Психолого-педагогическая наука поможет в решении указанных проблем. Материал имеется во многих классических трудах по педагогике и педагогической психологии. Из наиболее известных отечественных работ отметим «Лекции для родителей» Макаренко А.С. Из зарубежных психологических работ чаще всего ссылаются на «Искусство любви» Э. Фромма. Один из разделов этого своего маленького, но замечательного труда автор посвящает любви матери и любви отца. Любовь матери безусловна: если она полюбит, то навсегда. Любовь отца условна: он хочет, чтобы следовали его жизненным советам о поведении в обществе. В противном случае дети утрачивают его любовь. Любовь матери необходима ребёнку с рождения, а отца - после 6 лет.
Растущему человеку нужна как любовь матери, так и отца, хотя они разнонаправлены. Мать больше заботится о здоровье ребёнка, а отец об успешности его поведения в социальной среде. Поэтому важно, чтобы родители не противопоставляли свои цели и мотивы воспитании, а согласовывали их. Дети нуждаются в обоих родителях. Если в семье доминирует мать, то ребёнок часто становится с возрастом излишне эмоциональным, иногда даже истеричным. При доминирующем влиянии отца дети слишком рациональны, сдержанны.
Говоря об отце, многие вспоминают выражение из Библии: «Жена да убоится мужа своего». Мы согласны с рядом священнослужителей и учёных в том, что сказанное надо понимать не как абсолютное превосходство мужчины во всём и женскую неполноценность. Напротив, женщина обладает большей эмоциональностью, чем мужчина, а это энергетический заряд. Поэтому женщина - мать как солнышко в семье. Ее тепла, доброты и силы любви хватает на всех: на мужа, детей, родителей. Но, как говорится, наши недостатки - продолжение наших достоинств. В экстремальных обстоятельствах женщина сильно волнуется, поддаётся дистрессу, панике. Здесь нужен более холодный и логичный разум мужчины, чтобы её остановить и подсказать правильный выход из трудной ситуации. Поможет учителям в работе с родителями учащихся бурно развивающаяся гендерная психология, новая отрасль науки.
В частности, интересны в познавательном отношении типов личности и на основе гендерных различий: маскулинный, феминный, андрогинный. Маскулинный - это мужской тип: целеустремлённый, волевой, холодно расчётливый и чрезвычайно жёсткий в экстремальных условиях. Современная характеристика маскулинного типа берёт своё начало в рассказах Джека Лондона, О Генри («Боливар не вынесет двоих», известная фраза, приписываемая этим писателем своему «герою-бандиту», убийце своего подельника) и других американских писателей времён «золотой лихорадки».
В наше время выживания в условиях глобального финансового кризиса такой мужской тип стал весьма распространённым. Многим мужчинам не хватает времени на своих чад. Очевидно, что и сегодня такой тип мужчин не исчерпывает собою всю классификацию мужских типов характера. Имеется много высоко духовных мужей, чего, кстати, требуют гуманные профессии священнослужителя, деятеля искусства и литературы, учителя и врача. Их можно назвать романтическими, поэтическими личностями, помогающими слабым, больным и обездоленным людям. Они, как правило, относятся к категории любящих и заботливых отцов.
Женщины в большинстве своём относятся к феминному типу. По совокупности своих черт характера они и в наше время больше, чем люди маскулинного типа приближаются к христианским понятиям о человеке: любящие, заботливые, терпеливые, самоотверженные в своей любви к детям и мужу. К сожалению, в современном мире появились и бизнес-леди, копирующие характерные черты представителей маскулинного типа.
Андрогинный тип - смешанный, отражающий психологию двух полов. Речь идёт не о гермафродитах, а обычных мужчинах и женщинах, которые заимствуют каждый для себя лучшие, наиболее понравившиеся черты характера противоположного пола. Великий русский православный философ Вл.С. Соловьёв считал, что андрогинный тип лучше всего соответствует духу христианства. Он указывал, что такого же мнения придерживался и классик древнегреческий философии Платон. Действительно, родители, уважающие друг друга и учащиеся у другой половины, будут избегать разногласий в отношении воспитания своих детей и послужат им наглядным примером успешной гармонизации любящих душ, а это является условием подлинного семейного счастья.
Перед российской школой стоит задача подготовки молодёжи к родительским обязанностям. Мы в 2000-х годах предлагали ввести в школе синтетический курс самопознания и психофизического саморазвития учащихся. Он включал в обязательном порядке сведения о том, как надо готовиться к рождению и воспитанию собственных детей. К сожалению, этот проект не удалось осуществить, а спустя несколько лег в Великобритании в средних школах были введены «Уроки счастья». В программе этого предмета предусмотрены уроки по темам: что нужно знать и уметь для успешной карьеры и создания благополучной семьи. В Казахстане школьники изучают проблемы самопознания.
Мы считаем, что молодёжь, обучающаяся педагогическим специальностям, должна усваивать не только теоретические знания, но и уметь практически воздействовать на своих родных и близких, а потом уже и на учащихся. Поэтому мы ставили задачу студентам улучшить свои отношения с родителями. Для этого им следовало актуализировать свои знания по теории и методике воспитательной работы, возрастной и педагогической психологии, провести необходимые консультации с преподавателями по реализации своего плана положительного взаимодействия со своими родителями, а затем осуществить его в течение текущего учебного года. Итоговой должна быть работа, где описывалась бы вся педагогическая процедура общения и проводился анализ полученных результатов.
В конце учебного года студенты весьма положительно оценили результаты своего педагогического процесса и даже благодарили за данное учебное поручение, в целесообразности которого они вначале сильно сомневались. Студенты рассказывали: на первых порах родители удивлялись и не понимали их стремления к улучшению отношений, некоторые из них видели в этом даже какой-то подвох, стремление получить какую-то материальную выгоду, а полом «таяли», добрели и проявляли всё больше любви к своим детям. Те, в свою очередь, тоже получали большое моральное удовлетворение и радость от совместного пребывания в семье. Больше уже не было разговоров, что родители стесняют свободу взрослых детей-студентов своими навязчивыми и устаревшими требованиями, контролем и чрезмерной опекой. Стало понятным, что родители ни в чём не являются их противниками, а только и мечтают о счастье своих детей. Только надо уметь подойти к ним по-хорошему, объяснить своё поведение, нравы современной молодёжи, показать, что заимствуется из жизни только достойное подражания.
Скажем несколько подробнее о проблемах отцовства и материнства отдельно. В исторических традициях нашего Отечества отец всегда рассматривался как добытчик и кормилец, защитник семьи и наставник детей по поведению в жизни, в социуме. Эти функции определились под воздействием православия. Начнём с первого. Напомним назначение мужчине, данном богом Адаму после его грехопадения: в поте лица своего добывай хлеб свой. Это обязывало главу семьи трудиться, не жалея сил своих. Поэтому естественно ожидать, что основную нагрузку по добыванию средств к существованию должен нести отец.
К сожалению, советская власть в СССР не давала такой возможности мужчине в связи с всеобщей трудовой повинностью и скудной оплаты труда. Эго заставляло в обязательном порядке работать также и мать с подрастающими детьми. Конечно, все имеют право на труд, но у женщины должна быть возможность выбора между семьей и работой, не сводящаяся только к декретному отпуску.
Надо сказать, что имеются и другие объективные причины, мешающие мужчинам быть кормильцами семьи. Так, с давних времён не только в России, но и во многих странах мира молодых людей в цветущем детородном возрасте забирают на военную службу. Это золотой генофонд нации. Многие из них погибают или заболевают в походах и сражениях, в грудных походных условиях. В эпоху крепостничества в армию забирали на 25 лет. Это не только уменьшало количество счастливых семей, но и снижало рождаемость и здоровье населения. В настоящее время даются отсрочки молодым отцам из многодетных семей, но эго всё же не выход из положения.
Конечно, зашита Отечества — почётный долг всех граждан, прежде всего мужчин. Это особенно необходимо в момент войны за независимость. Тогда никто не умеет право уклоняться. Обороняя страну, мы спасаем и собственные семьи, но в относительно мирное время наилучшее решение задачи связано с созданием профессиональной армии. Современные вооружённые силы имеют мощную оборонительную технику, позволяющую в определённых условиях сократить людские потери, а достаточно хорошее материальное содержание и предоставление комфортного жилья позволяют военнослужащим содержать свои семьи.
В то же время отметим, что достаточное количество мужчин избегают брать на себя ответственность за семью и функции кормильца семьи по субъективным причинам. К ним относятся злостные неплательщики алиментов и «альфонсы», живущие за счёт своих жён. Неплательщики алиментов обычно оправдываются тем, что у них есть другая семья с детьми. Однако это не может служить аргументом для избегания материальной помощи старшим детям ни в плане христианского вероучения, ни общественной морали, ни юридически. Кстати, такие отцы лишаются права требовать к себе в старости помощи от взрослых детей. Это положение закреплено в Российском законодательстве.
Альфонсами во Франции называют живущих за счёт женщин мужчин. Часть из них являются отцами. Среди таких отцов есть такие, которые открыто и цинично демонстрируют свой имущественный паразитизм. Некоторых богатых жён это устраивает, но во многих случаях мужья теряют свой авторитет и уважение в семье. Недаром в последнее время именно за счёт альфонсов резко увеличилось количество разводов по инициативе состоятельных жён.
Однако мужья-альфонсы есть и в семьях со скромными доходами. К ним относятся отцы с аддиктивным поведением: алкоголики, наркоманы, компьютеро зависимые, игроманы и т.д. При этом они ссылаются на плохое здоровье, но не лечатся. Тем самым мужья причиняют вред как жене с детьми, так и самим себе, сокращая свою жизнь. Родные и близкие могут и должны помочь, так как людям необходимо поддерживать всеми средствами и душевными силами ближнего своего. Не всегда бывают удачными попытки сразу путём энергичных воздействий быстро изменить аддиктивное поведение таких мужей. В то же время нельзя отчаиваться и отступать, говоря, что я сделал всё, что мог, и это не мои, а его проблемы.
Иисус Христос говорил: брату своему помогай и прощай несчётное количество раз. Главное направление усилий надо сосредоточить на повышении самосознания и самооценки таких людей, появлении желания изменить своё поведение, поверить в свои силы. В то же время следует помнить, что у многих из них нет необходимых физических а, следовательно, и душевных сил для нового, активного образа жизни. Поэтому следует, в первую очередь, помочь таким людям вылечиться и восстановить своё здоровье, а потом повышать свою активность в профессиональной деятельности и окружающей среде. Ведь труд сам по себе является могучим укрепляющим средством, а дружеское общение с людьми способствует гармонизации внутреннего мира личности. Важно также способствовать тому, чтобы человек получил удовлетворение от своей деятельности и одобрение окружающих.
Третье важное назначение отца семейства быть наставником своих детей, как говориться, по жизни. Будучи кормильцем и защитником, отец должен использовать свой опыт и знания, чтобы подготовить молодое поколение к выбору профессии и реализации своих творческих амбиций, умению зарабатывать деньги, а также обучить умению мирно и безопасно жить и цивилизованном социуме. Однако история семейных отношений прошлого века свидетельствует, что в России многие отцы семейства избегали из-за занятости на работе или непонимания важности родительского воздействия, активного участия в воспитании своих детей.
Кстати, не хватало мужского начала детям и в средней школе, где большинством учителей были представителями женского пола. Эти проблемы актуальны и для современных школ. Между тем, мальчики и девочки живо реагируют на общение с отцами, охотнее проводят с ними время, чем даже с матерями. Существует мнение, что это происходит не только из-за относительно малых контактов многих глав семейств со своими чадами, отцы им ближе из-за сохраняющихся в их психике черт детства, чем у более строгих воспитательниц-матерей.
Действительно, не так уж мало матерей, которые считают своих мужей просто самыми старшими детьми, которые сами нуждаются в уходе и ласке. В современном мире существует кризис существующих форм семьи. Говорили даже об отмирании семьи. Модным в России в 1990-х годах стал так называемый «гражданский» брак. Его признавали естественным (при анкетировании) многие студенты московских вузов, особенно из числа живущих в мегаполисе, а не в области. Ныне положение меняется: многие молодые люди понимают необходимость прочной семьи на законных юридических основаниях. Появились даже брачные договоры, регулирующие семейные отношения.
В разных семьях разное положение у отцов. Возьмём, к примеру, распространенную классификацию семей: патриархальная, эгалитарная, детородная. В патриархальной семье главным является старший член рода мужского пола (отец, дед, прадед). Эгалитарная семья строится на принципе равенства обоих супругов. Детородная семья видит смыслом существования в развитии и благе детей.
В православных семьях Руси веками существовали патриархальные семьи. В крестьянском сословии это были семьи рода, т.е. несколько нераздельных. Они были достаточно прочными, но с распространением в XX веке идей свободы и равенства полов они стали считаться безнадёжно устаревшими и консервативными. Этому способствовали революционные потрясения прошедшего века. «Распалась связь времён», а с нею единые и дружные семьи, в том числе такая большая семья народов, как Отечество. Сын шёл на отца, а отец на сына. Господствовавшая в СССР классовая идеология сделала врагами не только отдельных членов семьи, но и целые классы страны: рабочих, крестьян, интеллигенцию.
В настоящее время патриархальных семей мало, но всё же мы видим в народе возрождение открытого А.С.Пушкиным нашего национального свойства: «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Как и все классики русской литературы, он гениально описал не только особенности людей своего времени, но и пророчески предрёк будущее. Действительно, после революций, незаконных массовых репрессий, кровавой Великой Отечественной и других войн, многие потеряли своих отцов и близких, остались у разрушенных домов. Наши современники, и том числе молодые, чтят память своих погибших предков, ходят к ним на могилы. В стране воздвигаются памятники безвременно ушедшим людям нашей Отчизны, всех времён и сословий.
У нас и в мире сейчас преобладает идея эгалитарной семьи, с равными правами и возможностями у мужа и жены, а также у детей. Считается, что патриархальная семья подавляла самостоятельность личности. Очевидно, если в семье учитываются мнения всех её членов, достигнуто сердечное согласие и духовное единство, то это в наибольшей степени соответствует Декларации прав человека ООН и развитию личности. Однако люди по-разному понимают свободу и равенство межличностных отношений. Лучше всего это видно на примере гражданских браков.
Считается, что они возникли после Второй Мировой войны. На самом деле такие браки существовали в СССР после Октябрьской революции. Однако современная практика «свободной» любви, когда никто никому не должен был отказывать в удовлетворении сексуальных влечений, привела к плачевным результатам: горьким разочарованиям из-за быстрого развода, нежелательным беременностям, появлению безотцовщины, распространению венерических заболеваний и СПИДа. Неконтролируемое стремление к физиологическим удовольствиям, привело к массовому распространению наркомании.
В молодёжном движении возник кризис, вызвавший вынужденное обращение к презираемому и критикуемому дотоле поколению старших. В 1967 году французские студенты требовали от правительства де Голля введения в учебных заведениях курса полового просвещения. Так Франция стала первой страной в мире, где были разработаны по этой проблеме учебники для дошкольников и учащихся всех ступеней общеобразовательных учреждений. Преподавание в странах Запада этих предметов привело в значительно большей степени к положительным, а не отрицательным результатам: резкому сокращению количества случайных половых связей, опасных ранних родов, венерических заболеваний и СПИДа.
В России, которую волна так называемой сексуальной революции захлестнула много позже, возобладало противоположное мнение. Мы, как всегда, посчитали, что если у нас что-либо не получается, то от этого надо отказаться немедленно и навсегда, а не продолжить и многократно умножить усилия. Причина указанного отношения кроется в сохраняющемся консерватизме сознания наших многих людей. «В СССР секса нет»- это широко известное высказывание одной из советских женщин на одном из первых телемостов СССР - США с ведущими В.Познером и Ф. Донахью.
Кроме того, отмечается активное сопротивление большинства пожилого населения половому просвещению детей и молодежи, ведущие, дескать к развратным действиям. И это при том, что везде открыто продаётся иллюстрированная порнографическая печать и показываются эротические фильмы. Надо сказать, что у нас не подготовлены медикопедагогические кадры по сексологии, но всё-таки сдвиг в сознании молодёжи в лучшую сторону отмечается. Если в 1990-х годах при нашем анкетировании многие студенты педвузов отмалчивались в ответ на вопрос о приемлемости для них сожительства в форме «гражданского» брака, как бы не возражали против него. Особенно эго было характерно для жителей столичного мегаполиса, а девушки Подмосковья больше стремились к юридически оформленному браку. Сейчас многие студентки считают оправданным гражданский брак как прелюдию законному, предварительную примерку и примерку своих чувств и взаимной психологической совместимости.
Недостатком современного полового просвещения и воспитания является его преимущественная сосредоточенность на проблеме физиологии иолов. Получается, что происходит повторение грехопадения Адама и Евы, когда фактический брак возник без любви и духовной близости. И всё-таки сегодня студенческая аудитория при анкетировании решительно выступает за создание полноценной семьи, основанной на соответствующих законах РФ. Многие вступают в церковный брак, что порождает светлые надежды на благополучное решение этой проблемы.
Наконец, семья детородная. Стремление иметь детей в нашей стране испокон веков одобрялось. Как же иначе, если именно через семью в подавляющем большинстве случаев решалась проблема народонаселении Однако и такая семья может иметь отрицательные варианты, если отец-деспот, своим поведением порождающий физическое и моральной насилие над женою и детьми. Или, наоборот, он видит свои функции и зарабатывании средств к жизни и защите семьи от внешних неблагоприятных факторов, но не находит времени для участия в воспитании своих детей.
Все указанные виды брака (патриархальный, эгалитарный, детородный) успещны, если отец земной не забывает про Отца Небесного, берет с Него пример. Как говорил Иисус Христос на Тайной Вечери своим апостолам: «любите друг друга, как Отец Мой любит меня, как Я полюбил вас». Если семья основана на Божеской любви друг к другу, то она будет благополучной, без отклонений (девиаций) в поведении и психическом развитии.
Подведём итог сказанному про отца семейства. Нарушение заповеди «Чти отца своего...» началось с Хама, сына Ноя. В трудах пророческих писателей и поэтов можно видеть, как исторически развивалось хамство. В.Шекспир описал феномен короля Лира, брошенного неблагодарными детьми доброго и обманутого отца. А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» описывает лицемерного родственника, с нетерпением ожидающего смерчи наследователя и из корысти ухаживающего за ним. Герой И.С. Тургенева из романа «Отцы и дети» Базаров, в отличие от своей фамилии, уже не торгуется и продастся, а выступает бескомпромиссным врагом старшего поколения. Он предтеча последовавшего за ним поколения террористов и разрушителей основ государственности и семьи.
В период Февральской и Октябрьской революций сын шёл на отца, отец на сына, брат на брата. Красный и белый террор мало чем отличались друг от друга. Наступило время воинствующего атеизма, разрушения Храма Христа Спасителя и десятков тысяч храмов по всей стране. Только в Костромской области стёрто с лица земли 1000 церквей и монастырей! Доносивший на отца Павлик Морозов стал примером для юных пионеров.
В настоящее время некоторые взрослеющие отпрыски заказывают киллеров для убийства своих родителей с целью получения права собственности на квартиру. Вот к чему приводит потеря Страха Божьего и невыполнение его заповедей. Конечно, многое здесь вызвано недостатком воспитания в семье, а часто слепой любовью к детям и незаслуженной их идеализацией. «Доверяй, но проверяй» - говорят в народе. В первую очередь это относится к подросткам. Проверяем же мы и более взрослых людей на наркозависимость, тестируем. Так и здесь: наблюдайте и анализируйте слова и поступки своих детей, проверяйте их в педагогическом эксперименте, при воспитании, не закрывайте глаза на их шалости. Также читайте для правильного воспитания детей религиозную и педагогическую литературу: журналы, статьи, книги. Советуйтесь со священниками, учителями, психологами, социальными педагогами. Литературные примеры мы только что приводили. Вы сами можете найти много других. Например, в стихотворении «На смерть поэта» М.Ю.Лермонтов пишет о Дантесе:
«...издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов,
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!»
Этот портрет относится не только к убийце А.С. Пушкина, но и к сотням беглецов-карьеристов. В любом предприятии имеются видные, заслуженные работники, ветераны труда, но приходит новый начальник и вместо того чтобы, завоёвывать авторитет у коллектива, начинает без причин увольнять лучших работников, особенно тех, кто самостоятельно и критически мыслит. Так разрушаются семьи не только А.С.Пушкина, но многих обычных людей.
В то же время родители, особенно отцы, не должны быть в высокой степени авторитарными и суровыми, очень строго судить детей, оценивать их поступки только со своей точки зрения. Дескать, такими мы никогда не были, следуйте нашему примеру.
Но, во-первых, взрослые часто забывают, какими они были в юности. Например, рано завели детей, а дочерям и сыновьям не советуют этою делать, т.к. они ещё «зелёные».
Во-вторых, дети могут отличаться от родителей по темпераменту и характеру, интересам и прочему, что весьма естественно. Поэтому с подростками надо часто беседовать о смысле жизни, вникать в их стремления и желания, обусловленные новым временем и современной молодёжной субкультурой. Тогда и установится в семье взаимопонимание и гармония, а иначе возникнут конфликты отцов и детей. Это может привести к насилию в семье со стороны старших и протестному аффективному поведению младших.
Сегодня проблема насилия в семье одна из важнейших не только в Западной, но и Восточной цивилизации. Надо помнить, что насилие проявляется не только в физических действиях, но и в моральном подавлении слабых более сильными. Поэтому стремление к гармонии в семье очень важно поддержать. Но как договориться? Часто говорят о непредсказуемости русской души. Это неправда. Люди разных российских сословий и классов прекрасно понимают друг друга по необходимости. Однако 300 лет самодержавия и 70 лет диктаторского режима большевиков сказались на нашей жизни далеко не лучшим образом. Как показывает анализ слова «самодержавие», всё держится на независимости власти, которая опирается только на себя. Она как бы варится к собственном соку, не имея, как говорят кибернетики и специалисты по информатике, обратной связи с управляемыми. В таких случаях даже талантливые и гениальные люди делают большие и непредсказуемые ошибки. Непредсказуемым был не народ, а самодержавная власть царя. Выход видится в создании у нас открытого демократического общества и государства.
Поэтому и отцам, которые, как мы указывали выше, стремятся приобщить своих детей к общественной жизни, надо стремиться к избавлению от черт самодержавного поведения, внедрять принципы демократического общения в семье. Ведь именно так это и происходит в современной российской школе, где учащиеся обладают самостоятельными гражданскими правами и юридической ответственностью.