Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


  чему приводит скрыта€ ненависть, чувство вины и невозможность выразить свои чувства




 

¬ окт€бре 1977 г. философ Ћемек  олаковский был удостоен ѕремии мира √ерманского союза книготорговцев. ¬ своей торжественной речи он подробно остановилс€ на таком €влении, как ненависть, и в качестве примера привел захват террористами самолета авиакомпании "Ћюфтганза", который был угнан в ћагаджио. Ёто событие тогда очень взволновало общественность.

ѕо мнению  олаковского, у очень многих людей напрочь отсутствует чувство ненависти. ќн утверждает, что человек может жить вообще без ненависти. Ќеудивительно, что об этом говорит именно философ: дл€ многих философов человеческое бытие идентично сознательному бытию. Ќо дл€ психоаналитика, ежедневно сталкивающегос€ с феноменами подсознани€ и понимающего, к каким т€жким последстви€м приводит игнорирование его роли, отнюдь не бесспорно, что люди дел€тс€ на добрых и злых, люб€щих и ненавид€щих. ќн знает, что моральные ценности часто всего лишь ширма. Ќенависть - нормальное человеческое чувство, а чувства еще никого никогда не убивали. –азве есть более адекватна€ реакци€ на зверское обращение с детьми, насилие над женщинами, пытки невиновных, чем гнев или ненависть, тем более, когда не€сны мотивы таких действий? „еловек, которому с самого начала родители дали возможность про€вл€ть €рость и гнев, реагировать на несовершенство жизни, запомнит, что его отец и мать способны к эмпатии, и в дальнейшем сможет без помощи психоаналитика разобратьс€ в своих чувствах. ѕравда мне такие люди пока не попадались. «ато те, с кем € общалась, вынуждены были скрывать свои чувства и потом, сами того не замеча€, отыгрыватьс€ на других люд€х. ѕомимо всего прочего, либо у них, либо у их детей развивалс€ синдром нав€зчивого повторени€, в структуре личности по€вл€лась установка на разрушение. „асто они годами были вынуждены лечитьс€ от различных соматических заболеваний, имевших психическую природу. »ногда они страдали от т€желых депрессий. Ќо все эти симптомы исчезали, как только они получали возможность испытать на сеансах психоанализа зародившеес€ еще в раннем детстве чувство гнева. »счезал и страх обидеть кого-либо, выража€ свой гнев. Ќа примере јдольфа √итлера хорошо видно, что накопление ненависти в подсознании может побудить человека к истреблению миллионов людей. Ќо если человеку удаетс€ открыто выразить какое-либо свое чувство, со временем оно уступает место другому, и даже сама€ люта€, вполне осознанна€ ненависть к отцу не повлечет за собой убийства других людей, не говор€ уже о геноциде. Ќо детские ощущени€ јдольфа √итлера так и остались заключенными в его подсознании, и потому он с легкостью уничтожал людей, объ€сн€€ это тем, что "√ермании нужно гораздо больше жизненного пространства", "евреи угрожают миру", а ему самому требуетс€ "жестока€ молодежь, без которой ничего нового не создать"... —писок мнимых причин можно продолжать до бесконечности.

„ем же тогда объ€снить, что, несмотр€ на все большее распространение знаний о психологии, две трети населени€ √ермании выступают за телесные наказани€? ј что мы знаем об оставшейс€ одной трети? —колько родителей избивают своих детей, прекрасно понима€, что этого делать нельз€? —ложившуюс€ ситуацию невозможно пон€ть без учета следующих обсто€тельств:

1. ƒл€ того, чтобы родители, издева€сь над детьми, эмоционально восприн€ли их ощущени€, они должны сохранить в душе пам€ть о том, как т€жело было им в детстве переносить насилие. Ќо ведь им внушалось, что это вовсе не насилие, и было запрещено выражать свои чувства. Ёто означает, что родители не только могут, но иногда даже вынуждены бить и унижать своих детей, не замеча€, что этим причин€ют им боль.

2. ≈сли человек, желающий быть честным с самим собой, не воспринимает сложившуюс€ в детстве ситуацию как трагическую, идеализиру€ своих родителей, ненависть, накопивша€с€ в подсознании, все равно найдет способ за€вить о себе: развиваетс€ синдром нав€зчивого повторени€. “акой человек по совершенно непон€тным дл€ него причинам будет создавать ситуации, в которых он будет мучить другого человека или же другой человек будет причин€ть ему боль. (” таких людей подсознательное желание причинить боль иногда сопровождаетс€ желанием испытать боль.)

3. ѕоскольку насилие над детьми, именуемое воспитанием, в обществе считаетс€ нормой, дети прекрасно подход€т дл€ того, чтобы срывать на них злобу и ненависть.

4. ѕоскольку практически все религии запрещают дет€м отвечать гневом на жестокое обращение родителей с ними, то в дальнейшем раскручиваетс€ спираль насили€, жертвой которого станов€тс€ последующие поколени€.

ѕо мнению социологов, в обществе не было бы табу на инцест, если бы сексуальное влечение к близким родственникам не было бы естественным чувством. ѕоэтому такое табу присуще всем народам, имеющим достаточно развитую культуру, и воспитание ребенка в этих культурах немыслимо без привити€ ему соответствующих установок.

¬идимо, некотора€ агрессивность ребенка по отношению к родител€м так же естественна, как и сексуальное влечение к близкому человеку, и здесь есть определенна€ проблема. ћне неизвестно, как она решаетс€ народами других культур, не об€занными следовать христианским заповед€м, в том числе и заповеди, требующей почитать отца и мать; но, куда ни взгл€ни, повсюду чтут права родителей, и ни в одной культуре нет заповеди, требующей уважени€ к правам детей. ћожет быть, требование уважать родителей существует потому же, почему есть запрет на инцест? ћожет быть, за этим стоит соображение, что нужно как можно скорее привить уважение к родител€м, в противном случае естественной реакцией детей на жестокое обращение будут ответное насилие или даже убийство?

ћы посто€нно слышим о том, каким страшным насилием отмечено наше врем€. » все же есть некоторые тенденции, которые мне внушают оптимизм. ¬се чаще подвергают сомнению заповедь: "¬озлюби отца своего и мать свою". ƒействительно, если она используетс€ дл€ того, чтобы родители сразу же смогли пресечь естественную и вполне оправданную агрессивную реакцию своего ребенка, то последнему не остаетс€ ничего другого, кроме как про€вить ее в отношении своих детей, и возникает замкнутый круг. “аким образом, нарушение этой заповеди - уже само по себе значительный прогресс. ≈сли дети поймут, что с ними проделывали родители, то они попытаютс€ отомстить именно им. »мей, к примеру, јдольф √итлер возможность в детстве открыто излить свою €рость на своего отца, миллионы людей остались бы живы.

ћой вывод о том, что именно жестокое обращение отца с маленьким јдольфом √итлером породило в ребенке неутолимую ненависть, т.к. мальчик ничем не мог ответить, легко может быть неправильно истолкован. ћне могут возразить, что желани€ отдельного человека недостаточно, чтобы истребить миллионы людей, что не следует забывать об экономическом кризисе или об унизительных услови€х ¬ерсальского договора. ¬се это так, но ведь убивали не "кризис" и не "услови€", а люди, чьим беспрекословным повиновением гордились отцы.

≈сли прин€ть мою точку зрени€, то многое из того, что раньше вызывало лишь отвращение на эмоциональном уровне, станов€тс€ пон€тным. “ак, например, один американский профессор на прот€жении многих лет проводил эксперименты с трансплантацией мозга. ¬ интервью журналу "“еле" он рассказал, что ему удалось пересадить мозг обезь€ны. ќн не сомневаетс€ в том, что недалек тот день, когда то же самое можно будет проделать с человеческим мозгом. „итателю остаетс€ или восхищатьс€ столь высоким уровнем научных достижений, или же, напротив, задать вопрос, стоит ли вообще заниматьс€ такими нелепыми вещами. Ќо тут его наверн€ка озадачит следующее высказывание профессора ”айта. (ј может быть, благодар€ ему он как раз и поймет его гораздо лучше.) ќказываетс€, им, помимо всего прочего, двигают еще и "религиозные чувства ", он католик, и даже откровенно за€вл€ет журналисту, что, по мнению его дес€ти детей, его воспитывали "как динозавра". (Ёто выражение можно пон€ть по-разному, но, видимо, его дети считают, что по отношению к отцу примен€лись совершенно допотопные методы воспитани€.)  акой же смысл в его теперешнем зан€тии? ¬озможно, посв€тив всю свою энергию и жизненную силу изучению проблемы трансплантации человеческого мозга, он тем самым подсознательно хочет осуществить нереализованную заветную мечту его детства - заменить мозги родител€м.

—адизм - не внезапно проникающа€ в организм инфекци€, его корни в далеком детстве, когда отча€вшийс€ ребенок в фантази€х ищет выход из безвыходной ситуации. Ћюбой опытный психотерапевт знает людей, выросших в семь€х св€щеннослужителей, не позвол€вших своим дет€м "никаких недобрых мыслей". ¬ результате у детей развивались т€желые невротические заболевани€. Ќа сеансах психоанализа эти люди наконец получали возможность оживить свои детские фантазии, и в них неизменно присутствовали садистские сцены, в которых желание отомстить неизменно смешивалось с жестокостью взрослых, интроецированной детьми. ¬зрослые заставл€ли их в детстве следовать неким "моральным нормам", которые при всем желании соблюсти было невозможно, и это убивало в ребенке жизненные силы.

 аждый человек просто об€зан найти дл€ себ€ приемлемую форму про€влени€ своих агрессивных устремлений, если, конечно, он не хочет превратитьс€ просто в марионетку. Ћишь тот, кто не желает стать инструментом в чужих руках, способен удовлетворить свои потребности и отстаивать свои законные права. Ќо многие люди, с детства убежденные в том, что человек должен посто€нно думать только о хорошем, о добре и Ѕоге, (и при этом все врем€ быть честным с собой и людьми) с просто не в состо€нии найти адекватную форму выражени€ своих агрессивных желаний.   тому же человек не в состо€нии жить без некоторой агрессивности, а сама невозможность выполнить требовани€ родителей может свести ребенка с ума. Ќеудивительно, что в своих необузданно-садистских фантази€х он попытаетс€ вырватьс€ из "тюрьмы". Ќо ведь на такие попытки также наложен запрет, поэтому эти мысли изгон€ютс€ из сознательной сферы. “аким образом, наиболее красочные и вполне пон€тные фантазии остаютс€ в подсознании, как бы придавленные могильным камнем возмущающей всех жестокости, объектом которой становитс€ кто угодно, только не родители. Ётот камень лежит на виду, но человек всю жизнь инстинктивно опасаетс€ прикасатьс€ к нему. ќднако ему никогда не найти другого пути к собственному я: единственный путь откроетс€ тогда, когда человек снимет этот камень с могилы своих чувств. ¬едь перед тем, как развить в себе способность к про€влению агрессивных чувств, нужно извлечь из подсознани€ вытесненное туда желание мести. “олько тогда можно испытать подлинные возмущение и €рость, на смену которым придут скорбь, прощение и примирение.

¬ качестве примера можно привести становление ‘ридриха ƒюрренматта как личности, которое проходило, веро€тно, без помощи психотерапевта. ќн вырос в семье св€щенника, начал довольно рано публиковать свои произведени€ и сразу же откровенно показал читателю абсурд, лживость и жестокость окружающего мира. ƒаже демонстративна€ эмоциональна€ холодность и крайний цинизм не могли скрыть следы детских ощущений. » хот€ автор вр€д ли помнил об аде, через который ему довелось пройти, он, как и »ероним Ѕосх, описывал именно его.

"¬изит старой дамы" мог написать лишь человек, интуитивно пон€вший, что более всего ненавид€т именно тех, с кем были когда-то св€заны самыми близкими отношени€ми. Ќо, несмотр€ на столь богатый опыт, молодой ƒюрренматт последовательно демонстрирует свое равнодушие к другим, к их проблемам. (ј ведь именно равнодушие воспитываетс€ в ребенке, которому строжайше запрещаетс€ про€вл€ть свои чувства, в результате чего он в дальнейшем будет безучастен к страдани€м других.) „то же касаетс€ ƒюрренматта, чтобы избавитьс€ от нав€занных ему в детстве традиционных моральных норм, писатель вынужден сперва отвергнуть такие хваленые (и уже представл€ющиес€ ему весьма сомнительными) добродетели, как сострадание, жалость и любовь к своему ближнему и, наконец, дать волю своим самым необузданным жестоким фантази€м. ¬ зрелые годы ему уже, видимо, не так уж и нужно было скрывать свои подлинные чувства. ¬ поздних произведени€х ƒюрренматта чувствуетс€ не только желание бросить провокационный вызов обществу, сколько неукротима€ потребность открыть человечеству крайне неудобную дл€ него истину. “ем самым он оказывает обществу неоценимую услугу. ¬едь еще в детстве ƒюрренматт смог разгадать истинную сущность своего окружени€, и теперь ему не нужно прикрыватьс€ идеологическими установками или моралью: ремесло писател€ дает ему полную свободу творческого самовыражени€.

“ака€ форма про€влени€ зародившегос€ в детстве чувства ненависти не только приносит пользу человечеству, но и позвол€ет человеку не вступать с обществом в конфликт. Ѕывшим пациентам психотерапевтов, признавшимс€ на лечебных сеансах в садистских фантази€х, также теперь не требуетс€ причин€ть боль другим люд€м. Ќапротив, они станов€тс€ гораздо менее агрессивными, когда понимают, что не нужно скрывать своих желаний. ¬ подобных случа€х имеет место не сублимаци€ инстинкта (о которой может идти речь в случае ƒюрренматта), а нормальный процесс его развити€, который начинаетс€ после устранени€ всех преп€тствий. Ќе нужно прилагать никаких душевных усилий, ведь чувство ненависти испытываетс€ совершенно открыто, а не загон€етс€ вглубь и не вымещаетс€ не других. “акие люди станов€тс€ гораздо более мужественными и не бо€тс€ больше возражать начальству. »м также не нужно больше унижать своих детей или близких. ќни уже свыклись с тем, что были в детстве жертвой, и им теперь не требуетс€ отщепл€ть от своего я сознание этого. ќднако очень многим, к сожалению, ничего другого не остаетс€, и поэтому родители жестоко обращаютс€ с детьми, психиатры - с пациентами, естествоиспытатели - с животными, что никого не удивл€ет и не возмущает. ќпыты, проводимые профессором ”айтом с обезь€нами, считаютс€ научным экспериментом, и никто не видит в этом ничего зазорного. Ќо чем же он в принципе отличаетс€ от доктора ћенгеле, проводившего в ќсвенциме опыты над людьми? ¬едь в "“ретьем рейхе" евреи людьми не считались, и потому его эксперименты не рассматривались как аморальные. „тобы пон€ть, почему ћенгеле со спокойной душой так действовал, достаточно вы€снить, что именно с ним сделали родители. ≈му, конечно, в детстве пришлось столкнутьс€ с жестокостью. я твердо убеждена в том, что его "хорошо воспитывали". ƒумаю, что сам он тоже так полагал.

¬ыбор подход€щих объектов дл€ мести за перенесенные в детстве страдани€ практически неограничен, но собственные дети как нельз€ лучше подход€т дл€ этого. ѕочти во всех педагогических трактатах едва ли не на первой странице подробно описываютс€ методы борьбы с эгоизмом младенца, призванные воспреп€тствовать тому, чтобы он стал тираном, а также указываетс€, какие крайние меры следует предприн€ть в отношении слишком упр€мых маленьких детей. –одители, которых самих когда-то в детстве мучили в соответствии с этими рекомендаци€ми, по вполне пон€тным причинам тороп€тс€ как можно скорее выместить гнев на объекте, замен€ющем им отца-тирана. ¬едь этот объект, как и обезь€ны профессора ”айта, всегда под рукой.

Ќа сеансах психоанализа зачастую вы€сн€етс€, что пациентам кажутс€ чрезмерными их вроде незначительные, но жизненно важные с желани€. «а это они сами себ€ ненавид€т. “ак, например, человек, купивший дом себе, жене и дет€м, не может позволить себе иметь в этом доме отдельную комнату, в которой он мог бы уединитьс€, хот€ этого ему очень хочетс€. Ёто, по его мнению, чрезмерные запросы, "ведь он же не буржуа". Ќо т.к. он буквально задыхаетс€ без своей комнаты, то хочет даже бросить семью и бежать, куда глаза гл€д€т. ∆енщина, после целой серии операций пришедша€ к психоаналитику, считает, что предъ€вл€ет слишком завышенные требовани€ к жизни, т.к. посто€нно хочет от нее большего. ¬ дальнейшем вы€сн€етс€, что вот уже несколько лет она испытывает неудержимое желание покупать все новые и новые плать€, которые ей совершенно не нужны. “ем самым она стремитс€ удовлетворить свое ненасытное желание быть совершенно самосто€тельной. ќказываетс€, в детстве мать посто€нно упрекала ее в том, что у нее завышенные требовани€, заставл€€ ее стыдитьс€ этого. ¬ результате она всю жизнь старалась жить скромно, отказыва€ себе буквально во всем. ќ визите к психотерапевту она сначала даже и не думала. “олько после т€желых операций она пришла на прием. » тут постепенно вы€снилось, что мать посто€нно "выпускала пар", отыгрыва€сь на дочери, ибо не могла одержать победу над отцом-тираном. — самого начала мать возмущенно реагировала практически на любые ее желани€. »з-за этого у девочки любое стремление быть самосто€тельной вызывало лишь чувство вины, которое она тщательно скрывала от матери. —амым страстным ее желанием было отказатьс€ от любых "претензий " и "стать скромной". Ќо одновременно она никак не могла противитьс€ желанию покупать в огромном количестве совершенно ненужные вещи, доказыва€ тем самым, что мать была не так уж неправа в своих обвинени€х. ѕотребовалось много времени и усилий, прежде чем она смогла избавитьс€ от нав€занной ей роли объекта-заменител€ отца. Ќо тут вы€снилось, что эта женщина почти не нуждаетс€ в материальных благах. “еперь она могла спокойно думать о духовных ценност€х, не испытыва€ чувства вины.

ƒанный пример подкрепл€ет следующие тезисы этой главы.

1. ƒаже если ребенок предъ€вл€ет лишь самые элементарные требовани€, мать все равно может считать, что "маленький тиран зашел чересчур далеко в своих претензи€х" и видеть в этом некую опасность. ѕричина этого заключаетс€, например, в том, что она сама в свое врем€ стала жертвой насили€ со стороны родителей.

2. –ебенок может притвор€тьс€ и таким образом "доказать" отцу и матери, что они "правы", став дл€ них олицетворением их собственных родителей-тиранов. ѕри этом у ребенка развиваетс€ ложное я. ќбъ€сн€ть такое поведение ребенка или взрослого воздействием инстинктов и тем более пытатьс€ научить его "не поддаватьс€ инстинктам" - значит игнорировать историю его детства и оставл€ть его наедине с собственными проблемами.

4. Ќе нужно стремитьс€ к "подавлению инстинктов" или к тому, чтобы "инстинкт смерти был сублимирован": если вы€влены истоки агрессивного поведени€ или даже направленности личности на разрушени€ себ€ и других, психическа€ энерги€ сама становитс€ креативной. «десь главное - воздержатьс€ от применени€ любых воспитательных мер.

5. ќсновна€ предпосылка высвобождени€ творческой энергии - это осознание того, что насилие уже в прошлом, и зарождение чувства скорби.

6. Ёто чувство в сочетании с переносом и контрпереносом, примен€емыми психоаналитиком, приводит к изменени€м в структуре психики, а отнюдь не к новым формам социального взаимодействи€. ¬ этом психоанализ отличаетс€ от трансакционного анализа, групповой или семейной психотерапии.

 

ѕраво на знание

 

ќчень важно знать, что во многих случа€х родители жестоко обращаютс€ со своими детьми, не понима€, что твор€т насилие. ѕравда многие, в том числе и психоаналитики, оспаривают это, и потому € считаю необходимым развить свою мысль.

»менно люб€щие родители должны быть заинтересованы в высвобождении из подсознани€ воспоминаний о своем детстве. ≈сли же они ничего не желают знать об этом, значит, они забот€тс€ не о сыновь€х и дочер€х, а лишь о соответствии своих поступков нормам традиционной морали. — малых лет они вынуждены думать об этом и потому не в силах позволить любви к своим дет€м свободно развиватьс€. Ќе испытыва€ любви, они не могут научитьс€ и гуманному отношению к дет€м. ѕринципы "черной педагогики" нашли отражение не только на страницах педагогических трактатов прошлых столетий. (¬ них ее поборники откровенно и вполне сознательно отстаивали свою позицию.) √олоса ее нынешних сторонников звучат гораздо тише, но их вли€ние по-прежнему велико. ќно чувствуетс€ во всех сферах нашей жизни. ѕоэтому его так трудно распознать. ќно подобно смертоносному вирусу, уже в детстве проникающему в наш организм.

ћы часто даже не подозреваем, что без него могли бы жить гораздо лучше и счастливее. ≈сли человек не приходит к психоаналитику, он порой даже не догадываетс€, что ему следовало бы пересмотреть эмоционально окрашенное мировоззрение, унаследованное от родителей в первые детские годы. (¬спомним в этой св€зи о сыне христианского миссионера, ставшего отцом господина ј., о котором € рассказывала в главе "Ќасилие в бархатных перчатках". ќтец господина ј. желал своему сыну только добра и обладал незаур€дным интеллектом, однако так и не смог разобратьс€ в истории своего детства.)  аких бы демократических убеждений мы ни придерживались, дискриминаци€ детей по-прежнему остаетс€ у нас чем-то само собой разумеющимс€. ќпыт детских лет не позвол€ет нам по-другому смотреть на эту проблему. “ем более что определенные представлени€ укоренились в подсознании, что полностью гарантирует их неизменность.

≈ще более укрепл€ет возникшую установку следующее обсто€тельство. ” большинства взрослых есть дети, с которыми они проделывают то же самое, что с ними в свое врем€ делали их родители. ”знав впоследствии, что наибольший вред ребенку наноситс€ в результате использовани€ этих методов в самом нежном возрасте, они испытывают мучительное чувство вины. ƒл€ людей, воспитанных в духе "черной педагогики", невыносима даже мысль о том, что они оказались далеко не прекрасными родител€ми. Ёто значит, что они совершили ошибку. Ќо ведь они в долгу перед глубоко почитаемыми родител€ми, а те, в свою очередь, об€зали их не допускать ошибок. ѕоэтому они не могут внутренне прин€ть новое знание и с еще большим рвением продолжают отстаивать традиционные методы воспитани€. ќни по-прежнему утверждают, что подавление чувств, неукоснительное выполнение своих об€занностей и послушание - залог честности и пор€дочности и что если ребенок заставл€ет себ€ "стиснуть зубы", то это вполне нормально. ѕоэтому они изгон€ют в подсознание любую информацию об ощущени€х, испытанных в первые годы жизни.

Ќо ведь правдивую информацию иногда получить очень легко. ƒостаточно понаблюдать за тем, как растут современные дети в тех семь€х, где им предоставл€ют относительно большую свободу, чтобы узнать о подлинных законах внутреннего мира, скрытых от старшего поколени€. ¬озьмем лишь один пример.

Ќа детской площадке стоит молода€ мать, за ноги которой с душераздирающим плачем цепл€етс€ трехлетн€€ ћарианна. ќна не хочет играть с другими детьми. я захотела вы€снить причину, и ее мать с полным пониманием и сочувствием объ€снила, что они не встретили на вокзале отца. ѕриехал только отец »нгрид, другой девочки. я сказала: " онечно, жаль, представл€ю, как ты была огорчена!" ƒевочка посмотрела на мен€, слезы еще катились по ее щекам, но через минуту она уже смотрела на других детей и вскоре весело носилась вместе с ними. ќна действительно была сильно огорчена, но поскольку ей разрешили открыто выразить свое чувство, оно быстро сменилось гораздо более радостным ощущением.

≈сли человек, наблюдавший эту сцену, достаточно честен перед самим собой, он будет способен извлечь из нее урок, и тогда он очень опечалитс€. ќн спросит себ€: стоило ли ему столько раз жертвовать собой? ¬едь гнев и душевна€ боль быстро проход€т, если только их не сдерживать. Ќужно ли всю жизнь боротьс€ с такими чувствами, как зависть и ненависть, если в итоге они лишь глубоко укорен€ютс€ в твоей душе? ћожет быть, не стоит прилагать такие усили€ дл€ того, чтобы научитьс€ "владеть собой?" ћожет быть, пресловута€ "уравновешенность", в сущности, есть не что иное, как эмоциональное обнищание, а вовсе не "достоинство, высоко ценимое обществом"?

Ќе исключено, что человек, наблюдавший за описанной выше сценой и ранее так гордившийс€ своим самообладанием, теперь придет в €рость, ибо поймет, что его лишили возможности свободно выражать свои чувства, превращение €рости в скорбь разорвет заколдованный круг, в который его загнал синдром нав€зчивого повторени€. ≈сли человека приучали быть стойким и мужественным, то он никогда не воспримет на эмоциональном уровне бессмысленность самопожертвовани€, которое таит в себе опасность отмщени€ представител€м более молодого поколени€. Ќо тот, кто смог сперва разгневатьс€, а потом оплакать отказ от собственного я, поймет, что и он сам, и его родители были принесены в жертву "черной педагогике", и уже никогда не будет жестоко обращатьс€ со своими детьми. —пособность испытать по этому поводу чувство скорби незримой нитью св€жет его с ними.

“о же самое можно сказать и об отношени€х с уже подросшими детьми.  ак-то € беседовала с юношей, который предприн€л уже вторую попытку самоубийства. ќн сказал мне: "ѕосле пубертатного периода € страдаю депрессией, мо€ жизнь не имеет никакого смысла. –аньше € думал, что виной всему учеба, ведь столько вс€кой бессмыслицы приходитс€ изучать. Ќо вот € сдал экзамены, а в душе еще больша€ пустота. Ќо мои депрессии никак не св€заны с детскими переживани€ми, ведь, по словам мамы, у мен€ было счастливое детство и родители обо мне всегда заботились".

„ерез несколько лет мы снова увиделись.   этому времени его мать прошла уже курс лечени€ у психоаналитика. –азница между двум€ этими встречами была огромна€. ћолодой человек про€вил склонность к творчеству не только в профессиональной сфере, но и вообще в жизни, он жил, как требовала его душа. ќн рассказал мне следующее: " огда мама после сеансов психоанализа избавилась от душевного оцепенени€, у нее словно пелена с глаз упала. ќна вдруг пон€ла, что она и отец со мной сделали. ћать начала посто€нно говорить о том, что в детстве они своим воспитанием, в сущности, просто мешали мне жить. ”ж не знаю, то ли она хотела душу облегчить, то ли добивалась, чтобы € ее простил. —перва € даже слушать ее не хотел, уходил от разговоров и вообще дико разозлилс€ на нее. Ќо со временем € пон€л, что она рассказывала мне чистейшую правду. ¬ообще-то, € в глубине души уже знал об этом, но на такое знание был наложен запрет. “еперь, когда у матери нашлись силы выдержать т€жесть прошлого, не приукрашива€, не отверга€ и не искажа€ его, ибо она почувствовала, что когда-то сама была жертвой, € также смог впустить в сознание эмоционально окрашенные воспоминани€ о своем прошлом. ” мен€ сразу полегчало на душе, ведь не нужно было больше строить иллюзий. Ќо самое удивительное состоит в том, что теперь, когда € узнал, какие ошибки допустили отец и мать в процессе моего воспитани€, к матери € стал относитьс€ гораздо лучше и любить ее гораздо сильнее. ќна стала мне значительно ближе, представ передо мной обыкновенным человеком, которому свойственно ошибатьс€, а не ангелом во плоти. ƒа и € сам стал в отношени€х с ней честен и чувствовал себ€ намного свободнее. ¬едь не нужно было больше напр€гатьс€ во им€ ложных целей. ≈й же, в свою очередь, уже не требовалась показна€ любовь дл€ сокрыти€ чувства вины, не нужно было больше указывать мне, как себ€ вести. ” нас словно гора с плеч свалилась. ќна ведет себ€ естественно и € живу, как мне хочетс€, начал радоватьс€ жизни, и дл€ этого мне не нужно было проходить курс психоанализа. Ќо теперь € уже никогда не скажу, что попытки суицида не имели никакого отношени€ к моему детству. Ќо тогда € не мог, не имел права это понимать и поэтому чувствовал себ€ совершенно беспомощным".

ћолодой человек описывает здесь ситуацию, порождающую у многих душевные заболевани€. “еперь уже точно известно, к чему приводит запрет на подлинные знани€ о своем детстве. ƒжон Ѕоулби в монографии под характерным названием: "ќ том знании, которым ты, как ожидаетс€, не владеешь и о чувствах, которые ты, как многие думают, не испытываешь" (Boulbi, 1979) обобщил свой опыт лечени€ пациентов, страдавших соматическими заболевани€ми, синдромом нав€зчивого повторени€, неврозами и психозами. ¬ этом труде он приходит к выводам, которые созвучны моим.

¬ св€зи с приведенным мной выше примером € сделала дл€ себ€ весьма поучительный вывод. ќказываетс€, что даже в самых т€желых случа€х молодым люд€м можно не обращатьс€ к психоаналитику, если родители сами готовы разрушить стену молчани€ и сказать своему уже подросшему ребенку, что симптомы его заболевани€ вовсе не плод его больного воображени€ и по€вились они вовсе не в результате физического или умственного перенапр€жени€, воздействи€ низкопробной литературы или дурной компании, да и слишком изнеженный организм или инстинкты здесь также ни при чем. ≈сли эти родители не будут больше судорожно подавл€ть в себе чувство вины, отчего в итоге страдает их ребенок, а научатс€ трезво оценивать свое прошлое, то и их дети смогут внутренне прин€ть знание о своем детстве. ќно теперь будет незримо присутствовать в их жизни. Ёмоциональное знание и "телесна€ пам€ть" спокойно уживутс€ с рассудочным знанием. ќплаканное прошлое объедин€ет детей и родителей - это известно лишь немногим, ибо далеко не все способны пойти на риск и вникнуть в свое прошлое. Ќо там, где это оказалось возможным, уже не слышны голоса педагогов: на смену им приходит подлинное знание жизни.

 

 

ѕослесловие

 

ѕосле того как рукопись этой книги была готова и отослана в издательство, у мен€ состо€лс€ разговор о проблемах воспитани€ с молодым коллегой, которого € очень ценю. ѕо мнению отца двоих детей, очень чуткого человека, психоаналитики, к сожалению, так до сих пор не разработали методические указани€ дл€ педагогов, призванные сделать воспитание более гуманным. я высказала сомнение относительно самой возможности гуманной педагогики как таковой, т.к. на основании достаточно богатого опыта убедилась, что даже самые утонченные формы педагогического воздействи€ представл€ют собой манипулирование людьми. я объ€снила коллеге, что, на мой взгл€д, любое воспитание совершенно излишне, если р€дом с ребенком с раннего детства посто€нно находитс€ человек, позвол€ющий ему спокойно выражать свои чувства. –ебенок не должен бо€тьс€ потер€ть его, если он будет откровенным с ним (об этом и писал ¬инникотт). ≈сли к ребенку относ€тс€ с уважением, он может без вс€кой санкции воспитател€ самосто€тельно постигать как свой внутренний, так и окружающий мир. ћой собеседник полностью согласилс€ со мной, однако за€вил, что дл€ родителей очень важно получить конкретные рекомендации. “огда € высказала мысль, более четко сформулированную в моей книге в главе "—крыта€ логика абсурдного поведени€": "≈сли родител€м удаетс€ отнестись к своему ребенку с тем же уважением, с каким они относились к собственным родител€м, тогда не нужно будет заботитьс€ о развитии его способностей. ќн все сделает сам".

ћой коллега рассме€лс€, а затем, помолчав немного, серьезно сказал: "Ќо это же невозможно"... "ѕочему?" - спросила €. "ѕотому... потому, что дети не предъ€вл€ют к нам требований и не гроз€т нам в случае жестокого обращени€ уйти из дома. ј даже если они и выскажут такую угрозу, мы знаем, что они ее никогда не исполн€т..."  оллега снова замолчал, а потом добавил: "«наете, € вот сейчас спрашиваю себ€, а может быть, то, что мы называем педагогикой, есть способ осуществлени€ власти, и, может, лучше не ломать голову, выдумыва€ новые методы воспитани€, а больше писать о скрытых способах осуществлени€ власти?" "»менно это € и попыталась сделать в своей книге", - ответила €.

“рагизм судьбы "воспитанного" человека заключаетс€ в следующем: даже в зрелом возрасте он не способен пон€ть, каким образом им манипулировали в детстве и как он теперь манипулирует своим ребенком. Ёто обсто€тельство хорошо используют всевозможные государственные и общественные институты и в особенности тоталитарные режимы. ¬ наш век открылись возможности дл€ использовани€ психологии дл€ подчинени€ как отдельных людей, так и целых народов. ѕорой она выступает как оружие, как инструмент власти. » совершенно неважно, какими терминами это маскируетс€ - "воспитание" или "психотерапи€". ¬едь за неудержимым желанием захватить власть над людьми и использовать ее в своих корыстных интересах обычно скрываетс€ стремление не дать прорватьс€ в сознание ощущению собственного бессили€, поэтому бесполезно взывать к морали и нравственности людей, использующих психологию во зло.

≈сли в "“ретьем рейхе" сумели применить достижени€ технического прогресса дл€ массовых убийств, то в наше врем€ компьютерную технику и кибернетику вполне можно с успехом использовать дл€ широкомасштабного уничтожени€ души человека: открывают большие возможности, чем интуитивна€ психологи€. я не знаю, какими средствами можно изменить ситуацию. ѕсихоанализ также не исключение, есть реальна€ опасность использовани€ его в учебных заведени€х в цел€х манипулировани€ сознанием воспитанников. Ќа мой взгл€д, единственное, что еще можно сделать, - это помочь человеку, подвергающемус€ манипул€ции, определитьс€ в своих ощущени€х, пон€ть, что с ним делают, чтобы он в дальнейшем уже сознательно противосто€л угрозе духовного порабощени€.

Ќе секрет, что не психологи, а писатели первыми поднимают те или иные прежде запретные темы. «а последние дес€ть лет по€вилось множество публикаций автобиографического характера, в которых прослеживаетс€ довольно любопытна€ тенденци€. ќказываетс€, чем моложе автор, тем менее он склонен идеализировать своих родителей. ѕредставители послевоенного поколени€ готовы не только разумом прин€ть правду о своем прошлом, но и справитьс€ с горечью, возникающей в результате его анализа. Ќи тридцать, ни даже двадцать лет назад невозможно было описать родителей так, как это, например, сделали в своих книгах  ристоф ћекель (1980), Ёрика Ѕуркарт (1979),  арин Ўтрук (1975), –ут –еман (1979), Ѕригитта Ўвайгер (1980). —юда € также отношу составленные Ѕарбарой ‘ранк и ћарго Ћанге документальные сборники, вышедшие в 1979 г. Ёто внушает мне определенный оптимизм. я очень надеюсь, что мы на правильном пути, на дороге к истине. ќдновременно € еще раз убедилась, что даже незначительный отход от педагогических принципов способен принести плоды. Ёто хорошо видно на примере писателей, от которых, как известно, наука всегда отстает.

¬ то самое врем€, когда писатели, пон€в все значение детских лет, гневно разоблачают губительные последстви€ воспитательного процесса, представл€ющего из себ€ фактически процесс осуществлени€ власти, студентов психологических факультетов университетов на прот€жении четырех лет продолжают приучать рассматривать человека как механизм. ≈сли вспомнить, сколько времени и сил ими было затрачено на то, чтобы, упуска€ последний шанс юношеских лет, сдерживать, использу€ научные доводы, особенно бурные в этом возрасте порывы чувств, вр€д ли стоит удивл€тьс€ тому, что люди, привыкшие к самопожертвованию, с легкостью жертвовали своими пациентами, ибо считали их не самосто€тельными творческими личност€ми, а всего лишь инструментом своего интеллекта. јвторы многих "научных" публикаций, посв€щенных проблемам психологии, своим рвением и стремлением к последовательному самоуничтожению напоминают офицера из новеллы  афки "¬ исправительной колонии", а наивный и доверчивый заключенный схож с современным студентом, думающим, что от него в университете требуют только труд, но не душу.

√ромко за€вившие о себе в начале нашего века экспрессионисты - как писатели, так и художники - гораздо лучше разбирались в неврозах (во вс€ком случае, подсознательно), чем почтенные профессора психиатрии, они рассказали о них в своих произведени€х. “е лишь бестолково смотрели на истеричных пациенток, не понима€, что причиной их болезненного состо€ни€ €вл€ютс€ перенесенные в детстве психические травмы. ‘рейд сделал доступной дл€ психиатров бессв€зную речь пациентов и получил за это не только благодарность, но и непри€знь, ибо отважилс€ коснутьс€ запретной темы.

ƒетей, понимающих, что с ними обращаютс€ жестоко, обычно наказывают за это понимание, и последстви€ применени€ карательных мер бывают настолько серьезными, что, даже повзрослев, дети предпочитают не ворошить прошлое. ќднако многие не смогут окончательно избавитьс€ от горестных воспоминаний, и потому все же есть надежда, что, несмотр€ на превращение психологии в своеобразную отрасль технических знаний, далеко не все сферы нашей жизни станут похожи на описанную  афкой исправительную колонию. ¬едь душу человека нелегко уничтожить, и она в любой момент может воскреснуть, пока живо его тело.

 

Ћитература

 

Aries Philippe (I960), Geschichte der Kindheit. Munch en; Wien: Hanset.

Bowlby John (1979), On knowing what you are not supposed to know and feeling what you are not supposed to feel // Journal of the Canadien Psychiatrie Association.

Braunmtihl Ekkehard von (1978), Zeit fur Kinder. Frankfurt: Fischer - (1976); Antipadagogik. Weinheim; Basel: Beltz.

Bruch Hilde (1980), Der goldene Kafig, Rutsel der Magersucht. Frankfurt: Fischer.

Burkart Erika (1979), Der Weg zu den Schafen. Zurich: Artemis F., Christiane (1979), Wir Kinder vom Bahnhof Zoo / Hrsg. von Kai Hermann und Horst Rieck. Hamburg: Stern-Buch.

Fest Joachim (1978), Hitler. Band I. Berlin: Ullstein - (1963), Das Gesicht des Dritten Reiches. Munchen: Piper.

Frank Barbara (1979), Ich schaue in den Spiegel und sehe meine Mutter. Hamburg: Hoffmann & Campe.

Handke Peter (1972), Wunschloses Ungluck. Salzburg: Residenz.

Heiden Konrad (1936), Adolf Hitler. Wien: Europa.

Heifer Ray E.,  етре C. Henry (Hrsg.) (1979), Das geschlagene Kind. Frankfurt: Suhrkamp (stw 247).

Hob Rudolf (1963), Kommandant in Auschwitz / Hrsg. von Martin Broszat. Munchen: dtv Dokumente.

Jetzinger Franz (1957), Hitlers Jugend. Wien: Europa.

Kestenberg Judith (1974), Kinder vontiberlebenden der Naziverfolgung// Psyche 28, S. 249-265.

Klee Paul (1957), Tagebucher. K6ln: DuMont.

Krtill Marianne (1979), Freud und sein Vater. Munchen: Beck.

Lange Margot (1979), Mein Vater. Frauen erzahlen vom ersten Mann ihres Lebens. Reinbek: Rowohlt.

Mause de Lloyd (1977), H6rt ihr die Kinder weinen. Frankfurt: Suhrkamp - (1979), Psychohistory. Ober die Unabhangigkeit eines neuen Forschungsgebietes// Kindheit 7, S. 51-71.

Meckel Cbristopb (1979), Suchbild. Ober meinen Vater. Diisseldorf: Ciaassen. Miller Alice (1979), Das Drama des begabten Kindes und die Suche nach dem wahren Selbst. Frankfurt: Suhrkamp.

Moor Paul (1972), Das Selbstportrat des Jiirgen Bartsch. Frankfurt: Fischer (Fischer bucherei 1187).

Niederland William G. (1980), Folgen der Verfolgung. Frankfurt: Suhr-kamp. Olden Rudolf (1935), Adolf Hitler. Amsterdam: Querido.

Platb Sylvia (1975), Briefe nach Hause. Munchen: Hanser - (1978); Die Glasglocke. Frankfurt: Suhrkamp.

Rauscbning Hermann (1973), Gespruche mit Hitler. Wien: Europa.

Rutschky Katharina (Hrsg.) (1977), Schwarze Padagogik. Berlin: Ullstein.

Scbatzman Morton (1978), Die Angst vor dem Vater. Reinbek: Rowohlt.

Scbwaiger Brigitte (1980), Lange Abwesenheit. Wien; Frankfurt: Zsolnay.

Stierlin Helm (1975), Adolf Hitler, Familienperspektiven. Frankfurt: Suhrkamp.

Struck Karin (1973), Klassenliebe. Frankfurt: Suhrkamp; Die Mutter. Frankfurt: Suhrkamp.

Theweleit Klaus (1977), Mannerphantasien. Frankfurt: Roter Stern.

Toland John (1977), Adolf Hitler. Bergisch; Gladbach: Lubbe.

Zenz Gisela (1979), Kindesmifihandlung und Kindesrechte. Frankfurt: Suhrkamp.

Zimrner Katharina (1979), Das einsame Kind. Munchen: Kosel.

 

 


[1]ќхотничий замок √еринга примерно в 60 км от Ѕерлина, названный так в честь его первой жены, - ѕрим. пер.

 

[2]ѕочетное звание членов Ќ—ƒ–ѕ, вступивших в нее до 1933 г. - ѕрим. пер.

 

[3]ќдин из приближенных √итлера, президент сената ƒанцига, еще до начала ¬торой мировой войны разочаровавшийс€ в нацизме и эмигрировавший в Ўвейцарию.

 

[4]“ак на «ападе прин€то называть массовое уничтожение евреев в годы ¬торой мировой войны.

 

[5]“ак назывались немцы, проживавшие на территории фашистской √ермании в границах 1938 г. - ѕрим. пер.

 

[6]Ѕывший начальник √енерального штаба, в результате государственного переворота в июле 1943 г. сменивший ћуссолини на посту премьер-министра и 8 сент€бр€ объ€вивший о капитул€ции »талии. - ѕрим. пер.

 

[7] олумбийский св€щенник, примкнувший впоследствии к партизанской группировке маоистского толка. - »рин. пер.

 

[8]√овор€щее им€; в переводе с немецкого: "€ хочу". - ѕрим. пер.

 

[9]—вой вывод € сделала на основании многолетнего психоаналитического опыта и была просто поражена, обнаружив в необычайно увлекательной книге ћарианны  рюлл (Marianne Kriill, 1979) почти полное совпадение ее взгл€дов с моими. ћарианна  рюлл - социолог, стрем€ща€с€ найти на практике подтверждение своим теоретическим выкладкам. ќна специально съездила в город ‘рейберг, где родилс€ ‘рейд, и довольно долго сто€ла в его маленькой комнате, пыта€сь представить и пон€ть, какие ощущени€ копились тогда в сознании маленького «игмунда.

 

[10]Zoo - сокращенное название центрального берлинского вокзала Zoologischer Garten. - ѕрим. пер.

 

[11]¬ книге ¬иль€ма Ќидерланда "ѕоследстви€ преследовани€" (William G. Niederland. Folgen der Verfolgung, 1980) с точки зрени€ психиатра весьма убедительно показана ситуаци€, когда бывший заключенный сталкиваетс€ с полнейшим непониманием со стороны окружающих.

 

[12]ќба брата носили одну и ту же фамилию, но в метрических книгах она была записана по-разному. Ёто св€зано с особенност€ми немецкой орфографии и немецкого произношени€. - ѕрим. пер.

 

[13]√ражданский чин в јвстро-¬енгрии.

 

[14]¬ изданном –эй ’ельфер и √енри  емпе в 1979 г. сборнике статей (Ray ≈. Heifer, —. Henry Kempe, "Das geschlagene Kind") содержитс€ множество глубоких и эмоционально написанных статей о мотивах ист€зани€ именно младенцев.

 

[15]¬о врем€ чтени€ корректуры € узнала, что два семейных журнала также решились на столь смелый шаг.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 326 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

776 - | 684 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.117 с.