1 Такой взгляд на вещи целиком совпадает с точкой зрения йогов. Для сравнения см. книги Йога Рамачараки "Основной Курс Философии Йогов", "Хатха-Йога" и др. Свами Вивекананда любил повторять: "Тело есть мысль в действии." (Й.Р.)
2 Такой подход, разумеется, целиком совпадает с трактовкой этого вопроса йогами. И мы пользуемся случаем ещё раз подчеркнуть идеологическую общность Йоги и Спиритизма. (Й.Р.)
3 "Спиритское Обозрение" ("Revue Spirite"), март 1869, стр. 65. (А.К.)
4 См. об этом "Книгу Духов", NN 443-444. (А.К.)
5 См.выше, глава VI, §92, слова Иезекииля. (А.К.)
6 Постоянное - синоним вечного. Говорят: "граница вечных снегов", "вечные льды полюсов"; говорят также - "постоянный секретарь академии", но это не значит, что он будет им постоянно, а только на неопределённое время. "Вечно" и "постоянно", стало быть, употребляются в смысле неопределённости. Поэтому можно сказать, что муки вечны, если не подразумевается ограничение их продолжительности. Оне вечны для духа, который не видит им конца. (А.К.)
7 Необходимость исправления есть принцип строгой справедливости, который можно рассматривать как настоящий закон восстановления нравственности духов. Это доктрина, которую ещё не провозглашала наша религия.
Тем не менее многие её отвергают, потому как они находят более удобной возможность загладить свои дурные дела простым раскаянием, которое не стоит ничего, кроме слов; их добрая воля, благодаря нескольким обрядам, считать себя свободным от долгов: позднее сами увидят, достаточно ли этого. Можно их спросить, не освящён ли тот же самый принцип законом человеческим, и может ли быть справедливость Божия ниже человеческой? Представьте себе человека, который, злоупотребив Вашим доверием, разорив Вас, ограничился бы выражением своего сожаления, не исполнив при том долга честного человека.
Когда обязанность исправления внедрится в верования большинства, оно будет уздою неизмеримо более могущественною, чем ад и вечные мучения, потому что оно касается живых интересов жизни и потому что тогда человек поймёт смысл тех тяжёлых условий, в которых он находится. (А.К.)
8 См. главу VI, "Чистилище", §60 и далее; и ниже во второй части главу VIII, "Земные искупления", а также "Евангелие от Спиритизма", главу V, "Блаженны страждущие". (А.К.)
Глава Восьмая
АНГЕЛЫ
Ангелы по учению Церкви - Опровержение - Ангелы по учению Спиритизма
Ангелы по учению церкви
§96. Все религии под различными наименованиями признают существование ангелов, как высших созданий - посредников между Богом и людьми. Но матерьялизм, отвергая существование духа вне органической жизни, естественно относит это верование к числу фикций или аллегорий. Верование в ангелов составляет существенный догмат Церкви, и вот как она их определяет. 1
§97. "Мы твёрдо верим, говорит Вселенский и Экуменический Собор, 2 что есть только один истинный Бог, вечный и бесконечный, который в начале времён создал всё из ничего и сотворил как духовные, так и телесные существа: ангельское и земное, а потом образовал, как среднее между ними, природу человеческую, состоящую из духа и плоти.
Таков, согласно вере, Божественный план творения, план величественный и полный, вполне подобающий вечной мудрости. Задуманный таким образом он представляет нашим мыслям бытие во всех степенях и всевозможных условиях. В высших сферах является существование чисто духовное; в низших - жизнь чисто матерьяльная, в середине же - чудное соединение двух субстанций и совместная жизнь разумной души и органического тела.
Душа наша по природе своей проста и неразделима, но она ограничена в своих способностях. Совершенство, о котором мы имеем понятие, приводит нас к мысли, что возможны другие существа, столь же простые как и наша душа, но превосходящие её по своим качествам и преимуществам. Наша душа велика и благородна, но она связана с материей, нуждается в хрупких органах и ограничена в своей деятельности и своём могуществе. Почему же не быть другим созданиям, ещё более высоким и избавленным от этого рабства и этих пут и одарённых большею силою и более обширной деятельностью? Прежде, чем Бог поместил на земле человека, чтобы он служил Ему, познавал и любил Его, не должен ли Он был призвать другие существа для поклонения и восхваления Его в чертоге Его небесной славы? Неудивительно, что Бог, от руки человека получающий дань восхваления земного мира, из рук ангелов принимает фимиам и молитвы людей. Если бы ангелы не существовали, то великий труд Создателя не был бы увенчан совершенством и мир, долженствующий свидетельствовать о Его Всемогуществе, не был бы венцом Его мудрости; тогда разум наш, как он ни слаб и ни хрупок, мог бы представить себе нечто более совершенное и более законченное.
На каждой странице Ветхого и Нового Завета, в благочестивых воззваниях или в изложении исторических событий упоминается об этих величественных силах и разумениях. Вмешательство их явно проявляется в жизни патриархов и пророков. Господь посылает их, чтобы через их посредство объявлять Свою волю и возвещать грядущие события; они же служат для передачи Его милости или Его справедливого суда; их присутствие сопровождает рождение, жизнь и страдания Спасителя; упоминание о них примешивается ко всем воспоминаниям о великих людях и важнейших событиях религиозной древности. Они встречаются даже в истории политеизма и баснях мифологии, так как верования эти столь же древни и всеобщи, как и мир. Культ и поклонение, которые язычники воздавали добрым и злым гениям, было только ложно принимаемая истина, выродившийся остаток первоначального догмата.
В словах святого Латранского Собора указывается существенное различие между ангелами и людьми. Они учат нас, что первые суть чистые духи, тогда как люди состоят из плоти и духа, т.е. что природа ангелов самостоятельна, без примеси и соединения с материей, какой бы воздушной и тонкой её ни представляли. Душа же человеческая также духовна, но соединена с телом и составляет с ним одно целое: в этом её назначение.
Пока продолжается это соединение души и тела, эти две субстанции имеют общую жизнь и большое влияние друг на друга. Душа не может вполне отрешиться от этого неблагоприятного для неё условия. Мысли доставляются ей чувствами, сравнениями с внешними предметами и большею частью в реальных образах. Вследствие этого она не может сама себя наблюдать и не может представить себе Бога и ангелов иначе, как под видимой или осязаемой формой. Оттого и ангелы, чтобы появиться перед святыми или пророками, принимали телесный образ; однако, это были тела воздушные, которые они приводили в движение, не соединяясь с ними, или символические образы, имевшие отношение к исполняемой ими миссии. Их существо и их движения не ограничены каким-либо определённым пространством. Не имея связи ни с каким телом, они не могут быть остановлены или ограничены другим телом, как это бывает с нами; они не занимают места и не наполняют никакого пространства; так же как у нас душа находится во всём нашем теле и в каждой из его частей, так и они все, почти одновременно, находятся во всех частях света; более быстрые, чем мысль, они могут быть мгновенно везде и могут действовать сами без всякого препятствия их намерениям, кроме, конечно, воли Божией или противодействия человеческой свободе.
Мы, люди, вынуждены видеть только отчасти и в известной степени то, что вне нас, а истины высшего порядка являются нам как загадки или "как в зеркале", по выражению св. Ап. Павла; они же без труда различают то, что им нужно знать, и вступают в непосредственное отношение с предметами своей мысли. Их познания не составляют результата индукции или рассуждения, но состоят в ясном и глубоком проникновении, которое обнимает сразу виды и роды, причины и вытекающие из них последствия.
Различие времени, пространства, множественность предметов - ничто не может смешиваться в их сознании. Но Божественная сущность, будучи бесконечной, остаётся им непонятной, она имеет тайны и глубины, в которые и духи не могут проникнуть. Особые предначертания Провидения для них также сокрыты, но тайна им открывается, когда в известных обстоятельствах им поручается передать откровение людям.
Сношение Бога с ангелами и ангелов между собой происходит не так как между людьми, т.е. не при помощи членораздельных звуков или других видимых знаков. Чистые разумы не нуждаются ни в глазах, ни в ушах, чтобы видеть или слышать; они не имеют также голоса, чтобы выражать свои мысли - этот обычный посредник наших отношений им не нужен; но они выражают свои чувства особенным, присущим им чисто духовным способом. Им стоит только захотеть, чтобы быть понятыми.
Один Бог знает число ангелов; но оно не бесконечно и не могло бы быть таковым. По сказаниям Святых Отцов и Учителей Церкви, оно очень велико и даже поистине чудесно. Если число жителей города соответствует его величине, то нужно заключить, - так как земля есть только атом в сравнении с необъятным пространством вселенной, - что число обитателей небес и воздуха гораздо более числа людей.
Так как величие и блеск царей выражается количеством их подданных, слуг и царедворцев, то что же может дать большее понятие о величии Царя царей, как не великое множество ангелов, населяющих небо и землю, моря и бездны, а также и достоинство тех, которые постоянно пребывают распростёртыми ниц или стоящими пред Его престолом?
Отцы Церкви и богословы учат, что ангелы разделяются на три иерархии, или три чина, а каждый чин - на три хора.
Высшие из ангельских чинов называются в соответствии с исполняемыми обязанностями: Серафимами, потому что они как бы воспламеняются любовью пред ликом Божиим; другие - Херувимами, потому что они отражают светлое сияние Божественной мудрости; третьи - Престолами, потому что провозглашают величие Божие и распространяют сияние Его славы.
Ангелы второй категории носят название тех дел, которые им поручены в общем управлении вселенной, это - Господства, указывающие ангелам низших разрядов их миссии и поручения; Добродетели, которые исполняют чудеса, требуемые важнейшими интересами Церкви и человеческого рода; Силы, своей бдительностью и мощью защищающие законы, которыми управляется мир физический и моральный.
Чины третьего разряда разделяют между собой управление обществами и лицами, это: Начала (Принципы, или Князья), которым поручены царства, провинции и епархии; Архангелы, которые возвещают послания великой важности; Ангелы-Хранители, которые сопровождают каждого из нас, чтобы наблюдать за нашей безопасностью и за нашей святостью."
Опровержение
§98. Общий вывод из этой доктрины тот, что ангелы - существа чисто духовные, предшествовавшие человечеству и превосходящие его, что это существа привилегированные, посвящённые высшему блаженству со времени своего сотворения, одарённые всеми добродетелями и знаниями, хотя они ничего не делают, чтобы их приобрести. Они стоят в первом ряду творения; в последнем ряду находится жизнь матерьяльная, а между этими двумя рядами творений Божьих находится человечество, состоящее из душ (духовных созданий, стоящих ниже ангелов), соединённых с матерьяльным телом.
Эта система вызывает несколько серьёзных возражений. Что это за чисто матерьяльная жизнь? Неорганическая материя? Но неорганическая материя не имеет жизни; идёт ли тут речь о растениях и животных? Тогда это уже четвёртый разряд творений, так как нельзя отрицать, что в разумном животном есть нечто большее, чем в растении, а в растении - больше чем в камне. Что же касается человеческой души, составляющей переход, то она соединена прямо с телом, которое само по себе есть материя; без души оно, как ком земли, не имеет никакой жизни.
Это разъяснение не ясно и не согласуется с наблюдением, оно похоже на теорию четырёх элементов, которая не выдерживает научной критики. Примем всё-таки эти три положения: создание духовное, создание человеческое и создание телесное; таков, говорят, Божественный план, план величественный и полный, как и подобает вечной мудрости. Заметим однако, что между этими тремя родами творений нет никакой необходимой связи; это три отдела существ, последовательно сотворённых одни после других, от одного до другого замечается перерыв, тогда как в Природе всё неразрывно, везде является чудный закон единства, все элементы которого, превращаясь из одного в другой, имеют точку соприкосновения, что легко доказать.
§99. Эти три выдающиеся пункта Творения, говорит Церковь, необходимы для гармонии Целого, будь хоть одним меньше - Творение было бы не полно и не согласовано с вечной мудростью.
Между тем один из основных догматов религии говорит, что земля, животные, растения, солнце, звёзды, самый свет были вызваны из небытия шесть тысяч лет тому назад, стало быть, до этого времени не было ни человеческих, ни животных существ, и в продолжение предшествовавшей вечности Божественное творение оставалось неполно и несовершенно. Сотворение мира, происшедшее за шесть тысяч лет до Р.Х., составляет капитальный догмат веры и ещё не так давно предавали анафеме науку за то, что она опровергла библейскую хронологию и доказала более глубокую древность Земли и её обитателей.
Несмотря на это Латранский Собор, один из Вселенских, предписавших законы веры, говорит: "Мы твёрдо верим, что есть только один истинный Бог, вечный и бесконечный, который в начале времён создал всё из ничего и сотворил как духовные, так и телесные существа. " Начало времён должно быть понимаемо как протекшие вечности, так как время бесконечно так же, как и пространство: оно не имеет ни начала, ни конца. Выражение "начало времён" есть символ, изображающий идею бесконечности предшествовавших времён. Итак, Латранский Собор твёрдо верует, что духовные и телесные создания были сотворены одновременно и вызваны из небытия во время неопределённого прошедшего. Как же понять тогда библейский текст, который определяет сотворение мира за шесть тысяч лет до наших дней? Предположим, что это и было именно время творения видимого мира. Кому же верить, "Библии" или Вселенскому Собору?
§100. Тот же Вселенский Собор высказывает ещё следующее странное предположение: "Душа же человеческая также духовна, но соединена с телом и составляет с ним одно целое: в том её назначение". Если основное назначение души быть соединённой с телом, то это её нормальное состояние, её цель, её смысл. Однако, душа бессмертна, а тело смертно; её союз с телом происходит только один раз по учению Церкви, и если бы он длился даже столетие, то что это значит в сравнении с вечностью? Для очень многих он длится только несколько часов; какая же польза душе от этого эфемерного союза? Ведь продолжительность такого существования совершенно незаметна в течение вечности. Правильно ли сказать, что её существенное назначение быть связанной с телом? Это соединение есть в сущности только случайное событие в жизни души, а не существенное состояние её.
Если назначение души - быть соединённой с матерьяльным телом, если по её природе и согласно целям Провидения союз этот необходим для проявления её способности, то нужно заключить, что без тела душа человеческая есть существо неполное. Следовательно, чтобы остаться тем, чем ей назначено быть, она должна покинуть одно тело, опять войти в другое, что приводит нас к мысли о необходимой множественности существований, иначе сказать, к беспрерывному перевоплощению. Странно, что Вселенский Собор, как один из светочей Церкви, до такой степени отождествил духовное существо с матерьяльным, что душа и тело как бы не могут существовать друг без друга, так как главное условие их творения - быть соединёнными.
§101. Ангельская иерархия показывает нам, что некоторые из ангелов имеют полномочия на управление физическим миром и человечеством и что они созданы для этой цели. Но по "Книге Бытия" мир существует только шесть тысяч лет; чем же занимались ангелы до этого, в продолжение вечности, когда предметы их попечений ещё не существовали? Были ли ангелы созданы до начала времён? Вероятно, были, так как они восхваляют Всевышнего, и если бы Бог их создал в какое-либо определённое время, то оставался бы без поклонения всю предшествующую вечность.
§102. Далее говорится: "Пока продолжается это соединение души и тела"... Значит, будет такое время, когда союз этот существовать перестанет? Это положение противоречит тому, которое из этого соединения делает необходимое назначение души.
Ещё говорится: "Мысли возникают в душе посредством чувств, из сравнения внешних предметов." Это философское учение верно только отчасти, но не абсолютно. По мнению учёного богослова, получение идей из чувственных впечатлений составляет условие, необходимо связанное с природою души; однако, он забывает о врождённых идеях, о высших способностях, о том иногда особенном наитии, которое дитя имеет со дня своего рождения, без всякого учения или наставления. Посредством каких чувств молодые пастухи - природные математики, удивляющие учёных, получили способность почти мгновенного решения самых сложных задач? То же можно сказать о многих скороспелых музыкантах, художниках и лингвистах.
Знания ангелов не являются следствием выводов и заключений разума; они знают потому, что они - ангелы и не имеют надобности учиться. Бог их создал таковыми: душа же должна учиться. Если душа получает идеи посредством телесных органов, какие мысли может получить душа ребёнка, умершего через несколько дней после рождения, - предполагая, по учению Церкви, что она не возродится?
§103. Здесь возникает жизненный вопрос: приобретает ли душа идеи и знания после смерти тела? Если она, отделившись от тела, не может приобрести ничего больше, то душа ребёнка, дикаря, кретина, идиота или неуча останется навсегда такою, какою была в момент смерти: она обречена на вечное ничтожество.
Если же она приобретает новые познания после настоящей жизни, значит, она может совершенствоваться. Без будущего прогресса души приходишь к бессмысленным выводам, с прогрессом же - к отрицанию всех догматов, основанных на конечном её состоянии, на неизменяемости её судьбы, вечности мучений и т.д. Если же она совершенствуется, то где же конец её совершенствованию? Нет никакого основания думать, чтобы душа не могла достичь положения ангелов или чистых духов. Если же она может этого достигнуть, то не было надобности создавать привилегированных духов, избавленных от всякого труда и пользующихся вечным блаженством, не делая ничего для его достижения, тогда как другие, менее счастливые, достигают вечного блаженства только после долгих и тяжёлых страданий и испытаний. Конечно, Бог мог бы это сделать, но, если предполагать бесконечное совершенство, без которого нет Бога, то нужно предположить и то, что Он не делает ничего бесполезного и ничего такого, что не соответствовало бы Его высшей справедливости и доброте.
§104. "Так как величие и блеск царей выражается количеством их подданных, слуг и царедворцев, то что же может дать большее понятие о величии Царя царей, как не великое множество ангелов, населяющих небо и землю, моря и бездны, а также достоинство тех, которые постоянно пребывают распростёртыми ниц или стоящими пред Его престолом?"
Не унижает ли Божественное достоинство это сравнение славы Бога с пышностью царей на земле? Мысль эта, внедрённая в невежественные массы, искажает понятие, которое оне должны иметь о настоящем величии Божьем: Он - Бог, а Его приравнивают к мизерным размерам человечества, предполагают в Нём потребность иметь миллионы обожателей и поклонников, вечно распростёртых пред Ним. Это значит приписывать Ему все слабости деспотических и гордых властителей Востока. Что возвеличивает государя действительно великого? Неужели количество и блеск его придворных? Нет. Его доброта, его справедливость и заслуженное название отца своего народа. Спрашивают, есть ли что лучшее, могущее дать понятие о величии Бога, как не множество ангелов, составляющих Его свиту? - Да, действительно, есть нечто лучшее, - это представление о Боге одинаково милосердном, благом и справедливом ко всем своим творениям, а не мстительном, гневном, неумолимом, пристрастном, создавшем лишь ради Своей собственной славы привилегированных существ, которых Он сотворил для вечного блаженства и одарил всеми благами, тогда как других Он заставляет добиваться счастья трудом и искупать вечными карами минуту заблуждения.
§105. Учение Спиритизма в отношении соединения души и тела гораздо более спиритуально, чтобы не сказать менее матерьяльно, и более согласно с назначением души. Оно говорит нам: душа независима от тела, которое есть только временная её оболочка; сущность её духовна, и нормальная жизнь её есть жизнь духовная. Тело есть только орудие для управления способностями души в её отношениях к матерьяльному миру; отделившись же от тела, она пользуется своими способностями с ещё большей свободой и гораздо шире.
§106. Её союз с телом, необходимый на первых ступенях её развития, имеет место только во время её, если можно так выразиться, детства и отрочества, но когда она достигает известной степени совершенства и дематерьялизации, союз этот ей оказывается больше не нужен, и тогда душа прогрессирует уже исключительно жизнью духа. Как бы ни многочисленны были матерьяльные существования, они все ограничены жизнью тела, и общий их итог составляет во всяком случае только самую малую долю духовной жизни, которая вечна.
Ангелы по учению спиритизма
§107. Несомненно, что существуют создания, обладающие всеми достоинствами и качествами ангелов. Спиритические откровения в этом отношении подтверждают верования всех народов, но в то же время указывают на происхождение и на свойства этих существ.
Души, или духи, созданы простыми, несведущими, т.е. не имеющими познаний и понимания добра и зла, но способными приобрести и то, и другое; они приобретают то, чего им недостаёт, своим трудом. Цель же их - совершенство - для всех одна и та же; они достигают его более или менее быстро по мере своих сил и доброй воли, все они должны пройти одинаковый путь, исполнить одну и ту же работу; Бог никого не избавляет и никому не облегчает этой задачи, так как все Его дети Ему дороги, и, будучи справедлив, Он не оказывает предпочтений. Бог говорит: "Вот ваш закон: им вы должны руководствоваться. Исполняйте его, только он может привести вас к цели: всё, что с ним согласно - добро; всё, что не согласуется - зло. Вы свободны ему следовать или не следовать, судьба ваша в ваших руках, распоряжайтесь ею сами." Итак, Бог не создавал зла, все Его законы ведут к добру, человек же сам создаёт зло, нарушая Божественные заповеди; если бы он им добросовестно следовал, то никогда бы не сбился с пути.
§108. Но душа в первых фазах своего существования, так же как и ребёнок, неопытна и потому склонна к греху. Бог даёт ей не опытность, а только возможность её приобрести; каждый ложный шаг на пути зла есть для неё задержка, последствия которой она испытывает и собственным опытом научается тому, чего ей надо избегать. Таким образом она мало-помалу развивается, совершенствуется и подвигается по ступеням духовной иерархии, пока не достигнет положения чистого духа, или ангела. Итак, ангелы - это человеческие души, достигшие высшей, доступной созданию степени совершенства и пользующиеся полнотой обещанного блаженства. До достижения высшей степени они пользуются относительным счастьем, равняющимся достигнутым успехам. Но счастье это не бездеятельно. Оно состоит в исполнении возлагаемых на них Богом обязанностей, хорошее исполнение которых есть способ совершенствования. (См. гл. III, "Рай").
§109. Человечество не ограничено Землёю, но распространяется на неисчислимые миры, которые движутся в пространстве космоса; оно жило в тех мирах, которые уже исчезли, и будет жить в тех, которые вновь образуются. Бог творил всегда и будет творить вечно.
Задолго ещё до того, как начала существовать Земля, какую бы древность ей ни приписывали, в других мирах уже существовали воплощённые духи, которые проходили те же испытания, какие проходим мы и которые достигли цели, прежде чем мы были созданы. Следовательно, ангелы, или чистые духи, существовали всегда, но человеческий период их существования теряется в бесконечном прошлом. Для нас это равносильно тому, как если бы они всегда были ангелами.
§110. Таким образом осуществляется великий закон единства Творения. Бог никогда не был бездеятельным, Он всегда имел чистых духов для передачи Своих повелений и для управления всеми частями Вселенной, начиная с управления целыми мирами и кончая мельчайшими подробностями. Ему не было надобности создавать привилегированных существ, избавленных от труда; все, как древние, так и последующие, приобрели своё достоинство борьбою и собственными заслугами, все пожинают плоды своих трудов. Таким образом исполняются веления высшего правосудия Божия.
1 Мы берём эту выдержку из пасторского послания кардинала Гуссэ, архиепископа Реймсского, во время поста 1864 года. Стало быть, его вместе с посланием о "демонах", которое мы заимствуем в том же источнике и приводим в следующей главе, можно рассматривать как последнее выражение догмата Церкви по этому пункту. (А.К.)
2 Речь идёт о Латранском Соборе. (А.К.)
Глава Девятая
ДЕМОНЫ
Происхождение веры в демонов - Демоны по учению Церкви - Демоны по учению Спиритизма
Происхождение веры в демонов
§111. Демоны во все времена играли видную роль в различных теогониях. И теперь, хотя они сильно упали в общественном мнении, значение, приписываемое им ещё и в наши дни, заставляет отнестись к этому вопросу с известной серьёзностью, так как он глубоко затрагивает религиозные верования. Нелишним будет рассмотреть его в некоторой подробности.
Вера в сверхъестественную силу инстинктивна в человеке: она проявлялась во все времена под всевозможными видами. Но если теперь, при той степени умственного развития, которого достигло человечество, длятся споры о происхождении и свойствах этой силы, то насколько несовершенны были понятия о ней в отдалённые времена, во времена младенчества человеческого рода!
§112. Представляемые нам изображения невинности первобытных народов, созерцающих красоту Природы, в которой они видят благость Создателя, конечно, очень поэтичны, но страдают отсутствием реализма.
Чем более человек приближается к природному состоянию, тем сильнее господствует в нём инстинкт, что и наблюдается у диких и варварских племён наших дней; больше всего, или даже исключительно, заботит их удовлетворение матерьяльных потребностей: других они не имеют. Чувство, которое способно создать моральное наслаждение, развивается медленно и постепенно. Душа, как и тело, имеет свой младенческий, отроческий и зрелый возраст, но, чтобы достичь зрелости, необходимой для понимания отвлечённых идей, сколько эволюций она должна пройти; сколько существований пережить!
Не восходя далеко к первым векам человечества, оглянёмся на жителей наших деревень. Посмотрим, возбуждает ли их восторг чудное зрелище восходящего солнца или звёздного неба, щебетание птиц, журчание светлого ручья или усеянный цветами луг? Для них солнце восходит потому, что так надо и так всегда бывает, и если оно достаточно тепло, чтобы созрел хлеб, и не настолько жарко, чтобы он сгорел, то им ничего больше не нужно; они смотрят на небо, чтобы узнать, будет ли завтра хорошая или дурная погода; поют ли птицы или нет, им решительно безразлично, лишь бы только оне не клевали их посевов; пению соловья они предпочитают кудахтанье кур и хрюканье свиней. От светлых и мутных ручейков они требуют только, чтобы они не иссякли или не заливали полей; от лугов - чтобы давали хорошую траву, а с цветами или без них - им всё равно. Вот всё, чего они желают и что понимают в Природе. А ведь как далеко они ушли от первобытных людей!
§113. Если мы возвратимся к последним, то увидим их ещё более занятыми удовлетворением матерьяльных потребностей. То, что доставляет им пользу или вред, определяет для них добро и зло в этом мире. Они верят в сверхчеловеческое могущество: так как их наиболее затрагивает матерьяльный вред, то они и приписывают его этой силе, о которой они имеют только смутное представление. Не понимая ничего вне видимого или осязаемого мира, они представляют себе и эту силу, пребывающей в предметах или существах, приносящих какой-либо вред. Вредоносные животные для них самые естественные и прямые выразители этой силы. По той же причине они видели олицетворение добра в полезных предметах, отсюда поклонение некоторым животным или растениям и даже неодушевлённым предметам. Но человек более чувствителен ко злу, чем к добру, добро кажется ему естественным, зло же его гораздо более затрагивает, вот почему во всех примитивных культах обряды в честь зловредной силы наиболее многочисленны: тут боязнь перевешивает благодарность.
В продолжение долгого времени человек понимал добро и зло только в физическом смысле; чувство нравственного добра и зла появилось в нём лишь с развитием человеческого разума, только тогда человек стал понемногу понимать, что духовная или сверхчеловеческая сила находится вне видимого мира, а не в матерьяльных предметах. Такое понимание было делом некоторых избранных умов, которым, однако, не было дано выйти из известных пределов.
§114. Так как между добром и злом замечалась постоянная борьба, и зло часто брало верх, и так как нельзя было логически допустить, чтобы зло происходило от благодетельной силы, то и пришли к заключению, что существуют две противоположные силы, управляющие миром. Отсюда вытекает учение о двух началах: добром и злом. Учение это для того времени было вполне логично, так как человек был ещё не способен постичь что-либо высшее. Как мог бы он понять, что зло есть состояние временное, из коего может произойти добро, а страдания, его удручающие, могут привести к счастью, помогая ему улучшиться? Ограниченность морального горизонта первобытного человека не позволяла ему видеть что-нибудь далее действительной жизни - ни вперёд, ни назад. Он не понимал, что он может совершенствоваться и что превратности жизни происходят от несовершенства духа, пребывающего в нём, предсуществующего телу и переживающего его; духа, который должен очищаться целым рядом последовательных воплощений, пока не достигнет совершенства. Дабы понять, что добро может вытекать из зла, мало видеть одно только нынешнее существование: надо обнять взором общую последовательность - и тогда уяснятся действительные причины и их последствия.
§115. Двойное начало добра и зла было в продолжение многих веков и под разными наименованиями основанием религиозных верований. Оно было известно у персов под именем Ормузда и Аримана, у иудеев - Иеговы и Сатаны. Но так как каждый владыка должен иметь подвластных себе исполнителей, то во всех религиях признавались второстепенные силы или гении - добрые и злые. У язычников их было необъятное количество, каждый имел своё специальное назначение как для добра, так и для зла, для пороков и для добродетелей; они им давали общее имя "богов". Христиане и мусульмане заимствовали от иудеев ангелов и демонов.
§116. Таким образом, учение о демонах берёт своё начало в верованиях глубокой древности, признававших две противоположные силы добра и зла. Мы же будем рассматривать его только с христианской точки зрения и постараемся разобраться, согласно ли оно с более точными понятиями, которые мы имеем в настоящее время о свойствах Божества.
Эти свойства составляют основу всех религиозных учений; догматы, богослужения, обряды, обычаи, мораль, всё приходит в соприкосновение с более или менее верными понятиями о Боге, начиная с идолопоклонства и кончая христианской верой. Если существо Бога и составляет тайну для нашего разума, всё же мы его понимаем лучше, чем оно было понято раньше, и происходит это благодаря учению Христа. Христианство, согласно с разумом, учит нас, что Бог един, вечен, неизменен, бесплотен, всемогущ, бесконечно благ и справедлив, и бесконечен во всех Своих совершенствах. И как сказано выше (гл. VI), "если бы отняли малейшую частицу от одного из достоинств Божьих, Он уже не был бы Богом, так как тогда могло бы быть другое существо более совершенное."
Все эти достоинства во всей своей абсолютной полноте составляют критерий всех религий, мерило истинности каждого принципа, преподаваемого ими. Чтобы основания их были правильны, нужно, чтобы оне не нарушали ни одного из достоинств Божьих. Посмотрим, так ли это в общераспространённом учении о демонах.