Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Библейская семья: родители.




 

В христианской религии отношение к родителям весьма высокое. Достаточно сказать, что Бог считается Отцом Небесным всех людей. Иисус Христос отмечал, что Он передаёт всё сказанное Ему Отцом Небесным, Спаситель сообщил Своим Апостолам молитву, обращённую к Отцу: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь» (Матф.6: 9 - 13).

Все тайны мира открыты только Богу-Отцу. Библия утверждает, что при рождении каждого земного ребёнка Господь вдыхает ему душу, т.е. дает некую частицу своей Святости. У детей этот Божий дар сказывается в большей степени, чем у взрослых, т.к. они безгрешны. Вот почему нередко маленькие дети произносят мудрые мысли, не осознавая их глубины.

Иисус Христос просил не мешать детям подходить к Нему, ибо их ЦарствиеНебесное. Праведным людям Бог в конце жизни даёт бессмертие и признаёт своими детьми. Очевидно, поэтому Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, обращался к людям со словами: «Братья и сестры!». Иисус Христос хотел всем спасения и вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, святые люди приобщаются, в известном смысле, к Святому Семейству.

Об этом очень мало упоминается в религиозной литературе. А между тем, данное положение имеет огромный мотивационно-воспитательный смысл. Да и сильные мира сего меньше бы притесняли Божьих людей, скромных и неприхотливых. В то же время мы слышим в обыденной речи пренебрежительные их характеристики: «...не от мира сего», т.е. никчемные и странные, по их мнению, ничего в жизни не могущие добиться для себя и своей семьи. А между тем, это слова самого Иисуса Христа: «Я не от мира сего….». Спаситель, естественно, был не от земного мира людей, а принадлежал Царствию Небесному. Но великий смысл этих слов искажён людьми.

Значительное количество мирян считает, что твёрдое стремление к соблюдению Священного Писания никак не будет вознаграждено в жизни. Студенты-педагоги многих московских вузов считают, что смысл жизни только в интересной и достойной работе и хорошей семье. Но при этом почти никто не говорит о жизни для Бога, по Его заповедям. А за это следует самая большая и ни с чем несравнимая награда - вечная жизнь как сына или дочери Божьей.

Эти сведения о понимании смысла жизни нашей молодёжью получены на основании распространённых нами анкет среди учащихся педагогических и психологических факультетов, готовящихся к профессии педагога-психолога и социального педагога.

От Бога зависит вся наша жизнь. И не только студенты, но и взрослые верующие должны испытывать Страх Божий: ценить и уважать Господа, любить Его больше всех и всего. Ибо Бог даёт нам истинное знание жизни, без Его помощи невозможно достичь духовного уроним развития и спасения души. Но люди больше боятся нечистого и злых духов. Однако спасти нас от них может только Господь, ибо всё творится по воле Божьей. Бог желает от людей не столько приношении и не стремится прежде всего к наказанию их за грехи, сколько к Боговедению, т.е. к пониманию Господа и следованию Его заповедям. Отсюда ясно, что и земные отцы и матери должны следовать примеру Отца Небесного: учить своих детей добрым началам жизни и примерному поведению, не жалея для этого своих сил и времени нести родительский крест.

Бог - Святая Троица, нерасторжимое и тесное Единство Бога-отца, Бога-сына, Бога-Святого Духа. Небесной матерью является Пресвятая Дева Мария, Богородица, она ближе всех стоит около Бога. Это свидетельствует, что Господь больше всего ценит праведных женщин-матерей.

Пресвятая Дева Мария очень много добра делает людям, особенно помогает сирым, обиженным и больным. У неё беспредельная чудодейственная сила сама по себе, а также она просит за находящихся в несчастье людей Сына своего Иисуса Христа. Пресвятая Богородица - защитница и покровительница нашей многострадальной страны. Она предсказывает, что именно из России придет большая спасительная сила для людей всего мира.

Таким образом, Отец Небесный и Пресвятая Богородица, Небесная Мать наша, непосредственно участвуют и пекутся о благе, счастье и согласии в наших семьях. Верующие родители (отец и мать) должны изучать по Священному Писанию Деяния Отца Небесного и Пресвятой Богородицы, чтобы следовать Их Заветам и Примеру в наставлении своих детей.

Ни в какой религии, кроме христианской, Бог не находится так близко к человеку. Он не смотрит с далёких высот грозно и безразлично. Не окидывает людей роковым взглядом. Бог, как воздух, вне нас и внутри нас. Он - это чистый горний воздух. Злой дух - испорченный воздух. Чистое дыхание Бога дает людям здоровье и долголетие. А изгнание Бога из себя приводит человека к удушью, болезням и смерти, т.е. к торжеству нечистого.

Отсюда становится понятным изречение Апостола Павла что, «человек живёт для Бога», т.е. для жизни не только земной, но и вечной. Жить для Бога - это значит, прежде всего, жить для себя, для успешности своего земного бытия и спасения души для вечной жизни, а также для блага и помощи своим ближним, к которым, естественно, относятся и дети. Благочестивые люди - соработники Бога. Они стремятся быть близкими к Господу, а Бог всегда с ними во всех испытаниях, болезнях и невзгодах, помогая во всём. Вот что проповедовал протоиерей Кирилл Чернетский.

Приводим выдержку из его трудов: «...Жизнь каждого человека находится под Божьим попечением, направляется Богом к спасению. С каждым отдельным человеком Бог как бы солидаризируется, соединяется в тех нуждах, переживаниях и страданиях, которые есть в жизни этого человека. Бог страдает вместе с человеком, и каждый страдалец имеет Бога, который страдает вместе с ним. Мы должны искать человека, которому нужно помочь, который страдает. Этим мы можем оправдать свою жизнь перед будущим судом». (Проповеди протоиерея Кирилла Чернетского на Евангельские чтения - кн.: «Преподобный Дмитрий Прилуцкий, Вологодский Чудотворец, и храм в его честь на Девичьем поле в Москве». Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2001-С.92)

Отсюда понятно, что в земной жизни велика роль родителей. Они неотделимы от Отца Небесного, ибо отец и мать дают биологическую жизнь ребёнку, а Бог вдыхает ему душу при рождении. Поэтому в Библии говорится, что кроме отца своего и Отца Небесного, никого не следует называть отцом. Выше мы уже говорили также и о святом призвании женщины- матери. Поэтому становится понятным, что в числе важнейших заповедей Библии находится та, которая касается родителей: «...чти отца своего и чти мать свою, чтобы продлились дни твои на земле».

Этой одной из главнейших заповедей Библии следуют далеко не все другие религии и мировоззренческие доктрины мира. Так, из японских кинофильмов («Восхождение на Фудзияму», «Нара-Яма») мы узнаём, что там в Средневековье престарелых родителей, утративших силы и не могущих трудиться, отводили на гору умирать в одиночестве и без всякой помощи. В людоедских племенах родителей съедали. Считалось, что таким образом их ум и житейский опыт передаётся детям. В то же время в некоторых национальных культурах древности родителям многодетных семей не возбранялось убивать «лишних» мальчиков (Япония) или девочек (домусульманский Арабский Восток). Но когда об этом заходит речь, некоторые слушатели вспоминают текст Библии, касающийся Авраама и его сына Исаака. Бог повелел праотцу древнего рода принести в жертву его любимое чадо… Молодые люди в связи с этим спрашивают, зачем Добрый, и Любящий людей Бог потребовал это от преданного Ему человека? Не слишком ли это жестоко, а главное - необходимо? Мы отвечали, ссылаясь на текст Ветхого Завета: Господь проверял, действительно ли Авраам любит Его больше всего. А этого требует вера. Почему? По нашему мнению, потому что в таком случае человек больше всего в жизни ценит правду и добро, а не родственные связи. А самыми сильными среди них являются родительские чувства. Недаром тираны, боясь измены своих воинов, брали в заложники их детей; в тюремных застенках Гулага люди подписывали фальшивые признания под угрозой пыток их малолеток; вымогатели богатства совершают похищения не самих владельцев имущества, а юных наследников («Киднап»).

Вот почему Господь выбрал такой способ проверки верности Авраама Богу. Весьма существенно, что в последний миг Ангел остановил руку праотца. А вот руку убийц Своего Сына Бог не остановил. Речь идёт уже не о Ветхом, а о Новом Завете, о Господе Иисусе Христе. В этом сказывается неразрывное единство этих книг, которые многие читатели просто не замечают: Бог остановил Авраама, но Сам в полной мере прошёл через мученическую смерть Сына, с которым был связан нерасторжимым единством. Таким образом, Господь Бог не только справедливо требует от людей любви к нему, но Сам в ещё большей степени проявляет её по отношению к своим творениям, в ущерб Себе. Видим ли мы что-либо подобное у земных царей?

Многие из них, ничего не делая для своих подданных, хотят бесконечного восхваления и жертв во славу свою. Они не только не страдают за своих граждан, но не признаются в своих ошибках. У них всегда виноваты злонамеренные иностранцы и внутренние враги.

Почитание родителей служило прочной основой описанной в Библии семьи. Но уже в самом начальном тексте этой Мудрейшей книги мы видим случаи нарушения упомянутой заповеди о родителях. Это относится к семье Ноя. У него было три сына: Сим, Хам и Эфет. Они стали возделывать виноградник. Не зная свойств вина, которое семья получила из виноградных плодов, Ной выпил его и сильно захмелел. Плохо соображая, он подошёл к кровати, лёг и заснул в непотребном виде. Хам увидел его, позвал братьев и стал смеяться над спящим отцом. Братья осудили его поведение, бережно положили и укрыли Ноя. С тех пор слово «хамство» стало нарицательным в европейской и американской культуре, в том числе и рос­сийской. Им выражают грубое поведение и сквернословие невоспитанного человека. Такое непочтительное отношение к родителям появилось в жизни цивилизованного общества в его ещё более вопиющих проявлениях. Всем известна трагедия В.Шекспира «Король Лир». Герой её - престарелый властелин, разделивший своё королевство между дочерьми и попавший в положение бесправного и бездомного бродяги. Его дочери перестали уважать его, давать приют и уход в своих дворцах. Исключение составила только младшая дочь. Подобное явление мы часто наблюдаем в современной России и других странах. Взрослые дети и внуки хотят немедленно, «сейчас и теперь» получить права собственности на имущество предков. Когда им это удаётся, они забывают про своих стариков, а полученное часто разбазаривают и теряют, участвуя в весьма сомнительных коммерческих операциях с недвижимостью.

В православной России веками строго придерживались рассматриваемой заповеди. В семьях всё строилось на подчинении авторитету старших (отцов, дедов, прадедов). Общество внимательно следило за точным исполнением этого порядка. В нашей литературе известно «Поучение детям» Владимира Мономаха, написана книга «Домострой», посвящённая проблеме создания и укрепления семьи. В советское время она подвергалась осмеянию, но сегодня мы находим в ней много полезных советов по сохранению и укреплению семьи.

Однако, уже Пушкин А.С. констатировал раскол прежних семейных отношений: «Наше ветреное племя живёт, волнуется, кипит,... и к гробу прадедов теснит… И наши дети, в добрый час, из мира вытеснят и нас». Конечно, великий поэт как идеальный родитель был готов всем пожертвовать ради благополучия родных детей. Но нужно ли вытеснение стариков молодыми? Конечно, нет. Человечеству как единому организму во Христе (Апостол Павел) для сохранения единства и преемственности, нужны люди всех возрастов. А замена одних другими происходит естественным путём. Господу Богу нужны все люди. И место их в Царствии Небесном определяется праведностью, а не возрастом. «За столом Отца Моего места много, хватит всем...», - говорил о них Иисус Христос.

Форма этого «вытеснения» молодым поколением старого ярко раскрывается Пушкиным в эпиграфе к «Евгению Онегину». В школе нас всех заставляли заучивать его: «Наш дядя самых честных правил...». Правда, было непонятно, зачем надо знать о дяде, о котором ничего не говорится в самом тексте гениального произведения, а всё посвящено племяннику? Это потребовалось поэту, чтобы сразу обрисовать читателю представителя новой формации российских молодых аристократов. Оно как раз и характеризовалось выраженным, но пока скрытым хамством по отношению к предкам: внешняя благопристойность, уважение и заботливость, а мысли про себя: «...когда же чёрт возьмёт тебя?». Это поколение можно ещё было побудить к достойному поведению, заинтересовать его материальными благами, т.е. купив его услуги.

У И.С.Тургенева в «Отцах и детях» в лице Базарова мы уже видим представителя «неподкупного» и открыто враждебного предкам молодого поколения, стремящегося к разрушению веками сложившихся традиционных связей в семье и обществе. В этом романе классик нашей литературы показал многие характерные черты народников радикального типа, явных предшественников белого и красного движения в период гражданской войны: сын пошёл на отца, а брат на брата. Семья была разрушена, а народ потерял своё единство и характерную для России общинно - нравственную основу существования. В период сталинских репрессий о Божьих заповедях, в том числе заповеди о родителях, было запрещено говорить. Восторжествовал воинствующий атеизм. Читателю известно, к каким огромным и ужасным людским и культурным потерям это привело.

В настоящее время в России происходит восстановление духовных основ жизни. По имеющимся сведениям боле половины нашего населения верующие. Недавно Президент и Правительство России приняли важное и необходимое для формирования нравственного сознания населения решение о введении в средней школе преподавания «Религиоведения»: основ православия, мусульманства, иудаизма или буддизма на выбор.

Однако процесс очищения нравственного сознания народа идёт в ожесточённой борьбе с силами крайнего мракобесия. Некоторые повзрослевшие и только вступающие в самостоятельную жизнь дети убивают своих родителей для того, чтобы самим немедленно стать собственниками квартир и имущества своих предков. Причём представители этой части молодёжи сами становятся ужасными родителями.

Известны случаи, когда живых новорождённых выбрасывали на помойку, или оставляли на морозе умирать от холода и голода.

Таковы трагические итоги того, что значительное количество людей в мире отказалось от почитания своих родителей, от вышеупомянутой Библейской заповеди из числа важнейших. В настоящее время происходит всеобщий процесс осознания её важности. Психолого-педагогическая наука в России отказалась от большевистского утверждения, что «родители это родимые пятна устаревшего эксплуататарского общества», а потому детей надо воспитывать по возможности отдельно от них, в школах и интернатах. Сегодня признано, как во всём цивилизованном мире, что родители - это первые и самые важные воспитатели своих детей. Государство стало выделять родительский капитал, помогать малоимущим и многодетным семьям. Это привело к увеличению рождаемости в нашей стране. Сообщается, что планируется существенное увеличение такой помощи родителям. Педагоги и учителя стали понимать важность семейного воспитания, разрабатывать отдельные теории и технологии развития и укрепления семьи. Выяснилась важность того, что родители нужны не только для рождения и материального содержания детей, а для их психического и физического здоровья. Это проявляется уже в первом контакте новорождённого с матерью. Он необходим, неправильно рано начинать его избегания якобы для воспитания самостоятельности ребёнка. Напротив, при таком контакте происходит даже неожиданное для многих воспитателей развитие детей - олигофренов. Родители дают положительный эмоциональный «заряд» детям, способствуют их умственному, физическому развитию.

Для полноценного формирования личности важно не только кормление, но прежде всего общение с родителями, как с матерью, так и с отцом, а затем и с другим взрослыми. Эти положения были доказаны в практической жизни Д.Б.Элькониным и исследованиями Розенгарт-Пуппо, а также зарубежными исследователями. Однако сегодня становится важным и проблема рациона и режима питания детей в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей организма. Один из авторов настоящей статьи специально занималась этой проблемой работая гувернанткой в семьях состоятельных людей и при воспитании своих детей. Успехи были очевидны. Они станут несравненно большими, если изучить зарубежный и отечественный опыт, ещё не ставший общедоступным для наших родителей.

Становится ясным, что родственные связи с родителями необходимы не только в детстве и юности, но и при воспитании собственных детей. Предки могут во многом существенно помочь их взращиванию, и воспитанию. Любовь и уважение к родителям с детства, тесное взаимодействие, а потом и помощь в течение всей жизни действительно способны продлить жизнь самих детей.

Мы рассмотрели проблему родительства в современной психолого­педагогической науке, в обществе и государстве. В среде учителей и иных воспитателей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.