и основных свобод, должны приниматься в строгом соответствии с процедурными требованиями, изложенными в международно-правовых актах, участником которых является государство. В частности, пунктом 25.2 указанного Документа, принятого 29 июня 1990 года, установлено: "Введение чрезвычайного положения должно быть объявлено официально, публично и в соответствии с положениями, закрепленными законом".
Даже несовершенство национального законодательства о чрезвычайном положении не дает исполнительной власти права действовать вопреки этому законодательству. Это означает, что рамки дискреционной власти государственного органа устанавливаются не по усмотрению самого органа, а в соответствии с законом. Обязанность Президента заботиться о безопасности государства, общества, личности может и должна осуществляться не вопреки предписаниям Конституции и законов, а в полном соответствии с ними и в установленных ими формах, что само по себе является важнейшей предпосылкой такой безопасности.
Вопреки мнению некоторых участников процесса законодательству России известен институт приостановления деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений. В частности, в пункте "в" статьи 23 Закона РФ "О чрезвычайном положении" предусматривается, что в случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте "а" статьи 4 этого закона (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов) дополнительно может вводиться такая мера, как приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.
Таким образом, Закон о чрезвычайном положении устанавливает, что:
а) приостановление деятельности политической партии возможно только в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства;
б) приостановление возможно только после "соответствующего предупреждения", причем, как представляется, здесь имеется в виду предварительное предупреждение, и, следовательно, эта мера может использоваться только в том случае, если предупреждение не возымело действия;
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 207 вопросы теории и практики конституционного регулирования_______________________
в) наконец, приостановление возможно только в том случае, если деятельность политической партии или иного общественного объединения препятствует нормализации обстановки, то есть представляет реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Нельзя игнорировать и того, что эту меру Закон о чрезвычайном положении квалифицирует как дополнительную к иным мерам, которые квалифицируются как основные.
Пункт "е" статьи 10 Закона о чрезвычайном положении устанавливает, что меры, предпринимаемые в порядке осуществления чрезвычайного положения, не могут носить бессрочного характера. В частности, закон требует, чтобы Указ о введении чрезвычайного положения устанавливал "точный срок, на который вводится чрезвычайное положение". Одновременно в статье 13 этого закона указаны предельные сроки чрезвычайного положения – 30 дней, если оно вводится на всей территории РФ, и 60 дней, если оно вводится на части территории РФ. По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Верховного Совета РФ.
Закон устанавливает, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих договоров СССР и РФ в области прав человека, и не должны влечь за собой какой-либо дискриминации, в том числе в зависимости от политических убеждений отдельных лиц или групп населения (часть 2 статьи 26).
В связи с этим уместно еще раз подчеркнуть, что действующее законодательство РФ или общие принципы права не предусматривают и не допускают права государственных органов и их должностных лиц в "чрезвычайных условиях" отступать от законов и действовать по собственному усмотрению (такое право было провозглашено в ноябре 1918 года VI Всероссийским съездом Советов, но впоследствии подобная практика была отвергнута). Предусмотренные Законом о чрезвычайном положении меры могут осуществляться только после официального и публичного объявления о введении чрезвычайного положения в соответствии с законом, как того требуют международные обязательства Российской Федерации.
По поводу последнего замечания, однако, следует оговориться, что международные стандарты в области прав человека не предусматривают общеобязательных правил приостановления или прекращения деятельности политических партий,
208 III- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: