Степанов В.Г.
Библейская семья. Учебное пособие для учителей средней школы.
I. Библейская семья: Адам и Ева.
Данная статья начинает собою задуманный цикл статей по психологии религии и психологии семьи. Дело в том, что состоялось решение Президента и Правительства России о введении в средней школе курсов «Основы религиоведения», или, по желанию местных властей, родителей, учебных предметов под названиями (на выбор) «Основы православия», «Основы мусульманства», «Основы иудаизма» и «Основы буддизма».
Мы считаем это правильным и разумным решением по многим причинам: Россия страна многонациональная и многоконфессиональная. Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания. Это важно для нашего периода времени многих религиозных войн и международного терроризма, поднявшего чёрное пиратское знамя религиозной нетерпимости и истребительной войны с иноверцами. Мы же, напротив, разделяем мнение священнослужителя Г.Чистякова и многих иных праведников мира, в том числе и российских, что мировые многовековые религии по своей сути глубоко гуманны и человеколюбивы. В них больше сходства, чем различий. А именно на последнее обращают внимание и преувеличивают их воинствующие религиозные фанатики.
В тоже время широко известны слова Пророка Мухаммеда, что Бог один, но является разным народам под иными именами и исполняемыми религиозными обрядами. Вот почему, писал Пророк, нельзя преследовать людей за религии, особенно за те, в основе которых сходные Священные тексты. Понятно, что таковыми являются тексты Священных книг иудеев, христиан, мусульман. Изучение Священных книг этих религий позволит уменьшить опасность религиозных войн в нашей стране и во всём мире, потушить религиозный терроризм.
Кроме того, мировые религии в силу своей большой гуманности помогут людям мира найти основы общечеловеческих ценностей и послужить делу духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, взаимопониманию и творческому сотрудничеству между людьми. Мы не призываем соединить церковь и государство, но хотим помочь подрастающему поколению найти материал для собственных человеколюбивых теорий, используя для этого знания по прогрессивной философии, этике, искусству и литературе, свои жизненные наблюдения за достойными, благородными, самоотверженными и героическими людьми современности.
Разумно решение Правительства страны поручить преподавание религиоведческих предметов гражданским лицам, специально подготовленным учителям школ. Это убережёт наши школы от обвинений в преднамеренном насаждении в умах детей и молодёжи тех или иных религий, а сведётся прежде всего к раскрытию многовековых основ национальных культур, поможет молодёжи получить материал для самостоятельного сравнения, сопоставления и собственного выбора основных постулатов и построения всей мировоззренческой системы идейно-духовного воспитания детей и молодёжи в своей семье и Отечестве, на основе общечеловеческих и национально-культурных, гражданско-патриотических ценностей.
Мы ни в коей степени не отрицаем и не призываем заменить систему церковных учебно-воспитательных заведений, где преподавание ведётся священнослужителями всех рангов и всех степеней церковно-духовного образования, от низших до высших. Более того, как специалисты по психологии религии, мы стремимся подготовить детей и молодёжь к самостоятельному, осознанному и глубоко продуманному пониманию мировых религий, открывающему возможности достаточно зрелым людям для ознакомления и даже принятия той или иной гуманной религии, специальному обучению ей под руководством священнослужителей, или хотя бы усвоения важнейших высших нравственных постулатов человеческого общества.
Мы не ставим себе задачу как-то поколебать или примитизировать систему канонических знаний, дать им некое двойственное истолкование. Мы будем стремиться по мере наших возможностей, дать детям и юношам начальные знания о самой мудрой Книге. Причём постараться изложить их на литературном современном языке, подготовить их читать Священное Писание на церковно-славянском. Это будет способствовать появлению широкого интереса молодёжи к чтению Священных текстов в одобренном той или иной церковью изданию, к самостоятельному изучению, посещению церквей и храмов во время богослужения, к поступлению в специальные религиозные учебные заведения, а также поможет глубокому пониманию национальной и мировой культуры, изобразительного искусства, литературы и музыки. Т.е. значительно поднимет духовный уровень развития миллионов людей, многие из которых ограничиваются ознакомлением с содержанием картины, не понимая её духовной сути. Ныне музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина в дни своего славного столетия показывает выставки гениальных художников разных стран. Возникают огромные очереди. Люди захвачены созерцанием великих творений. Они с восторгом смотрят на них в толпе и давке, но видят ли они великую внутреннюю правду, силу этих картин? Так и наша бесценная классическая литература. Многие из нас читают гениального Пушкина, а глубокий смысл его стихов понимаем, став взрослыми. Правильно ли мы пропагандируем искусство и литературу, сосредоточиваясь лишь на словах и красках?
Тем более это относится к Библии. Надо заучивать слова и буквы Священного писания. Но следует ли этим ограничиться, ибо в Библии сказано: «Буква мертвит, а дух животворит». Надо, чтобы знание текстов вело не просто к многознанию, а к Боговедению.
Наш опыт преподавания религиоведения свидетельствует, что даже верующая студенческая молодёжь не умеет в притчах и рассказах раскрыть сущность Божественного Откровения. Конечно, это связано с 70-летним опытом воинствующего советского атеизма. Но с этим пора кончать. Пора научиться молодёжи иначе подойти к изучению Текстов Священного писания; не как к чему-то древнему и обветшалому, а подтверждённых историей тысяч лет и связанных с сегодняшним днём, помогающих жить и побеждать.
Поэтому используя наш опыт преподавания религиоведения, мы видим смысл нашей работы в наполнении подготовительного рабочего материала для преподавателей религиоведческих дисциплин. Мы будем очень благодарны священнослужителям и учителям за указание на наши неточности и даже ошибки, а также за удачные мысли.
Библейская история человечества начинается с Адама и Евы, наших прародителей. Они создали первую семью, от которой пошло потомство. Начинать с семьи имеет смысл и потому, что Апостол Павел писал: Человечество – это единый организм во Христе. Каждый из нас особый и важный орган его. Иисус Христос говорил: «Где двое соединены любовью, там два тела и одна душа. Это и есть уже Царствие Небесное. И великие праведники признаются Богом-Отцом своими сыновьями и дочерьми, т.е. приобщаются к Святому Семейству. Недаром Иисус Христос, Бог-Сын, обращался к земным и грешным людям со словами: «Братья и сестры мои». Он хотел нам всем спасения. И говорил своим Апостолам: «Вы теперь не рабы, а друзья». И именно за друзей Своих, за всё человечество, Он понёс мученическую смерть: ибо нет большей любви, чем отдать жизнь за брата своего.
О значении семьи говорили и многие великие люди человечества. Знаменитый философ и государственный деятель Великобритании Френсис Бэкон, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи».
В наше время ощущается глубокий кризис семьи и существующих семейных ценностей и отношений. Многие люди проповедуют безбрачие, так называемые «гражданские браки», «однополые семьи», появились свингеры, так называемые «шведские семьи», до сих пор существуют гаремы. И всё же сегодня многие не могут не сказать, что без любимого человека нет личного счастья в жизни.
Православный митрополит Сурожский писал: «Когда ты один, около тебя много личностей. А когда влюблён – любимый человек один, а все остальные люди». Так что же сегодня происходит с семьёй. Должна или не должна она существовать? Если должна, то какая? А какой представлялась семья в Священном Писании? Что в ней говорилось? И поможет ли эта древняя Книга получить современные ответы на эти вопросы? Какие можно сделать выводы о браке, читая в Книге «Бытия» Повествование об Адаме и Еве? Господь создал мир и всё сущее на нём за 5 дней. На 6-ой день Бог создал Адама и из ребра его Еву. Они были голые и жили в Эдемском саду. Господь запретил им только срывать плоды с Древа Познания добра и зла. Но здесь появился змий (дьявол), который подговорил Еву, а та Адама, сорвать с этого Древа плод и съесть его. Змий сказал им: «Тогда будете, как Боги». Вернувшийся Господь увидел перемену в их лицах. «Что с вами?» спросил Он их. Адам и Ева ответили: «Нам стыдно, мы голые». Это встревожило Господа, и Он спросил: «А кто сказал вам, что вы голые? Не сорвали ли вы плоды с Древа Познания?». Тогда Адам признался в этом, сказав, что Ева его к этому побудила. Как часто мужчины перекладывают ответственность за свои поступки на своих жён! Приходилось ли вам, и как часто, с этим сталкиваться? Каково ваше мнение по этому поводу? Как следует вести себя в таких случаях супругам? Как бы то ни было, но уже в Новое время на одном из Вселенских Христианских Соборов серьёзно обсуждался и даже ставился вопрос: можно ли женщину считать полноценной христианкой, или она сосуд искушения дьявола? Только небольшим количеством голосов это утверждение не прошло. Надо сказать, что подобное отношение встречается в мусульманских странах: там женщины молятся в мечети позади мужчин, чтобы не совратить их, носят паранджу. В синагоге женщины молятся отдельно, на балконе. В отсталых афро-азиатских племенах совершают женское обрезание: удаляют клитор. Ибо женщина должна заниматься рождением, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Но вернёмся к просвещённому и гуманному сознанию нашего века. Почему Господь удивился, услышав об их стыде за их наготу. Ведь до этого они не стыдились друг друга. Действительно любящие и уважающие существа не стесняются друг друга. Как не стесняются этого малые дети. Ведь человек прекрасен, т.к. он создан по образу и подобию Бога. И нет в нём ничего срамного от природы. Срамным становится то, что совершено без любви и, значит, с грехом. Например, человеку дано великое чудодарение: речь и язык. Как много поэм, песен, слов любви и добра сказал человек. И это огромный дар Небес. Но когда человек начинает материться, сквернословить, оскорблять близких своих, то это благо превращается во зло. За что же наказал Господь Адама и Еву? За их соитие как мужчины и женщины? Так считают многие, называя это явление первый грех. Но какой же грех в совместной жизни мужчины и женщины, если Господь Бог при их создании сказал: «Плодитесь и размножайтесь». А как могут обычные люди плодиться, не вступая в сексуальные отношения, не рожая детей? Никак. Следовательно, Творец хотел, чтобы у людей было потомство. Бог был за детные семьи. Но этого мало. Господь хотел, чтобы люди размножались, т.е. Господь желал, чтобы на Земле жили многодетные семьи. Так за что же тогда Господь Бог изгнал из рая Адама и Еву? Почему Он удивился их стыду за свою наготу? Потому что они совершили акт соития мужского и женского тел без любви. Поэтому они сами почувствовали фальшь происходящего, получившего название первородный грех. А Бог сам есть любовь. Их близость совершалась без благословения Бога, без Его совета, без Его мудрого поучения. Это становится понятным только теперь, и немногим. Крупный психолог современности Эрих Фромм правильно сказал в своей небольшой книге о любви, что ей надо учиться, как учатся профессии. Тогда и семьи будут прочными, дети счастливыми и здоровыми. И в мире люди научатся создавать великие творения, а не убивать миллионами друг друга.
Любовь – это не частное чувство двух или нескольких людей. На любви построена вся человеческая Вселенная, и Земля прежде всего. Бог создал человека в последний День Творения. День шестой. И назначил ему смотреть за всем сущим, созданном Им – Сущим. А он, управитель Земли, не позаботился познать Боговедения, а воровал и вкушал запретный плод. Воровал из озорства, и это ему было сладко. А ведь со временем его ждало благословение Божие, и он испытал бы вечное счастье жизни. Ибо, как писал Короленко, человек создан для счастья, как птица для полёта. Но и сегодня большинство людей стремятся к острому, но краткому наслаждению, вместо глубокого и вечного.
Диктуя Пророку Моисею на горе Синай 10 основных заповедей Господь не забыл среди них указать одну: «Не прелюбодействуй». Но и ныне многие из нас подвержены этому греху. Многие люди не относятся с должной серьёзностью к этому запрету. Они легко впадают в этот грех. Недаром же Христос не стал наказывать грешницу в присутствии таких же греховодов. Но сказал ей: «Больше этого не совершай!». Господь стремится не столько наказать, сколько исправить грех покаянием, т.е. направлением мыслей и дел человека на благие дела. Но покаяться грешник должен успеть до смерти, ибо на Страшном Суде не будет снисхождения за непризнанные грехи. Но почему же люди легко впадают в грех прелюбодеяния? Свои объяснения пытаются дать люди науки: в биологии объясняют действием безусловного рефлекса размножения, особенно выраженного у мужчин. Психоаналитики, в лице З.Фрейда и его последователей, исследовали формирующиеся в бессознательном неврозы; другие изучали аддиктивные влияния.
Предлагаемые ответы можно найти в гендерной психологии и в психологии семьи. Но проблемы любви и прелюбодеяния касаются не только человеческих отношений. Ведь человек, хозяин Земли и Мира, основанного на любви. А как же он будет создавать мир любви, если сам не умеет любить, а стремится только к удовольствию, богатству и накоплению.
Проблема соотношения прелюбодеяния и любви не так проста, как кажется. Например, история соблазнения царём Давидом Версавии, мужа которой он преднамеренно послал на гибель? Господь наказал обоих смертью их первенца. Царь Давид долго отмаливал свой тяжкий грех, написав во славу Господа знаменитые псалмы Давида. И тогда родился у них сын по имени Соломон – мудрейший из всех Библейских царей. На сказанном примере мы можем убедиться, что порой глубоко раскаявшийся человек становится ближе к святости, чем невинный праведник. Согласны ли наши читатели с подобным утверждением, не служит ли это оправданием греха? Наверное, важно понимать, что истинное покаяние связано не только с пониманием совершенного греха, но с искуплением его своими действиями и страданиями души, любовью к Богу. Эти мысли важно обсудить молодым и зрелым людям со своими родными и близкими, товарищами, а верующим – со священнослужителями, чтобы найти точные и приемлемые для данного человека формулировки. Из главы третьей книги «Бытие» мы узнали, что по наущению змея Адам и Ева нарушили запрет Господа: они вкусили плод от древа Познания добра и зла. Анализируя этот текст Библии, мы постарались показать, что последующее за этим наказание Божие было вызвано не свершившемся супружеством людей, ибо при создании их, Он сказал: «Плодитесь и размножайтесь», т.е. Господь желал создание семьи не только детной, но и многодетной. Однако, Адам и Ева стали супругами без благословления Господа, который подготовил бы их к браку по любви и благоразумию. Ведь Господь Бог – это любовь и мудрость, открывающая человеку Путь, Истину и Жизнь, как сказано в Новом Завете. Послушавшись змея, Адам и Ева стали получать знания о семье и окружающем мире, не умея их применять во благо не только людей, но и всего сущего, созданного Сущим. Это мы видим сегодня на примере разрушительного действия научно-технического прогресса, приведшего земной мир и природу к экологической драме. Таково наше мнение по поводу того, за что прогневался Господь и изгнал из рая Адама и Еву. Считают ли наши читатели такое мнение обоснованным, или у них есть свои взгляды по поводу толкования этого текста. Каковы они? Постарайтесь, опираясь на текст книги «Бытие» изложить и обосновать своё понимание произошедших событий.
Теперь обсудим те решения, которые были приняты Господом Богом. Вначале Он осудил главного виновника происшедшего события. Он проклял змея перед всеми скотами и зверями, и обрёк его на хождение, на передвижение на чреве своём и поедании праха во все дни жизни его. Нам представляется очень важным сказанное змею Господом Богом. Цитируем это дословно:»…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт 3,14).
Анализируя эти слова, мы имеем все основания говорить, что женщина не является соблазнительницей (сосудом дьявола), а по сути своей враждебна ему. Её семя (дети) будут поражать семя змея в голову, а его семя поражать её семя в пяту. Таким образом, нам представляется обоснованным считать, что рождённым детям женщины открыт путь к духовному спасению и конечной победе над силами тьмы (семенем змея).
Этот факт опровергает мнение многих, ныне и ранее заблуждавшихся людей, говоривших о неполноценности женщины как верующей. И действительно, мы узнаём уже из текста Нового Завета, что именно Матерь Небесная Пресвятая Дева Мария родила миру Богочеловека, нашего Спасителя Иисуса Христа. Именно Он и «ударил» змея и его семя по голове, своей смертью смерть поправ. Поэтому в Святом Чине Пресвятая Богородица поставлена ближе всех к Господу Богу. Однако это великое назначение женщины относится не ко всем, а к добродетельным женщинам - матерям. А как же это достигается? Господь сказал Еве после её грехопадения: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей…» (Быт 3,16). И действительно, многие женщины и сегодня рожают детей своих в муках и страданиях. Но это не столько наказание, сколько дар. Известно из многих текстов Библии, что через муки люди приходят к святости и мудрости. Мы спрашивали многих школьников и студентов, кто самый лучший человек на свете? Они отвечали: «Мама». Поэтому многие философы, писатели, поэты пишут о своих матерях, говоря о святости их любви и самоотречении. И нам представляется понятным, что готовя Преображение Сына своего Иисуса Христа, Бог не создал тело для него из земного праха, а приготовил его появление через лоно Пресвятой Девы, Богоматери.
Таким образом, Господь Бог совершил то, к чему стремятся, но не могут достигнуть многие специалисты по судебной системе различных стран: не столько стремиться к наказанию нарушителей закона, сколько к их исправлению и совершенствованию. Можно образно сказать, что в результате всего задуманного Господом женщина превращается из однодневной красивой бабочки в человека высокой духовности, способной быть вместе с супругом первым и самым главным воспитателем детей на всю жизнь. Но, спрашивается, как же это достигалось Создателем? Очевидно, что трудности рождения не способствуют ещё формированию организма и личности ребёнка. Природа усложнила и усовершенствовала организм женщины. Пока женщина обладает способностью к деторождению природа более активно и эффективно работает над её организмом, особенно над тем, что связано с репродуктивной системой, постоянно очищая и совершенствуя её организм, лучше сохраняя его, по сравнению с организмом мужчины. Женщины в большинстве своём живут дольше мужчин. А рождение ребёнка, как правило, омолаживает организм. Современная психофизиология утверждает, что природа «охраняет» в большей степени и психику женщины, чем мужчины (Л.Геодакян). По особенностям своей психики женщины, как правило, ближе к норме, чем мужчины. У них меньше отмечается социальная дезадаптация. Им меньше присуще аддиктивное поведение: пьянство, наркомания. Отставание в психическом развитии чаще всего отмечается у мальчиков, чем у девочек. Среди представителей естественных наук существует мнение, что природа с самого начала даёт предпочтение женскому типу развития. Так, первые 1,5 месяца эмбрионы в организме развиваются по общему типу, который является женским. Женщине от природы присуща более сильная эмоциональность. Это выражается даже в материальной структуре мозга женщины. Её «эмоциональный мозг» занимают большее место в структуре мозга женщины, чем у мужчины. Это даёт ей больший энергетизм, запас положительных эмоций, весьма необходимых и благоприятных для умственного и психофизического развития детей, а также для создания благоприятного психологического климата в семье. Однако наши недостатки часто являются продолжением наших достоинств. Поэтому повышенная эмоциональность женщин бывает труднорегулируемая в экстремальных условиях жизни. Не из-за недостатка ума, а по причине избыточной эмоциональности, женщины могут совершать ошибки в состоянии аффекта и стресса. Очевидно, поэтому в Библии написано: «… жена да убоится мужа своего», муж должен быть главой семьи. Заключая наш анализ текста Библии о женщине-матери и её святой любви, обратимся к Новому Завету, где речь идёт о Боге-Сыне Иисусе Христе, нашем Спасителе. Для Его Преображения Господь обратился к Богородице. Господь Бог создал Богочеловека не из праха земного, как Адама и Еву, а совершил святое зачатие в лоне Пресвятой Девы Марии. То есть использовал женский путь рождения человека, и сбылось то, что сказано в начале Ветхого Завета: «что семя женщины ударит по голове семя змея». Иисус Христос, Сын человеческий, своей смертью попрал смерть, открыв верующим в него путь к Вечной жизни на Небесах. Это даёт нам основание утверждать в соответствии с текстами Библии, что именно детям, рождённым женщиной, открыт путь к спасению своей души и победе над злом. Поэтому сегодня мы с полным правом считаем возможным повторить слова М.Горького: «Восславим женщину-мать!». И поэтому мы считаем, что всякие рассуждения отсталых людей о том, что женщина является неполноценной верующей, являются ложными. Более того, на примере Богородицы мы видим, что Господь Бог не только признаёт, но и высоко ценит материнство. Мы согласны с утверждением ряда христианских теологов, что Пресвятая Богородица не простая женщина-мать, а заменяет в Новом Завете Ковчег Завета Божьего.
Говоря о сложности женского организма, его подготовленности к материнству, семейной жизни, воспитанию, современная наука заявляет о необходимости физиологической, медико-гигиенической и психологической поддержке как созревающей девушке-подростку, так и находящейся в периоде детородности молодой женщине. Между тем, специалисты по возрастной физиологии отмечают большую потребность девочек-подростков в специальных консультациях по проблемам их полового созревания. Конечно, во многом здесь можно рассчитывать на помощь их матерей, но необходима также специальная работа учителей биологии, социальных педагогов, педагогов-психологов. Многое в отношении помощи девочкам-подросткам могли бы оказать школьные врачи. Но им, как правило, не хватает специальных знаний и времени для проведения этой работы. Медико-психологическая и социальная поддержка необходима также молодым матерям как со стороны государственных органов, так и со стороны мужской части семьи, прежде всего мужей. Российское правительство делает в этом направлении определённые полезные шаги, направленные на увеличение рождаемости и укрепление здоровья семей, по части материальной – материнский капитал, выделение жилья и участков земли многодетным семьям. Что касается мужской части семьи, мужей, то они, как правило, имеют весьма смутное представление о сложностях женского организма и связанных с этим трудностей воспитания детей, трудностей жизни, не оказывают необходимой поддержки женщинам при решении проблем женского здоровья, а порой избегают семейных проблем, не помогая ни жёнам, ни собственным детям. Безусловно, указанные проблемы надо решать безотлагательно, ибо они имеют государственное значение.
Начинать надо с просветительских бесед в школе психологов, врачей в период полового созревания, как с девочками, так и с мальчиками, как вместе, так и по отдельности. Для решения поставленной проблемы необходимо значительное увеличение здорового народонаселения, в т.ч. детей, живущих в полных семьях.
Всё сказанное выше о женщинах-матерях нисколько не снимает вопроса о мужчинах, отцах и кормильцах семьи. В рассматриваемой нами выше третьей главе книги «Бытие» Господь говорит Адаму: «в поте лица своего ты будешь есть хлеб свой». Здесь опять, на наш взгляд, проявляется не столько наказание Божие, сколько стремление исправить Адама: ведь человек и поныне ценит то, что он добыл трудом, а не получил даром. Кроме того, именно в процессе труда человек и может творить великие дела и сеять добро. Господь Бог сказал Адаму, что он будет в поте лица своего добывать хлеб свой. Что значит хлеб? В Новом Завете Иисус Христос сказал своим Апостолам: «Ешьте хлеб: это Тело Моё». Следовательно, Адам должен быть кормильцем семьи и добывать для неё одобренную Богом пищу, а не пить, курить, и прочее. Адам должен стать кормильцем семьи, но не человеком, проводящем время в войнах с ближними своими. Адам был взят из земли. И Господь определил ему: «Возделывать землю, из которой он был взят», а затем возвратиться в неё как прах, каковым человек является. Это судьба всех людей, но от себя мы можем заметить, что когда люди перестают возделывать землю и заботиться о ней, то они быстрее превращаются в прах. Это мы видим сегодня на многочисленных примерах пренебрежения заботой о земле, приведшей к экологической катастрофе.
Господь создал Еву из ребра Адама, чтобы «оставил» человек отца своего и мать свою и прилепился к жене своей: и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). И определил Господь Адаму быть главою семьи. Изложенный выше текст позволяет нам сделать утверждение, что мужчине в семье назначено быть опорой, кормильцем и защитником. И, очевидно, поэтому в большинстве своём мужчина физически сильнее, крепче и храбрее женщины. А отсюда понятно стремление мужей семейства иметь достойную работу и достойный заработок для содержания семьи, а не быть нуждающемся в необходимом, как это было в годы советской власти. Описанные нами особенности Библейской семьи сегодня находят своё отражение в понятии «Патриархальная семья». Таковой она являлась десятки и сотни лет в России. Сегодня появились семьи, основанные на классификации маскулинности (преобладание жёсткого мужского начала), феминности (преобладание женского начала), андрогинности (взаимовлияние мужского и женского начала). Мы считаем, что правы великий греческий философ Платон, и выдающийся русский религиозный философ Вл.С.Соловьёв, что лучшим является андрогинный характер: очевидно, он создаёт наилучшие предпосылки для создания современной эгалитарной (равной) семьи. Слова в Библии о единстве Адама и Евы как плоть от плоти подтверждаются, по нашему мнению, сегодня и тем фактом, что для нормального развития и восприятия нужны как мать, так и отец. Об этом, в частности, пишет в своей знаменитой книге «Искусство любви» Эрих Фромм. Любовь матери безусловна, она особо необходима в первые годы жизни для физического и эмоционального здоровья ребёнка, любовь отца условна, она зависит от того, следуют ли дети его советам жизни в социальном окружении. Влияние отца особенно возрастает с 6-ти лет и в подростковом возрасте. Очень важно иметь единую педагогическую линию воспитания и взаимное поддержание родителями авторитета друг друга. Мы постарались описать первую Библейскую семью, представленную Адамом и Евой.
Из сказанного мы позволили себе выводы: Господь Бог за создание счастливой семьи на основе любви; Господь желает семьи не только детной, но и многодетной; Мужчина – основа, кормилец и глава семьи, в поте лица своего добывающий хлеб свой. Поэтому он должен иметь достаточный и достойный заработок, а общество должно предоставить ему для этого возможности выбора профессии и работы; Женщина – мать, в муках рождая и воспитывая детей своих, поднимается до уровня самоотверженной и святой любви к детям своим. Она нуждается в поддержке и помощи своих родных и общества. Мы просим читателя сделать свои основные выводы после прочтения текста об Адаме и Еве, а также указать, с чем он согласен, а с чем нет, и высказать своё мнение.