиции познающего субъекта и что это не умаляет значения знания. Напротив, возможные в этих областях точки зрения обязательно должны конституировать­ся как перспективные, и проблема заключается не в том, что­бы скрывать и извинять эти перспективы, а в том, чтобы за­дать себе вопрос, как при наличии этой перспективности воз­можны познание и объективность. Ведь и в визуальном изоб­ражении предмета в пространстве то обстоятельство, что пред­мет может быть в силу природы вещей дан только в перспекти­ве, не является источником ошибки; и проблема состоит не в том, как создать изображение, лишенное перспективы, а в том, как посредством сопоставления различных точек зрения понять сущность перспективы как таковой и тем самым достигнуть объективности нового типа. Так и здесь ложный идеал позна­ния абсолютно изолированного внечеловеческого видения должен быть заменен идеалом человеческого видения, все время расширяющего свои границы.

Проблематичность в построении сферы «значимости в себе». В ходе определения мировоззренчес­кой основы «идеалистической» теории познания и ноологии постепенно становится очевидным, что идеал сферы значи­мой в себе (которая существует как бы покоясь в себе до ис-торико—психологического акта мышления и в которой лишь участвует каждое конкретное познание) является последним отголоском той теории двух миров, которая методом удвоения бытия добавила к нашему миру имманентного свершения дру­гой мир. То значение, которое для этой метафизики двух ми­ров имела в области онтологии потусторонность, трансцен­дентность, в области познания имело создание «сферы исти­ны, значимой в себе» (ответвление доктрины идей), а именно: постулирование совершенной сферы, свободной от следов какого-либо происхождения, в сопоставлении с которой ста­новится очевидной ничтожность всего конечного и несовер­шенного. Далее, совершенно так же, как в этой предельно спиритуалистической метафизике «человеческая сущность» понимается как «только человеческая», которая должна ос­вободиться от всех элементов витального, чувственного, ис­торического и социального, делалась попытка декретировать такую концепцию знания, в которой должны были растворить­ся все эти элементы человеческой сущности. В этой связи напрашивается вопрос, можно ли вообще конкретно предста­вить себе понятие познания, не принимая во внимание всей совокупности черт, конституирующих человека, и можно ли без этой предпосылки даже теоретически осмыслить это по­нятие, не говоря уже о его практическом применении.

В онтологии Нового времени дуалистическое воззре­ние (созданное для того, чтобы показать несовершенство «этого» мира) с развитием эмпирического исследования по­степенно теряло свое значение, однако в области ноологии и теории познания оно еще сохраняло свою силу. И поскольку мировоззренческая основа в области теории познания еще не была определена с достаточной очевидностью, сложилось представление, что этот идеал надчеловеческой, надвременной сферы значимости является не одной из возможных ми­ровоззренческих конструкций, а конститутивной данностью для понимания феномена «мышления». Мы стремимся пока­зать, что феноменология мышления совсем не вынуждает нас конструировать познание таким образом, будто оно является вторжением из мира действительности (осуществление акта познания) в сферу «истины как таковой» (такая конструкция имеет эвристическую ценность в лучшем случае для моделей мышления типа 2х2=4); напротив, мы полагаем, что пробле­матика знания становится неизмеримо доступнее, если исхо­дить только из данных единственного известного нам реально посюстороннего мышления (независимо от идеальной сферы) и принимать феномен знания как actus[198], совершаемый жи­вым существом. Другими словами, социология знания в соот­ветствии с теми моделями, которыми она располагает, видит в акте познания, как в его экзистенциальном, так в его смыс­ловом качестве, не проникновение в сферу «вечных истин», возникающее из чисто теоретической созерцательной потреб­ности, или какую-либо сопричастность им (как полагал еще Шелер), а орудие проникновения в жизнь, которым располага­ет определенное живое существо в определенной жизненной сфере. Все эти три фактора - структура проникновения в жизнь, собственная конституция живого существа (как биоло­гическая, так и историко-социальная) и своеобразие жизненной сферы, особенно место и позиция мыслящего субъекта в этой жизненной сфере, - обусловливают результат мышле­ния, а также и конструированный на основе этого результата мышления «идеал истины» данного живого существа.

Представление о знании как о духовном акте, который совершенен лишь в том случае, если он свободен от следов своего человеческого происхождения, эвристически плодо­творно разве только там, где - как в нашей модели мышле­ния: 2х2=4 - может быть (с большим или меньшим основани­ем) феноменологически показано, что такого рода характери­стики de facto существуют (на это мы уже указывали выше). Однако в тех обширных сферах доступного нам знания, где игнорирование антропологического и исторического момента полностью искажает результаты мышления, такого рода пред­ставление ведет только к заблуждениям и непониманию ос­новных феноменов.

Аргументом за или против определенных понятий в области познания могут служить только феноменологические данные, полученные с помощью имеющихся моделей мышле­ния, но отнюдь не замаскированные мировоззренческие моти­вы. Мы не видим никакого основания для того, чтобы сохра­нять в нашей ноологии боязнь всего телесного, чувственного, временного, динамического и социального, свойственную тому типу человека, который является носителем «идеалистической» философии. В настоящий момент друг другу противостоят, следовательно, два парадигматических по своему значению типа познания и соответственно две связанные с ними воз­можности ноологического и гносеологического объяснения познания. В данный момент важно прежде всего иметь в виду наличие этого двойственного подхода и фиксировать обнару­живаемые различия, а не пытаться замаскировать их. В про­цессе дальнейшего размежевания обнаружится, какую основу интерпретации следует предпочесть: продвинемся ли мы в нашем решении проблемы в том случае, если, принимая за основу экзистенциально изолированный тип знания (как это делалось до сих пор), будем рассматривать экзистенциально обусловленный тип знания как второстепенный и не имеющий значения; или, наоборот, - если мы сочтем экзистенциально изолированный тип пограничным и особым случаем экзистен­циально обусловленного типа знания.

Если же задать вопрос, каким путем пойдет теория по­знания, приняв вторую из упомянутых моделей мышления, т.е. исходя из конститутивной «ситуационной детерминированнос­ти» определенных типов знания и положив ее в основу своих построений, то окажется, что и здесь существуют две возмож­ности. И в этом случае ученый должен прежде всего отчетли­во показать, какие возможности принесет дальнейшая разработка проблемы, выявить все намечающиеся апории и утвер­ждать только то, что с достаточным основанием может счи­таться установленным на данной стадии исследования про­блемы. Миссия мыслителя состоит совсем не в том, чтобы при первом же появлении какого-либо нового круга проблем любой ценой вынести решение, но в том, чтобы, полностью сознавая незавершенность процесса исследования, фиксиро­вать то, что действительно стало очевидным.

Два направления в гносеологии. В одном случае ставят акцент на экзистенциальной детерминированности и на­стаивают на том, что эта детерминированность является необхо­димым элементом прогресса социального познания, что, сле­довательно, и собственная позиция, по всей вероятности, также экзистенциально обусловлена и частична. Тогда теорию познания следует пересмотреть и положить в ее основу тезис о реляционной структуре человеческого позна­ния (подобно тому как безоговорочно признается перспектив­ность визуально воспринимаемых предметов).

Подобная точка зрения не связана ни с отказом от по­стулата объективности и возможности принимать решения в дискуссиях по конкретным вопросам, ни с иллюзионизмом, согласно которому все является видимостью и решить вообще ничего нельзя; в основе этой точки зрения лежит уверенность в том, что объективность и принятие решений могут быть достигну­ты лишь косвенным путем. Речь идет совсем не об отрицании объективной реальности или о том, что восприятие не дает дол­жного ответа на поставленные нами вопросы, но только о том, что по логике вещей эти ответы в определенных случаях с необ­ходимостью обусловлены авпектом познания, присущего данно­му наблюдателю. Результатом такого подхода также является не релятивизм в том смысле, что принять можно любое мнение; реляционизм в нашем понимании означает, что формулировка любого высказывания всегда носит реляционный характер. В релятивизм этот реляционизм переходит в том случае, если он сочетается с прежним статическим идеалом вечных, ото­рванных от наблюдателя и перспективы его видения истин и если о нем судят с позиций этого чуждого ему идеала абсо­лютной истины.

Если принять тезис об экзистенциальной обусловлен­ности мышления, объективность будет означать нечто совсем новое и иное: а) наблюдатели, находящиеся в рамках одной системы и обладающие одинаковым аспектом видения, могут именно вследствие идентичности их понятийного и категориаль­ного аппарата прийти в ходе возможной в данном случае од­нозначной дискуссии к однозначным выводам, а все отклоня­ющееся от них устранить как ошибку; Ь) если аспекты наблю­дения различны, то «объективность» может быть установлена только косвенным путем; в этом случае делается попытка объяснить тот факт, что объект увиден правильно, но под двумя различными углами зрения, различием в структуре видения, и прилагаются усилия для разработки формулы, способной объединить и согласовать выводы, полученные в этих различных перспективах. После того как подобная конт­рольная формула разработана, уже не составляет труда от­делить неизбежные при различных аспектах видения откло­нения от произвольных, неверных выводов, которые и в дан­ном случае должны рассматриваться как ошибки.

Спор, возникающий при визуальном восприятии пред­мета, который также может быть увиден только в перспективе (на это мы уже указывали выше), завершается не решением создать неперспективное видение (что невозможно), а стрем­лением, исходя из обусловленного данной позицией изобра­жения, понять, почему другому лицу с его позиции предмет предстает именно таким, а не другим. Совершенно так же по­средством сопоставления и согласования выводов устанавли­вается объективность и здесь. Само собой разумеется, что сразу же возникает вопрос, какую из существующих точек зре­ния следует считать оптимальной. Однако и для этого есть критерий, подобный тому, которым пользуются при наличии визуальной перспективы, где также предпочтение отдается тем аспектам, которые выявляют фундаментальные связи в структуре предмета, т.е. обладают наибольшей силой пости­жения, наибольшей плодотворностью в обработке эмпиричес­кого материала.

Можно идти и другим путем, выдвигая на первый план следующие факты: исследовательский импульс может быть направлен не на абсолютизацию экзистенциальной обуслов­ленности, а на то, чтобы именно в обнаружении экзистенци­альной обусловленности существующих взглядов видеть первый шаг к решению самой проблемы обусловленности видения бытием. Квалифицируя определенное, считающее себя абсолютным, видение, как видение под определенным углом зрения, я в известном смысле, нейтрализую его частич­ный характер. В большинстве случаев все наше исследование этой проблемы спонтанно двигалось в сторону нейтрализации экзистенциальной обусловленности, возможности подняться над ней. В этом направлении движется учение о расширении базиса видения, способного интегрировать и обосновать все частичные точки зрения, учение о неизбежном расширении кругозора и по­зиции (основанных на опыте), учение о всеохватывающей онто­логии, к которой следует стремиться. Подобная тенденция фак­тически существует в духовной и социальной истории, и она выс­тупает в тесной связи с процессами групповых контактов и взаи­мопроникновения групп. На первой своей стадии эта тенденция ведет к взаимной нейтрализации различных экзистенциально обусловленных типов видения (лишает их абсолютного значе­ния); на второй стадии она создает из этой нейтрализации более широкую и прочную основу. При этом интересно заметить, что создание этой более широкой основы связано с более высокой степенью абстракции и всегда ведет к формализации изучаемых феноменов. Названная формализация состоит в том, что анализ конкретных качественных данных, содержащих определенную направленность, все более отходит на задний план, и качествен­ное описание данного объекта вытесняется наблюдениями чисто функционального характера, чисто механической моделью. Эту теорию все увеличивающейся абстрактности, выступающей в сочетании с дистанцированием от социальной жизни, мы назовем теорией социального генезиса абстракции. Соответственно этому социологическому выведению корней абстракции (которое преж­де всего обнаруживается и прослеживается в появлении социо­логической точки зрения) высшую ступень абстракции следует рассматривать как коррелят к слиянию социальных групп. Свое обоснование эта теория находит в том, что способность индиви­дов и групп к абстракции растет по мере того, как они объединя­ются в большие группы и организации, в более крупные соци­альные единицы, способные абсорбировать локальные и иные более мелкие группы. Однако эта тенденция к абстракции на высшем уровне не противоречит учению об экзистенциальной обусловленности мышления, ибо адекватно причисленный субъект этого мышления является отнюдь не абсолютно свобод­но парящим «сознанием вообще», а субъектом, все в большей степени охватывающим (нейтрализующим) прежние частичные и конкретные точки зрения.

Все те категории, которые (с полным основанием) формулирует формальная социология, являются продуктом подобной нейтрализации и формализации; однако в конечном итоге этот процесс ведет к тому, что на первый план выступа­ет формальный механизм этих образований. Так, например, в рамках формальной социологии господство есть категория, которая только потому может быть абстрагирована от конк­ретных позиций соответствующих сторон (т.е. господствующих и подчиненных), что она не выходит за рамки структурной свя­зи (как бы механизма) находящихся во взаимодействии актов поведения (оперируя такими понятиями, как подчинение, власть, послушание, принуждение и т.д.). Качественное со­держание конкретного господства (которое, впрочем, сразу бы придало этому «господству» исторический характер) здесь по­стигнуто быть не может; оно могло бы быть адекватно описано только в том случае, если бы как подчиненные, так и господству­ющие могли описать свои переживания и свой опыт в их соци­альной обусловленности. Ибо и формальные определения, которые были сформулированы, не висят в воздухе, но воз­никают из конкретной экзистенциально обусловленной про­блематики данной ситуации. (В этой связи возникает предпо­ложение, требующее, правда, еще тщательной верификации, что проблематика перспективности в первую очередь касает­ся «Quale»[199] феноменов; поскольку, однако содержание со­циальных и духовных феноменов прежде всего является «смысловым», а смысл постигается в акте понимания и ин­терпретации, можно дать и такую формулировку, согласно которой проблематика перспективности в рамках социологии знания сводится прежде всего к выяснению того, что доступно пониманию в социальном феномене. Однако тем самым мы имеем в виду отнюдь не узкую область, ибо в сфере социаль­ного даже самые элементарные «факты» могут быть постигну­ты только с помощью ориентированных на значимость и до­пускающих интерпретацию понятий.)

Однако и там, где формализация достигла наивысшей степени, где речь как будто идет только о связях, всегда со­храняется минимум определенной направленности исследо­вателя, который полностью устранен быть не может. (Например: если Макс Вебер, классифицируя типы поведения, различает «рациональное по цели» и «традиционное» пове­дение, то в этом отражается ситуация определенного поколе­ния, одна группа которого открыла и выдвинула на первый план тенденцию капитализма к рационализации, а другая, движимая, как обнаруживается, политическими мотивами, открыла значение традиции и противопоставила ее упомяну­той тенденции.) В этой ситуации возникает интерес к типоло­гии поведения вообще, и если фиксируются именно эти типы поведения и формализуются они именно в указанном направ­лении, то причину такой направленности совершаемой абст­ракции следует искать в конкретной ситуации эпохи, которая обусловила то, что феномен поведения изучался под этим углом зрения. Если бы формальная систематизация поведе­ния производилась в иную эпоху, то и типология была бы со­вершенно иной. Следовательно, в другой исторической ситуа­ции были бы найдены и выделены из совокупности явлений другие абстракции. Социология знания совсем не должна, по нашему мнению, отрицать наличие и возможность формали­зованного и абстрактного мышления; ее задача только пока­зать, что и в этом случае мышление не отрывается от «бытия» (ибо в его категориях «в себе» выражает себя отнюдь не надсоциальный надчеловеческий субъект), что нейтрализация качественного богатства явлений, возникающая в совершенно определенных условиях, приводит к созданию таких схем ориентации, которые выдвигают на первый план мышления и восприятия только определенные формальные и структурные компоненты феноменов. В своей рудиментарной форме этот процесс обнаруживается уже в правилах вежливости и обще­ния, спонтанно возникающих при контактах между разными группами. И здесь (по мере того как эти контакты становятся все более поверхностными) все меньше внимания уделяется постижению качественной стороны собеседника; общение настолько формализуется, что в конце концов остается только «формально социологическая категория», указывающая как бы лишь на функцию собеседника в структуре общества. (Собеседник воспринимается как «министр», «чужой», «кондуктор» и т.д.) В общении реагируют только на эти данные, другими словами, сама формализация есть выраже­ние определенной социальной ситуации, а направленность этой формализации (подчеркивается ли, как в примере с «министром», значение политического представительства или, как в примере с «чужим», - этнические черты) зависит от социальной ситуации, которая и здесь - хотя и в ослабленном виде - проникает в категории. Сюда же относится и наблюде­ние, что в юриспруденции место юстиции, рассматривающей конкретные случаи и выносящей приговор в зависимости от характера ситуации, основываясь на чувстве справедливости (типа «суда кади»), формализованное право занимает именно тогда, когда международная торговля настойчиво требует на­личия твердо установленных правовых положений: с этого момента внимание направлено не столько на то, чтобы спра­ведливость была проявлена в каждом единичном случае, вос­принятом в его качественном своеобразии, сколько на то, что­бы со все большей точностью классифицировать рассматри­ваемые случаи и подчинить их разработанным заранее фор­мализованным категориям.

Как уже было сказано, мы и сегодня не можем еще решить, какой из намеченных здесь путей теории научного познания более плодотворен применительно к имеющимся эмпирическим данным. В обоих случаях, однако, необходимо принимать во внимание экзистенциальную обусловленность как постоянный фактор природы познания и определить свое отношение к теории реляционизма и к теории меняющейся основы мышления. Тем самым представление о некоей сфере «истины в себе» следует отвергнуть как мешающую и ничем не оправданную гипотезу.

Весьма поучительно, что естественные науки во мно­гих отношениях находятся как будто в аналогичном положе­нии; это становится особенно очевидным, если мы в основу нашего сравнения положим описание их нынешнего состоя­ния, столь удачно выполненное В.Вестфалем. В свете этого описания оказывается следующее: после того как было обна­ружено, что наши обычные способы измерения, например, часы и т.п., и связанный с ними повседневный язык пригодны только для повседневных схем ориентации, стало очевидным, что в квантовой теории, например, где речь идет об измере­нии элементарных частиц, вообще нельзя говорить о резуль­тате измерения, сформулированном независимо от использо­ванного инструмента измерения, ибо инструмент измерения выступает здесь как объект, который и сам в значительной степени влияет на координаты и импульс измеряемых частиц. Так сложился тезис, согласно которому измерения координат и скоростей могут быть выражены только в «соотношении неопределенностей» (Гейзенберг), указывающих на степень этой неопределенности. Далее, было отвергнуто близкое пре­жнему мышлению утверждение, что элементарные частицы сами по себе движутся по определенным траекториям; и сделано это было на основании того, что подобные утвержде­ния относятся по своему типу к тем совершенно бессодержа­тельным высказываниям, которые, правда, способствуют воз­никновению своего рода зрительных представлений, но со­вершенно лишены всякого содержания, поскольку из них нельзя сделать никаких последующих выводов. Сюда же от­носится предположение, что движущиеся тела должны обла­дать абсолютной скоростью. Поскольку в соответствии с эйн­штейновской теорией относительности определение этой аб­солютной скорости принципиально невозможно, это утверж­дение относится в свете современной теории к тому же типу пустых высказываний, как и тезис о существовании, наряду с известным нам миром, иного мира, принципиально недоступ­ного нашему опытному восприятию.

Если следовать этому ходу мыслей, который в своем несформулированном реляционизме поразительно сходен с нашим, то утверждение логического постулата о существова­нии и значимости некоей сферы «истины в себе» окажется столь же малоубедительным актом мышления, как и все на­званные здесь дуалистические представления о бытии; ибо до тех пор пока мы в эмпирическом познании повсюду обнаружи­ваем только то, что может быть определено реляционно, это установление «сферы в себе» не имеет никакого значения для процесса познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.