О не осознаваемой обществом стратегической цели «общечеловеческой» модели образования
Известно в политике строительства и управления отечественной системой образования министерство образования РФ и региональные департаменты стали ориентироваться на западный «общечеловеческий» опыт и, прежде всего, опыт США. Безусловно, у них есть многое из того, что мы должны учитывать в своей работе. В этом плане заслуживает серьёзного изучения анализ и выводы этой самой «общечеловеческой» модели образования, который сделали такие подлинные учителя и граждане мира как Иллич Иван и Джон Тейлор Гатто. Эти мыслители сумели вникнуть в то глубинное, сакральное, что пребывает для миллиардов жителей земли тайной «за 7-ю замками». Тайной, которую гениально приоткрыл гений И.В. Гёте «Что значит знать?».
Что значит знать?
Вот, друг мой, в чём вопрос.
На этот счёт у нас не всё в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, самых давних дней...
Учитывая особую важность их выводов, ниже приведу часть из них в подлиннике без комментариев.
Иллич Иван «Освобождение от школ» (М. «Просвещение» 2006 г.):
О том, что мы имеем дело не с журналистом-плюралистом, а с особо одарённым и критически мыслящим мудрецом говорят следующие автобиографические данные из книги. Родился в 1926 году в Вене. «Воспитанный в строгих католических традициях, он получил высшее религиозное образование в папском Грегорианском университете в Ватикане и Зальцбургском университете, где изучал богословие, философию, историю и естествознание... Он владел многими языками, от средневековой латыни и элементов санскрита до ряда современных, писал на шести: английском, немецком, французском, итальянском, португальском и испанском.
Школа стала мировой религией... Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам - наподобие древних ритуалов инициации и служения культу (с.34)
Мы все узнали большую часть того, что знаем, не в школе... каждый научается жить не в школе. Мы учимся говорить, думать, любить, чувствовать, играть, проклинать, заниматься политикой и работать без вмешательства учителя… Сироты, идиоты, и сыновья учителей научаются большинству того, что они знают, вне «образовательного» процесса, специально для них запланированного (с. 51)
Эксперименты, проведённые Анхелем Квинтеро в Пуэрто-Рико, показывают, что многие подростки, если их заинтересовать, снабдить программами и обеспечить оборудованием, лучше, чем большинство школьных учителей, справляются с задачей приобщения своих сверстников к исследованию растений, звёзд и веществ, к изучению принципов работы двигателей и радио (с. 39)
Преподавать - значит отбирать условия, содействующие учению (с. 35)
Большинство людей, читающих много и легко, полагают, что научились этому в школе; однако они с лёгкостью отказываются от этой иллюзии, как только задумаются, так ли это на самом деле (с. 36)
Учитель-жрец действует как мастер церемоний, который ведёт своих учеников через длинный лабиринтоподобный ритуал… Учитель-моралист замещает родителей, бога или государство. Он указывает ученику, что правильно и что неправильно, причём, не только в школе, но также и в обществе... Учитель-врач чувствует себя вправе копаться в личной жизни ученика, чтобы помочь ему расти как человеку… он убеждает ученика подчинить своё видение правды и своё ощущение правоты общим правилам (с.53)
Учитель, соединяющий в себе эти три полномочия, деформирует природу ребёнка намного больше, чем законы, которые устанавливают его принадлежность к юридическому или экономическому меньшинству, ограничивают свободу собраний или местожительство (с.54)
Истинное образование по большей части не является результатом обучения (с.60)
Вышколенные до нужного состояния люди уже не способны заметить неизмеримое. Всё, что не может быть измерено, для них второстепенно и опасно. Их не лишить творчества - они на него не способны. Рабы обучения, они разучились делать что-нибудь своё и быть самими собой и ценят только то, что сделано или могло быть делано (с.61)
На самом же деле, чем больше школа пытается манипулировать учением, тем сильнее нормальный ученик сопротивляется обучению (с.63)
Школа - ритуал инициирования, который вводит неофита в священную гонку бесконечного потребления; ритуал примирения, при котором академические священники будут посредниками между верующим и богами привилегии и власти; ритуал искупления, которое жертвует отсеявшимися, клеймя их как недоразвитых козлов отпущения (с. 65)
Школа смешивает развитие в унизительной зависимости от учителя с развитием в бесполезном смысле стремления к всемогуществу, что так типично для новообращённых... (с.66)
Школа делает отчуждение подготовкой к жизни этим лишает образование действительности и творчества... Школа держит людей в стороне от жизни, пока не удостоверится, что они впишутся в какое-нибудь учреждение. Новая мировая религия - это индустрия знаний, являющаяся для человека одновременно и поставщиком опиума, и рабочим станком на протяжении всё большего числа лет жизни. Поэтому освобождение от школ стоит в центре любого движения за освобождение человека (с. 67)
Но школа порабощает более глубоко и более систематически... Школа залезает в нас настолько глубоко, что никто не может освободиться от неё посредством чего-то иного (с. 68)
Манипулятивные институты создают социальное или психологическое «привыкание» (с. 75)
Школы извращают естественную склонность расти и учиться в спрос на обучение... Даже производители трупов убивают только тело. Заставляя людей отказываться от ответственности за их собственный личностный рост, школа ведёт многих людей к своего рода духовному самоубийству (с. 80)
Школы в основе своей одинаковы во всех странах, будь они фашистскими, демократическими или соииалистическими, большими или маленькими, богатыми или бедными... школьная система везде имеет одну и ту же структуру, везде скрытый учебный план воздействует одинаково (с.91)
Право свободы собраний признано политически и зафиксировано в культуре. Но нужно понять, что закон, которые делает некоторые формы собраний обязательными, фактически ограничивает право свободы собраний. Это касается социальных институтов, которые собирают людей в порядке повинности согласно возрасту, классу, полу и забирают очень много времени. Армия - только пример. Школа насилует нас даже грубее (с. 109)
Эскалация школьного обучения не менее разрушительна, чем гонка вооружений, хотя то и менее очевидно (с. 33)
Мой анализ подспудного учебного плана призван показать, что общественное образование только выиграло бы при избавлении общества от само собой разумеющейся обязательности школ, равно как выиграли бы в результате аналогичных процессов семья, политика, безопасность, вера и общение (с.26)
Так что повсюду не только образование, но и общество в целом нуждается в «избавлении от школы» (с. 26)
Идея свободного и конкурентного практического обучения - страшная крамола для ортодоксального педагога (с.39)
Общество, освобождённое от школ, приобретает новый подход к спонтанному (неформальному) образованию (с.45)
Освободительное движение, которое начинается в школе, основано на понимании того, что учителя и ученики одновременно эксплуататоры и эксплуатируемые, оно может предвещать революционные стратегии будущего; для радикальной программы освобождения от школ следовало бы обучать молодёжь в новом революционном стиле, бросающем вызов социальной системе, обязательными чертами которой являются «здоровье», «богатство» и «безопасность» (с.69)
Полностью деструктивный и постоянно прогрессирующий характер обязательного обучения завершит логику такого развития, если мы не начнём прямо сейчас освобождаться от нашей педагогической гордости, от нашей веры, что человек может делать то, чего не может Бог, а именно манипулировать другими людьми ради их собственного спасения... Манипуляция людьми, начатая в школе, также достигла роковой черты, и большинство людей всё ещё не осознает этого (с. 71)
Разрушение ныне существующей профессиональной структуры может начинаться с ликвидации профессии школьного учителя (с. 117)
В этом же плане заслуживает самого пристального изучения вековой опыт педагогических инноваций и школьных реформ, проведенных в США за XX столетие, который довольно обстоятельно описан в монографии Патриции Альберг Грэм «Америка за школьной партой» («Издательский дом Высшей школы экономики», 2011 г.). Данный опыт глубоко обобщён Джоном Тейлором Гатто в книге и «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» (М., «Генезис», 2006 г.), которая распространяется через интернет.
В отличие от массового учителя и родителя, монография Джона Тейлора Гатто - воистину, великого гражданина мира - это пример проникновения подлинным специалистом-мыслителем в педагогические лабиринты, пребывающие для абсолютного большинства людей земли «за 7-ю печатями». Это пример подлинного борца с теми, для кого «их жизнь -игра» (ИГО для света души РА - расшифровка В.Б.), пример борца за будущее народов планеты.
Джон Тейлор Гатто 26 лет проработал в государственных школах Манхеттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 году признан Учителем года г.Нъю-Йорка. В настоящее время работает в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по США, призывая к радикальной замене существующей системы образования.
Вот как автор описывает не осознаваемые обществом главные уроки, чему учит и воспитывает новые поколения современная школа Америки:
• Первый урок - это урок бессистемности. При таком образовании ничто ни с чем и никак не связано.
• Второй урок - в зависимости от размера кошелька родителей все дети делятся на социально иерархические группы. В привилегированных школах дети смотрят на всех остальных надменно и свысока.
• Третий урок - урок безразличного отношения к учёбе: когда звенит звонок, дети тут же бросают всё, чем до этого занимались и бегут на следующий урок. В результате дети по-настоящему никогда ничего не познают.
• Четвёртый урок - с помощью многочисленных ухищрений школа долго и упорно приучает детей подчинять свою волю командной системе.
• Пятый урок - урок воспитания интеллектуальной зависимости. Здесь речь идёт о том, что дети фактически должны механически воспроизводить то и только то, что в них вкладывают, не привнося своих оценок и не проявляя собственной инициативы.
• Шестой урок - школа приучает детей к тому, что их представление о себе определяется только мнением окружающих.
• Седьмой урок - тотальная подконтрольность. У детей нет личного времени и пространства.
В итоге, как пишет Дж.Т.Гатто: «Школа - это фабрика марионеток, в основе самой системы образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушпыми, более управляемыми».
Учитывая особую социальную значимость обобщений и выводов Дж.Т. Гатто в отношении «общечеловеческой» модели образования, ниже я процитирую наиболее важные из них:
На развитие образования в Соединённых штатах оказала влияние социальная теория, утверждающая, что есть только один правильный путь роста и взросления. Это древняя египетская идея, выраженная пирамидой с глазом наверху, отображённой на оборотной стороне долларовой купюры. Каждый человек является камнем, имеющим определённое положение в пирамиде. Эта теория представлялась во множестве разных видов, но в конечном итоге она выражает мировоззрение умов, одержимых жаждой контроля над другими умами, идеей господства и интервенционистскими стратегиями для удержания своего господства (с. 96)
Только когда существуют инструменты, при помощи которых можно построить централизованную ортодоксальную структуру типа пирамиды, возникает реальная опасность, что какой либо один яд может отравить всех (с. 111)
Концепция школы была разработана учёными мужами как программа, осуществление которой позволяет государству иметь инструмент для управления населением (с.47)
«Хватайте детей!» - сказал Джон Коттон в колониальном Бостоне. Это показалось такой хорошей идеей, что люди, молящиеся на идею «единства», так и сделали. Потребовалось тридцать лет, чтобы сломить яростное сопротивление людей, но к 1880 году желаемое свершилось - дети были захвачены (с.99)
Внедрение этой схемы привело к предательству демократических идеалов, являющихся единственным оправданием нашего национального эксперимента (с. 100)
По сути, это является сделкой с сатаной, так как в обмен на возможный будущей успех человек должен отказаться от своей личностной целостности (с 74)
Если мы честно проанализируем истоки нынешнего кризиса общества и школы, желая найти реальный выход из создавшегося положения, мы должны признать, что школы как организации в значительной степени способствуют агонии современной жизни (с. 75)
Препятствуя развитию свободного рынка, в сфере образования, горстка социальных инженеров при поддержке тех, кто наживается на обязательном образовании - производителей обучающей техники, издателей учебников, снабженцев и т.д., - обеспечила то, что наши дети, несмотря на продолжительное пребывание в школе, не получают настоящего образования (с. 114)
В этот парад влились многочисленные искатели прибыли: аналитики, консультанты, исследователи, академические институты, писатели, советники, журналисты, комиссии по созданию учебников, школьные советы, экспертные комиссии, государственные департаменты по образованию, наблюдатели, координаторы, производители, дипломированные учителя и администраторы, телевизионные программы, и орды имеющих отношение к школе бизнесов - все эти паразитические отростки системы государственного монопольного школьного образования (с. 117)
Абсурдность придания образованию товарных черт становится очевидной, если мы зададимся вопросом: что даёт попытка рассматривать образование, как способ дальнейшего раскручивания философии потребления, угрожающей земле, воздуху и воде нашей планеты? Следует ли продолжать убеждать людей в том, что они могут купить счастье, когда действительность свидетельствует об обратном? Следует ли закрывать глаза на то, что наркомания, алкоголизм, подростковый суицид, разводы и другие жесты отчаяния в гораздо большей степени поражают богатых, нежели бедных? (с.88)
Мы живём в эпоху великого кризиса школы, связанного с ещё более глубоким кризисом общества... На Манхэттене семьдесят пять процентов браков распадаются менее чем за пять лет... Мы живём в сетях, а не в обществе, и все, кого я знаю, одиноки из-за этого. Школа играет первостепенную роль в этой трагедии... Используя школу в качестве механизма отбора, мы, похоже, идём по пути создания кастового общества со всеми неприкасаемыми, попрошайничающими в метро и ночующими на улицах (с.45)
На самом деле школа не учит ничему, кроме подчинения приказам (с. 45)
Но если мы хотим изменить ситуацию стремительно нарастающей невежественности населения, необходимо осознать, что институт школьного образования хорошо «дрессирует», но не «обучает»; причём это присуще самой его сути (с.47)
Выпускники нашей школы, как я уже отмечал, безлики (с,47), как личности они несостоятельны. Как люди они бесполезны для других и для себя (с.48)
...создан такой социальный механизм, который, придавая значимость по сути своей бессмысленному и фантастическому поведению, неизбежно приводит к обесчеловечиванию учеников, к их отчуждению от собственной личности... (с.83)
Школа развивает и доводит до гротеска все свойственные детству негативные проявления... Настало время честно признать тот факт, что обязательное школьное образование действует на детей разрушительно (с.41)
Школа является двенадцатилетним тюремным сроком, где приобретаются только дурные привычки. Я преподаю в школе и получаю за это награды. Уж, я-то знаю! (с.43)
В результате наши дети не могут вырасти полноценными (с. 36)
Привычки, прививаемые такими крупномасштабными организациями, как школа, губительны (с.97)
Массовое школьное обучение калечит детей (с. 98)
Я даже не понимаю, почему родители позволяют творить такое со своими детьми (с.27)
Ни один из встреченных мною родителей, относящихся к среднему классу, не признавал, что не прав может быть не их ребёнок, а школа, в которой он учится. Ни один родитель за все двадцать шесть лет преподавания (с. 31)
Великим «достижением» государственного образования является то, что лишь единицы как из числа моих лучших коллег-учителей, так и из числа лучших родителей моих учеников допускают, что дела могут обстоять иначе (с. 34)
Годы борьбы с препятствиями, стоящими между детьми и получением ими реального образования, привели меня к убеждению, что государственная монопольная система образования не подлежит структурной реформации. Это система не сможет функционировать, если будут вскрыты и разрушены её основополагающие мифы (с. 21)
Учитель года - это не лучший из имеющихся учителей, лучшие ведут себя скромно, их нелегко обнаружить (с.44)
Изоляция старых и малых от реальной жизни, изоляция работающей часть населения от жизни молодёжи и стариков привела к разрыву фундаментальной связи между поколениями… (с.84)
Образование - это в значительной степени поиск личного смысла и постановка личной цели. Как можно достичь этого, держа детей взаперти от реальной жизни, в моей голове не укладывается (с.89)
Она (школа - прим. наше) разъединяет детей и родителей и препятствует жизненно важному взаимодействию их друг с другом, возникновению и удовлетворению интереса относительно друг друга. Школа подавляет семейную жизнь, отбирая время, необходимое для развития полноценной семьи, а потом сама же и обвиняет семью в её слабости. Это похоже на то, как злонамеренный человек преждевременно вытаскивает фотографию из проявителя, а потом обвиняет фотографа в некомпетентности. Некоторое время назад сенатор от штата Массачусетс сказал, что до перехода на всеобщее обязательное образование уровень грамотности в его штате был выше (с.95)
Мы должны кричать и ругаться по поводу системы школьного образования до тех пор, пока мы эту систему либо не исправим, либо не добьём окончательно (с. 53)
Любой педагог, пришедший к тем же выводам, что и я, является в худшем случае всего лишь раздражителем для командной системы (которая выработала автоматический защитный механизм по изоляции подобных мне бацилл с их последующей нейтрализацией и уничтожением) (с.20)
Мы живем в сюрреалистическое время. Научный школьный истэблишмент продолжает вынашивать планы дальнейшей централизации системы образования путём введения государственных стандартов, государственной программы и улучшения государственного стандартного тестирования (с. 101)
Если люди - механизмы, задача системы образования сделать эти механизмы более надёжными; логика машин диктует стандартизацию и взаимозаменяемость деталей, жёсткие временные рамки, предсказуемость, экономичность (с. 118)
Мы разрушили умы и характер наших детей, лишив их права выбора. Даже если и будет найден способ перевернуть пирамиду, мы ещё лет сто будем платить огромную цену за это преступление, и ценой будут потерянные поколения (с. 121-122)
Зачем нам образование?...
Давайте...положим конец великому школьному кошмару (с. 123)
Школьная реформа должна начаться с того, чтобы школа прекратила функционировать как киста, как непроницаемое изолированное тело, пожирающее наши деньги, наших детей, наше время и ничего не дающее взамен... (с. 94)
В заключение Джон Гатто сравнивает американскую школу с прокрустовым ложем. Напомню: Прокруст укорачивал, или удлинял ноги путника, чтобы они соответствовали его гостевой кровати.
В качестве выхода из воспроизводящего школой социального тупика, автор предлагает общинное устройство по примеру Реймского собора, в т.ч. переход на домашнее образование.
Ну и каких в итоге «выдаёт на гора» социальной жизни граждан американская система образования. В определённой степени на этот вопрос даёт ответ наблюдение известного российского автостопщика, объездившего и обходившего большинство стран Запада Сергея Зубцова:
«...Современный Запад - цивилизация биороботов. Как будто в большинстве из них души нет, ходят только тела пустые. Нет внутреннего центра, который живёт и действует, лишь тело механически движется. Биороботы. Вместо мыслей - банальные глупости с телевизора, вместо чувств - плохое их изображение... Искра Божья покинула этот мир. Вокруг лишь толпы абсолютно машинообразных, полностью детерминированных во всех своих проявлениях одинаковых людей».
О девушках: «Пустая кукольная красота не привлекательна. Это как «пластмассовое» картофельное пюре из пакетиков...»
О мужчинах: «На Западе давно уже резко не популярен образ мужчины, чем более вы одеждой и манерами похожи на подростка, тем лучше»
Вывод Зубцова: «Похоже, что абсолютная власть толпы на фоне постоянных манипуляций её же сознанием как раз и взрастила цивилизацию биороботов». Но как легко манипулировать такими избирателями...
Безусловно, с такой категоричностью и однозначностью, распространённой на весь американский народ согласиться трудно. В любой стране есть и люди - рабы по духу, и люди с внутренней свободой. Вечная трагедия народов в том, что людей с внутренней свободой, как правило, меньшинство. Немногие различают: «Я хочу в силе духа, либо я хочу в сипе инстинкта... самовыражения, удовольствия и наслаждения».
О том, что уготовила для детей западная система образования чётко выразила Президент Международной Гражданской комиссии по правам человека Джен Истгейт в своем опубликованном докладе «Навязывание препаратов детям. Психиатрия губит жизни людей», который был распространён в ПАСЕ. Приведёт лишь несколько цитат из этого доклада.
«Зайдите в обычную школу Великобритании, Австралии, Канады, или США, или в некоторые школы Мексики - вы подумаете, что попали в клинику для душевнобольных, потому что дети здесь выстраиваются в очередь за ежедневной дозой стимулирующего препарата».
Замечу, что речь здесь идёт о лечении психоактивными средствами такого нарастающего в виде эпидемии мифического психиатрического недуга, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Об этом синдроме - разговор отдельный (см. В.Ф.Базарный «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса», М., 2009, 2015 гг.).
В этом же докладе приводится оценка системы образования в США, которую даёт государственная комиссия США по совершенствованию образования:
«Если бы какая-нибудь враждебная сила попыталась навязать Америке то среднее образование, которое существует сейчас, то мы могли бы рассматривать это как военные действия против нас... В 2002 году им (психиатрам) были выделены средства в размере 28 миллиардов долларов для проведения «специального обучения детей», у которых психиатры «обнаружили» «расстройства в обучении». Однако департамент образования США выяснил, что 40% детей, страдающих такими «расстройствами», просто никогда не учили читать».
И мало кто осознаёт, что всё это есть не что иное, как продуманная стратегия «атаки на детей», о которой ещё в 1927 году заявил Ральф Трюитт: «В центре нашей атаки должна оказаться школа».
О том, что наша отечественная школа - та же самая «Фабрика марионеток», о которой пишет Дж.Т.Гатто, мы писали выше.