Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 6. Живопись Флоренции второй половины 15 века.




Общий характер развития живописи и скульптуры. Натуралистические тенденции в живописи Флоренции – от принципа подражания к принципу подобия. Иллюзионистические эффекты в произведениях Доменико Гирландайо (1449-1492) - фреска «Тайная вечеря» (1480, трапезная монастыря Оньисанти, Флоренция), создание иллюзии льющегося из окна реального света - фреска «Рождество Марии» (фресковый цикл в церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция, ок.1486-1490), «портретное» пространство - капелла Сасетти в церкви Санта Тринита во Флоренции (ок.1482-1485, церковь Санта-Тринита, Флоренция), «Портрет старика с внуком» (1480-е гг., Париж, Лувр). Анатомический натурализм Антонио Поллайоло (1431-1498): гравюра на меди «Битва» (ок.1470-1475, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мученичество св. Себастьяна» (ок.1475, Лондон, Национальная галерея), «Геркулес и Антей» (ок.1460-1470, Флоренция, Уффици). Готизирующая тенденция в живописи Флоренции - Филиппино Липпи (1457-1504), компромиссный характер творчества мастера, соединявшего новую изобразительную систему с элементами готического стиля (корректирующая роль готики): «Видение св. Бернарда» (ок.1480, Флоренция, Бадия), «Поклонение волхвов» (1496, Флоренция Уффици), росписи капеллы Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок.1502) и др.

Боттичелли (1445-1510) - флорентийский неоплатонизм и проблема создания нового стиля. Обновление стиля за счет обращения к готической традиции. Стиль Боттичелли как тонкий, органический сплав готики и новой изобразительной системы. Отход от флорентийского «relievo». Удлиненные пропорции фигур. Доминирующая роль линии, ее двуединая, одновременно пластическая и динамическая природа. Пространственные построения мастера - соотношение глубинного пространства и снятой глубины. Отход от трактовки пространства как места действия, его образно-смысловая функция. Многообразие композиционных решений, соединение ренессансного и традиционного композиционных принципов (закрыто-открытый тип композиции). Античная тема в творчестве Боттичелли, смысловая многозначность: «Весна» (ок.1482, Флоренция, Уффици), «Рождение Венеры» (ок.1485, Флоренция, Уффици), «Венера и Марс» (ок.1485, Лондон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (ок.1482, Флоренция, Уффици). Аллегорические композиции Боттичелли: «Клевета» (1490-е гг., Флоренция, Уффици), «Покинутая» (1485-1490, Рим, Собрание Паллавичини). Религиозная живопись: «Поклонение волхвов» (ок. 1475, Флоренция, Уффици), «Мадонна дель Магнификат» (ок.1485, Флоренция, Уффици), «Мадонна с гранатом» (1487, Флоренция, Уффици), «Алтарь св. Варнавы» (ок. 1488, Флоренция Уффици), «Благовещение» (ок.1489-1490, Флоренция, Уффици). Тречентистский характер поздних работ Боттичелли, сознательный возврат к наивности примитивов: «Рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея), «Сцены из жизни св. Зиновия» (после1500, находятся в разных музеях). Фрески Боттичелли в Сикстинской капелле в Риме (1481-1482).

Тема 7. - Искусство Средней Италии вне Флоренции.

Ведущая роль умбрийской школы. Ее значение в подготовке классического стиля. Главные центры – Перуджа, Урбино, Орвьето, Кортона. Пьеро делла Франческа (1410/1420-1482) - классические тенденции в искусстве Раннего Возрождения. Соотношение в искусстве Пьеро видимого, реального и абсолютного, вневременного. Отсутствие действия, имперсональность образов, тенденция к идеальной форме, ее геометризации. Роль в формировании стиля мастера местной традиции алтарного образа. Влияние нидерландской живописи. Трактаты Пьеро делла Франческа. Произведения мастера: алтарный образ: «Крещение Христа» (ок.1440-1445, Лондон, Национальная галерея), «Бичевание Христа» (ок.1458-1460, Урбино, Национальная галерея области Марки), фреска «Воскресение Христа» (ок.1459, Сансеполькро, Городской музей), фресковый цикл в церкви Сан-Франческо в Ареццо (ок.1452-1460), урбинский диптих «Парный портрет Федерико да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца» (1465, Флоренция Уффици), «Рождество» (ок.1470, Лондон, Национальная галерея) и др.

Пьетро Перуджино (1445/1452-1523), созерцательность его искусства. Отсутствие ярка выраженной эволюции. Алтарный образ в творчестве Перуджино – не столько сакрализация, сколько мифологизация пространства, пейзаж как образ исполненного гармонии мира. «Голицынский триптих» (ок.1480, Вашингтон, Национальная галерея искусств), «Видение св. Бернарда» (1491-1494, Мюнхен, Старая пинакотека) и др. Монументальные работы Перуджино - фрески в Сикстинской капелле в Ватикане (1481-1482), «Распятие» (ок.1496, Флоренция, монастырь Санта-Мария Маддалена деи Пацци) и др. Умбрийские «экспериментаторы»: Мелоццо да Форли (1438-1494) и его увлечение перспективой: росписи в церкви Санти-Апостоли в Риме (ок.1481-1483, сохранилось 16 фрагментов), «Основание Ватиканской библиотеки» (ок.1480-1481, Рим, Ватиканские музеи); Лука Синьорелли (ок.1445-1523) – пластика обнаженного тела как основная проблема его творчества: «Бичевание Христа» (ок.1475-1480, Милан, пинакотека Брера), «Мадонна Смирения» (ок.1490, Флоренция, Уффици), фресковый цикл «Страшный суд» (1499, Орвьето, собор, капелла Мадонны ди Сан-Брицио). Пинтуриккьо (1454-1513, эклектичность его стиля, мастер декоративной живописи: фрески в библиотеке Пикколомини (1502-1507, Сиена, собор), росписи в апартаментах Борджиа (1492-1496, Рим, Ватиканский дворец).

 

Тема 8. Искусство Северной Италии.

Искусство Северной Италии. Падуя и Феррара. Роль готической традиции. Перелом в развитии искусства в сер. XV века. Распространение гуманизма (падуанский университет). Увлечение античностью. Роль работавших в Северной Италии флорентийских художников в становлении нового искусства. Андреа Мантенья (1431-1506). Истоки стиля мастера. Мантенья и готическая традиция. Мантенья и античность. Скульптурное восприятие формы, статуарность – основа стиля мастера. Структурность, «построенность» мира Мантеньи. Архитектурно-живописный ансамбль Камера дельи Спози. Основные тенденции в творчестве позднего Мантеньи. Произведения мастера: росписи капеллы Оветари церкви Эримитани (1448-1454/1456, Падуи), алтарь Сан-Дзено (ок.1457-1460, Верона, церковь Сан-Дзено), «Моление о чаше» (ок. 1455, Лондон, Национальная галерея), «Св. Себастьян» (ок. 1459, Вена, Музей истории искусств), Камера дельи Спози (ок.1464-1475, Мантуя, Палаццо Дукале), «Мадонна в скалах» (ок. 1489, Флоренция Уффици), «Триумф Цезаря» (ок.1484-начало1500-х гг., Хемптон Корт, Королевский дворец), «Мертвый Христос» (ок.1485, Милан, Брера), «Мадонна с Младенцем Христом и херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Себастьян» (1490, Венеция, Палаццо Ка д Оро), «Парнас» (1497, Париж, Лувр) и др.

Искусство Феррары. Старейший двор Италии. Сплав разнородных тенденций: приверженность традиции и гуманистические идеи, утонченность придворной культуры и мистика. Расцвет феррарской школы во второй половине XV века. Сочетание в живописи Феррары готической традиции и новых художественных принципов. Влияние Мантеньи, Пьеро делла Франческа. Козимо Тура (ок.1429- 1495) как создатель феррарской школы живописи, восприятие ренессансных художественных принципов сквозь призму средневекового иррационализма. Спиритуалистический характер образов. Створки органа собора в Ферраре - «Благовещение» и «Битва св. Георгия» (ок.1469, Феррара, Музей собора), «Венера на троне» (1460- гг., Лондон, Национальная галерея), «Пьета» (ок.1472, Венеция, Музей Коррер). Франческо Косса (ок.1435/1436- 1478), сближение с придворными кругами и актуализация позднеготического идеала, усложненность пространственных построений, ирреальный характер пейзажей в религиозных композициях. Фрески палаццо Скифанойя (ок. 1470-1471, Феррара, Палаццо Скифанойя), «Благовещение» (начало 1470-х гг., Дрезден, Картинная галерея), «Полиптих Гриффони» (1473, Милан, Пинакотека Брера). Эрколе деи Роберти (ок. 1450-1496), тенденция к преодолению готической манеры. Пределла «Полиптиха Гриффони» (ок.1470, Рим, Пинакотека Ватикана), «Мадонна на троне» (1480, Милан, Пинакотека Брера), «Иоанн Креститель» (Берлин, Государственные Музеи, Картинная галерея).

Искусство Венеции XV века. Соединение в культуре Венеции разнородных тенденций. Позднее сложение культуры Возрождения. Венецианская архитектура XV века. Два этапа развития: венецианская готика и последняя четверть XV века – архитектура Раннего Возрождения. Преемственная связь ренессансной архитектуры с готической традицией. Обращение к ордерной системе и декоративно-пластическое использование ордера. Крупнейшие мастера – Пьетро Ломбардо (ок.1435-1515), Мауро Кодуччи (ок. 1440-1504). Светская архитектура: палаццо Дарио (1480, Пьтро Ломбардо), Палаццо Вендрамин-Калерджи (1481-1490, Мауро Кодуччи, завершил строительство Пьетро Ломбардо) - соединение флорентийских принципов композиции (поэтажный ордер) с традиционной композиционной схемой венецианского фасада, вытеснение стены окнами, напоминающими лоджии. Скуола Гранде ди Сан Марко (1485-1491, Пьетро Ломбардо и Мауро Кодуччи) - венецианский тип здания, сочетание ренессансных по характеру деталей с венецианскими мотивами: полукруглые завершения, облицовка, декоративное использование ордерных форм. Культовая архитектура: церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481-1489, Пьетро Ломбардо) - первое сооружение венецианского Возрождения. Церковь Сан-Дзаккария (1483-1500, Мауро Кодуччи) - пластическое решение фасада (черта стиля Кодуччи).

Венецианская живопись. Воздействие византийской и готической традиций. Становление ренессансной венецианской школы живописи. Цветовое видение мира. Антонелло да Мессина (1430-1479), значение его творчества для развития венецианской живописной школы: «Св. Себастьян» (1475-1476, Дрезден, Картинная галерея) «Св. Иероним в келье» (1474, Лондон, Национальная галерея), «Мужской портрет» (ок.1473, Рим, Галерея Боргезе) и др. Семейство Беллини. Якопо Беллини (ок.1400-1470), связь с византийской иконописной традицией и новые тенденции в его творчестве (увлечение перспективой) - «Мадонна с херувимами» (ок.1450, Венеция, Академия), Луврский и Лондонский альбомы рисунков. Джентиле Беллини (1429-1507) – влияние позднеготической традиции, родоначальник ведуты и венецианской жанрово-исторической картины: цикл картин для скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста (1496-1500, Венеция, Академия). ДжованниБеллини (1430-1516), один из основоположников Высокого Возрождения. Созерцательность искусства Беллини, бессобытийность, гармоническое единение человека и природы. Обращение к типу композиции с парапетом на первом плане и создание на ее основе картины нового типа с ее принципом «открытости» зрителю и обособленности от него. Картина с обращенной в пейзаж террасой, классический тип венецианской композиции, как производное композиционной схемы с парапетом. Реализация принципа «открытости и обособленности» в большом алтарном образе. Джованни Беллини и некоторые особенности венецианского колоризма. «Греческая Мадонна» (Милан, Галерея Брера), «Пьета» (Милан, Галерея Брера), «Мадонна на лугу» (ок.1505, Лондон, Национальная галерея), «Алтарь Сан-Джоббе» (ок.1480, Венеция, Академия), «Триптих из Фрари» (1488, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), «Алтарь Сан-Дзаккария» (1505, Венеция, церковь Сан-Дзаккария), «Озерная Мадонна» (1490-1500, Флоренция, Уффици). Витторе Карпаччо (ок.1456-1526), мастер многофигурной повествовательной картины. Сценический характер композиции: изображение события как совершающегося во времени, присутствие зрителя в картине и создание эффекта соприсутствия реального зрителя. Цикл картин для скуола ди Сан-Орсола «Житие св. Урсулы» (1490-е гг., Венеция, Академия), цикл картин «Житие св. Георгия, св. Иеронима и св. Трифона» (1502-1507, Венеция, скуола ди Сан-Джорджо).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.