Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ильви€ ѕлат и запрет на выражение чувств




 

“ы хочешь знать, зачем пишу €?

» нравитс€ ли мне?

» есть ли смысл?

 онечно, есть,

ј как же может быть иначе?

¬едь € пишу,

Ћишь голосу души своей подвластна,

„то хочет говорить.

- —ильви€ ѕлат

 

 

Ћюбой человек в своей жизни часто оказываетс€ в состо€нии фрустрации. ¬ детстве по-другому тоже не могло быть: даже сама€ лучша€ мать не способна удовлетворить все желани€ и потребности ребенка. Ќо причиной психических расстройств €вл€етс€ не столько сама фрустраци€, сколько запрет родителей на про€вление отрицательных эмоций, которые ей вызваны, его причина - желание родителей защитить свою психическую сферу. ¬зрослый может конфликтовать с √осподом Ѕогом, бросать вызовы судьбе, власт€м, обществу, если ему кажетс€, что его обманывают, игнорируют, несправедливо наказывают или предъ€вл€ют к нему чрезмерные требовани€. –ебенок же не имеет права протестовать. ќн об€зан жить в мире со своими богами - родител€ми и педагогами,- скрывать свое подлинное внутреннее состо€ние и вплоть до зрелого возраста не позвол€ть эмоци€м выплескиватьс€ из глубин подсознани€. ¬ результате эмоциональна€ разр€дка все же наступает, но в извращенной форме: здесь и насилие над собственными детьми, осуществл€емое с помощью педагогических методов, и психические заболевани€ различной степени т€жести, и наркомани€, и алкоголизм, и жестокие преступлени€, и, наконец, самоубийство.

Ќаиболее удобной и безопасной дл€ общества формой эмоциональной разр€дки €вл€етс€ литературное творчество, т.к. зан€тие им не порождает чувства вины: от лица выдуманного персонажа можно упрекать любого и выдвигать любые обвинени€. ќсобенно хорошо это видно на таком €рком примере, как жизнь —ильвии ѕлат. —луша€ рассказы о ней, чита€ ее стихи и письма, не только ощущаешь жажду де€тельности, котора€ ей была свойственна, но и понимаешь, в состо€нии какого чудовищного стресса она находилась все врем€. ќна очень много работала, не дела€ себе поблажек. ≈стественно, что ее мать, говор€ о самоубийстве дочери, подчеркивала именно этот фактор, т.к. матери детей, совершивших последний шаг, обычно стрем€тс€ объ€снить все чисто внешними обсто€тельствами. ѕодспудно они ощущают вину, и это мешает им по-насто€щему ощутить горечь утраты.

∆изнь —ильвии ѕлат была не т€желее жизни многих миллионов людей. ѕравда, из-за чрезмерной чувствительности —ильви€ гораздо сильнее страдала от периодически возникавших фрустраций, но и в минуты радости испытывала гораздо более €ркие ощущени€. Ќо в отча€ние она приходила вовсе не из-за этого, а потому, что не с кем было поделитьс€ своими горест€ми. ¬ письмах к матери она увер€ла, что у нее все в пор€дке. ѕодозрение, что мать просто отказалась публиковать другие письма, едва ли оправданно. ¬едь —ильви€ не могла написать других писем, полага€, что мать нуждаетс€ в оптимизме дочери, который должен подтверждать правильность ее жизненной позиции, если же дочь откровенно поделитс€ в письмах своими бедами и печал€ми, то мать просто умрет. ≈сли бы —ильви€ могла открыто высказать в письмах свое негативное отношение к матери и за€вить, что в жизни у нее далеко не все благополучно, она бы никогда не покончила с собой. ≈сли бы мать осознала, что никогда не понимала дочь, фактически оказавшуюс€ на краю пропасти, и испытала скорбь в этой св€зи, то она никогда бы не издала сборник писем дочери. ¬едь тогда изданные ею самой письма доставили бы ей невыносимую боль. Ќо јурели€ ѕлат испытывала чувство вины, и письма призваны были доказать, что она невиновна. ѕримером такого самооправдани€ €вл€етс€ следующий фрагмент из ее предислови€:

"—ледующее стихотворение —ильви€ написала в 14 лет. ќна рисовала натюрморт, и когда закончила рисунок, то сразу же показала его нам. ”оррел, √рэмми и € были просто поражены. “ут в дверь позвонили, √рэмми сн€ла фартук, машинально бросила его на картину и пошла открывать дверь. ”видев, что весь рисунок смазалс€, √рэмми чуть не заплакала, но —ильви€ сказала ей: "Ќе бери в голову, € сделаю все заново". ¬ тот же вечер она впервые написала стихотворение с трагедийным подтекстом "я думала, что € неу€звима", которое и было инспирировано описанным событием.

 

я думала, что € неу€звима,

„то боль мен€ боитс€,

—традание мне чуждо,

ƒуша мо€ свободна,

—ловно птица.

ј солнце грело в марте - просто чудо!

» мысль мо€, лилово-золота€,-

ќ радости!

 

Ќо и об острой сладкой боли,

„то с радостью повенчана навеки,

Ќе забываю.

ƒуша мо€ взмывает выше чайки

¬ прозрачные просторы поднебесь€,

 рылом каса€сь купола небес -

ќт легкости полета мир прекрасен,

 ак песн€.

( ак слабо все же сердце человека -

“о лихорадочно трепещет, бьетс€,

“о, словно чуткий музыкальный инструмент,

—текл€нным звоном плачет, то смеетс€.)

 

¬друг мир стал серым,

будто дождь осенний,

» счастье улетело в никуда.

» пустота, щем€ща€, глуха€,

∆естоко мен€ за руки хватала -

» тогда -

–азорваны серебр€ные нити, » небосвод разбилс€ золотой...

» руки, что мен€ давно хранили,

«астыв, рыдали от такой потери, от боли той.

( ак слабо все же сердце человека -

Ќо мудрости итог в своих глубинах пр€чет,

 ак инструмент, звучит и как кристалл, сверкает,

“о, раду€сь любви, безудержно смеетс€, то плачет.)

 

ћистер  рокет, обучавший —ильвию английскому €зыку, показал стихотворение одному из своих коллег, который сказал: "ƒаже не веритс€, что такое юное создание способно на такие переживани€".  огда € передала эти слова —ильвии, она шаловливо улыбнулась и сказала: "ѕусть каждый толкует стихотворение на свой манер. Ёто его право" (Plat, 1975, S.28).

≈сли такой чрезмерно эмоциональный ребенок, как —ильви€, чувствует, что дл€ ее матери жизненно важно считать, что причиной страданий дочери стала нелепа€ истори€ с натюрмортом, а не разрушение подлинного я девочки, лишенной возможности в разговоре с матерью выразить свои подлинные переживани€, она будет тщательно скрывать от нее свои подлинные ощущени€. ѕосле прочтени€ писем —ильвии начинаешь это понимать. —троки стихотворени€ "—текл€нный колокол " (1978) позвол€ют почувствовать подлинное я —ильвии, погибшее в результате ее самоубийства. ј вот мнимому я мать воздвигла пам€тник, издав книжку писем дочери.

ѕосле прочтени€ этих писем становитс€ €сно, что такое суицид. ¬ р€де случаев это единственно возможный способ выражени€ своего подлинного я. ћногие родители поступают так же, как и мать —ильвии ѕлат. ќни отча€нно пытаютс€ вести себ€ "правильно", и поведение их детей должно подтвердить, что они хорошие родители. ќни пытаютс€ "правильно воспитывать детей", т.е. давать им не слишком мало и не слишком много, стрем€тс€ к тому, чтобы дети были послушными, чтобы у них выработалось чувство долга. Ќо тем самым они лишают себ€ возможности пон€ть, что творитс€ в душах их детей. ќ какой эмпатии может идти речь, когда € всецело одержима желанием быть только хорошей матерью и не думаю больше ни о чем! ≈стественно, ребенок не может встретить у такой матери никакого сочувстви€. ¬от несколько примеров неправильного поведени€ родителей.

«ачастую родители упорно не замечают фрустрации ребенка, т.к. их самих с детства приучили не воспринимать это состо€ние всерьез. Ќо иногда они просто делают вид, что ничего не замечают, искренне полага€, что это лишь на пользу ребенку.

ѕорой они пытаютс€ убедить его не верить собственным глазам и ощущени€м и ни в коем случае не полагатьс€ на опыт первых детских лет. ќни думают, что дети, узнав правду, будут страдать нервными расстройствами, но не понимают, что неврозы возникают именно из-за невозможности узнать правду. ¬от один пример: младенца, который из-за врожденной патологии не может сам сосать грудь, св€зывали по рукам и ногам и кормили насильственно. ћать затем из самых лучших побуждений скрывала эту "тайну" от своей взрослой дочери. Ќо ведь подсознательно дочь всегда помнила о способе кормлени€, напоминавшем пытку, и это не могло не найти выражени€ в симптомах расстройства ее психики.

“аким образом, если первый тип материнского поведени€ обусловлен вытеснением детских эмоций в подсознание, то второй - нелепыми представлени€ми о возможности исправить прошлое, умалчива€ о нем.

¬ первом случае мать руководствуетс€ принципом "этого не может быть потому, что этого не может быть никогда", а во втором - "если не говорить об этом, значит, этого никогда не было".

„резмерно эмоциональный ребенок подобен глине в руках скульптора и всей душой воспринимает родительские заповеди. ≈го можно заставить приспособитьс€ к чему угодно, но есть некий фактор, который родители подчинить себе не могут. я бы назвала его телесной пам€тью. ќн выражаетс€ в телесных недугах, ощущени€х и иногда во снах. ѕсихопати€ и неврозы - друга€, непон€тна€ дл€ окружающих форма выражени€ истинного душевного состо€ни€. Ёти заболевани€ крайне обременительны как дл€ самого больного, так и дл€ общества в целом. Ќо ведь естественные реакции ребенка на жестокое обращение были когда-то обременительны дл€ родителей.

я уже неоднократно подчеркивала, что опасна не сама душевна€ травма, а вытесненные в подсознание чувство отча€ни€, которое возникает из-за невозможности рассказать о своей боли. ¬едь запрещаетс€ не только про€вл€ть, но даже испытывать такие чувства, как гнев, €рость, отча€ние, горечь, нельз€ естественно реагировать на унижени€ и оскорблени€. “ем самым очень многих можно довести до самоубийства, поскольку без выражени€ подлинного я жизнь тер€ет вс€кий смысл. –азумеетс€, родителей также нельз€ ни к чему принуждать и 8 заставл€ть переносить то, чего они вынести не могут. ќднако нужно с посто€нно внушать им следующую мысль: причиной душевных заболеваний детей €вл€ютс€ отнюдь не сами страдани€, а вытеснение вызванных ими ощущений в подсознание ради душевного спокойстви€ родителей.

‘рустраци€ - не позор и не €д. ¬ызванна€ ею душевна€ боль - вполне естественна€ человеческа€ реакци€. Ќо если на выражение чувств горечи налагаетс€ вербальный или невербальный запрет или в соответствии с принципами "черной педагогики" воспитатели примен€ют насилие, чтобы воспреп€тствовать выражению этого чувства, то тем самым человеку не дают возможность развиватьс€ естественным путем и создают предпосылки дл€ возникновени€ у него нервных и психических заболеваний. ћы помним, что јдольф √итлер с гордостью рассказывал, что ему однажды удалось, ни разу не вскрикнув и не заплакав, сосчитать, сколько ударов нанес ему отец. ќн утверждал, что отец оценил его стойкость и никогда его больше не бил. я думаю, что так быть не могло, и јдольф √итлер просто выдавал желаемое за действительное. ¬едь јлоиз бил сына вовсе не потому, что его раздражало поведение јдольфа. Ќа насилие его толкало сохранившеес€ с детства в подсознании чувство униженности, которое он раньше не мог открыто выразить. “о есть √итлер просто фантазирует. ќн утверждает, что, начина€ с определенного момента, больше не подвергалс€ побо€м, и это не случайно. ¬ этот момент ему удалось "задавить " в себе душевную боль, и он отождествил себ€ с насильником-отцом. ћногие мои пациенты сначала также не могут припомнить, что происходило с ними в детстве, и лишь после "пробуждени€ чувств" пам€ть о детских годах "возвращаетс€".

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

563 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.