Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отдел II. Традиционное право




511. Эволюция обычного права. Державы-колонизаторы не только выработали новое право в областях, на которые никогда не

' О сложностях, возникших при толковании этой формулы, см. Allott A. New Essays in African Law. 1970. P. 28—69. Возникал, в частности, вопрос, имеется ли в виду общее право Англии или более общее понятие общего ^ права? Другой вопрос — о значимости судебных решений, вынесенных в Англии после указанной в формуле даты.

2 На Востоке Африки Уголовный кодекс Индии был заменен в 1930 году новым кодексом. Танганьика восприняла в 1902 году английский Закон о собственности и т.д.

3 См. Allott А. Ор. cit. P. 68—69.


распространялись обычаи и где обычай не давал достаточной базы для ставшей необходимой регламентации. Как мы видели, они ис­ключали применение обычного права во многих областях, где оно су­ществовало, но где его нормы оказались неприемлемыми для евро­пейских правителей.

Во Французской Западной Африке был принят ряд мер, направ­ленных на то, чтобы раскрепостить людей, улучшить положение жен­щины. Однако многие из соответствующих предписаний остались мертвой буквой'. В Английской Западной Африке суды имели право отказываться от применения обычая, противоречащего справедливос­ти или совести, но использовали это весьма умеренно2.

Остается выяснить, что стало с обычным правом в тех областях, где допускались возможность и необходимость его применения.

Нельзя утверждать, что обычное право неспособно к эволюции. Оно переживало трансформацию еще в доколониальный период, ког­да образовывались новые политические объединения (например, в Буганде, Басутоленде, у зулусов), а в еще большей мере — в резуль­тате влияния ислама и христианства. Так, семья матриархального типа сменилась патриархальной семьей. Эволюция должна была ус­кориться с появлением новых структур и идей, привнесенных коло­низаторами. Введение денежной экономики, появление рынка рабо­чей силы, распространение просвещения, идеи индивидуализма и демократии, возросшие возможности коммуникации, контакты с ев­ропейцами — все это создало самую благоприятную атмосферу для того, чтобы многие африканцы задались вопросом о том, действи­тельно ли обоснованны традиционные нормы. Конечно, большинст­во африканцев продолжали жить, как и раньше, но росло и число тех, кто ставил под сомнение институты и практику обычного права.

Для того чтобы спасти традиционную систему, мало было провоз­гласить в качестве принципа уважение к туземным обычаям. Это провозглашение не было бы иллюзорным, если бы обычное право поставили в условия, способствующие его выживанию. Для этого тре­бовались позитивные действия, нужно было реформировать и систе­матизировать обычное право, сделать его более ясным, дать ему воз­можность утвердиться рядом с европейским правом. Но обо всем этом мало заботились. Колонизаторские власти провозгласили, в принципе, уважение обычаев, но меры, которые они проводили в раз­витие этого принципа, привели к обратному результату.

512. Роль обычных судов. Одной из таких мер была реформа су­дов, призванных применять обычное право. Традиционные органы были заменены администраторами, которым ассистировали «заседате­ли», знающие обычное право. Так произошло во Французской Африке.

' См. Keba M'Baye. Droit et developpement en Afrique francophone de I'Ouest // Tunsc A. ed.. Ор. cit. P. 128. 2 Allott A. Ор. cit. P. 158.


25*

 

 


Можно было ожидать, что в Английской Западной Африке эволю­ция обычного права пойдет более естественным путем, так как здесь в соответствии с принципом косвенного правления были сохранены тра­диционные органы правосудия, действовавшие под контролем англий­ских властей. Однако отличие от Французской Западной Африки ока­залось не столь значительно — и не только потому, что в большинстве случаев английская администрация устанавливала эти туземные орга­ны, не зная действительной традиции. Самое главное состояло в том, что и в Английской, и во Французской Западной Африке обычное пра­во лишили его естественных свойств и исказили его применение. Про­изошло это потому, что к нему пытались подойти как к праву западного типа. Стремясь исключить произвол и гарантировать правовые отноше­ния, изменили условия деятельности и саму роль туземных судов. Из них хотели сделать гаранта признанных за индивидом субъективных прав, и тем самым они лишились своей традиционной роли примирителя кон­фликтов. Постепенно они становились институтом, сохранившим в себе очень мало от традиционного правового обычая'.

513. Роль судов современного права. Эти суды с их персоналом, состоящим из юристов европейской формации, могли лишь усугубить тенденцию видеть в обычных нормах, вопреки их реальной природе, нормы европейского типа. В тех исключительных случаях, когда суды должны были применять обычаи, или тогда, когда они проверя­ли правильность решений, вынесенных в соответствии с обычаем, эти суды действовали отнюдь не в духе обычного права. Впрочем, и по своей природе они не могли действовать иначе.

Особенно сильна была дезориентация судов европейского типа в Английской Западной Африке. Когда обычай признавал и применял туземный суд, наличие и содержание обычая были для английских су­дов не более чем вопросом факта, и в соответствии с «правилом об­ратного прецедента»2 они оставляли туземным судам в отношении обычая полную свободу действий. Когда же английские суды должны были сами применять туземный обычай, они пытались перенести на африканскую почву господствовавшую в Англии систему доказа­тельств наличия и содержания иностранного закона или же торгового обычая. Однако ни один из этих подходов не мог оценить действитель­ную природу обычного права, и его применение искажалось. Действие правила прецедента, которое являлось следствием признания досто­верности определенного обычая, не могло дать удовлетворительных ре­зультатов в африканской среде, где потребность в эволюции обычаев была более насущной, чем задача обеспечить предвидимость судебных решений и надежность правовых отношений3. Не могут подходить к условиям всех стран одни и те же концепции источников права.

См. Allott A. La place des coutumes juridiques africaines dans les syste-mes juridiques africaines modemes // Poirier J. (cd.) Op. cit. P. 257—266.

2 Выражение профессора Эллота (см. New Essays in African Law. 1970).

3 Ibid. P. 151,253.


514. Заключение. Наибольшее изменение, внесенное в колони­альный период в обычное право, имело своим результатом возросшее влияние новой концепции социального строя — строгого и форма­листского, отказавшегося от традиционного способа решения споров и по всему этому непонятного для африканцев'.

Эти результаты оцениваются сегодня достаточно строго. Желая реализовать господство права в европейском понимании, что было преждевременно, перекроили строй обществ, которые регулировали свое бытие другими методами и не были готовы воспринять новей­шие европейские идеи права.

Африканская цивилизация основывалась на определенных цен­ностях — духе общности, уважении к предкам, отсутствии антаго­нистических классов. Очень часто эти ценности разрушали, не забо­тясь о замене их новыми. Так, африканцев толкнули к ослаблению семейных и клановых связей, но оказались неспособными дать вмес­то них солидарность социального корпуса в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 279 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.