международно-правовым актам. Тем более, что государства, входящие в СНГ, стали самостоятельными участниками СБСЕ, а многие из них вошли в ООН на правах членов.
Таким образом, имеет место коренное изменение ранее существовавших обстоятельств, которые не могут игнорироваться Судом. В условиях, когда бывшие союзные республики стали суверенными государствами, обладающими всеми атрибутами самостоятельных участников международного общения, существование единой для этих государств политической партии перестало отвечать требованиям Конституции РФ. Не соответствует оно и положениям Устава КПСС, согласно части 1 статьи 1 которого "членом КПСС может быть гражданин СССР...."
Наконец, существование общественного объединения или его органов, обладающих по существу надгосударственным (а не межгосударственным) характером, противоречит суверенитету и самой Российской Федерации, закрепленному в статье 1 Конституции РФ. Именно со статьей 1 Конституции РФ должна сопрягаться в данном случае статья 6 Конституции РФ, предусматривающая участие политических партий и иных общественных объединений в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами, а также статья 47 Конституции РФ, согласно которой право участвовать в управлении делами общества и государства в Российской Федерации предоставлено только гражданам Российской Федерации, но не иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Из сказанного следует вывод, что деятельность руководящих органов КПСС на день вынесения Постановления Конституционного Суда (30 ноября 1992 года) не может быть признана конституционной. Такой вывод может быть распространен только на высшие и центральные органы общественного объединения, если сфера их деятельности охватывает территорию и население суверенных государств, не обладающих государственным единством. Но это не означает, что исполнительная власть вправе по собственному усмотрению предпринимать в отношении такого общественного объединения ограничительные меры, они возможны в нашей стране по решению суда.
В связи с этим полагаю также необходимым привлечь внимание к опасности часто использовавшейся участниками процесса посылки: КПСС ко времени слушаний в Конституционном Суде уже не существовала, следовательно, обсужде-
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 197 вопросы теории и практики конституционного регулирования______________________
ние вопроса о конституционности организации, прекратившей свое существование, беспредметно.
При соответствующем истолковании, вполне возможном, когда отсутствуют прочные демократические традиции и должные гарантии гражданского общества, эта посылка может стать оправданием произвола государства. Чрезвычайно важно иметь в виду то, как общественное объединение прекратило свое существование, поскольку издревле в праве действует принцип potentia debet sequi justitiam, non antecedere – сила должна следовать за справедливостью, а не предшествовать ей. Коль скоро речь идет о способе прекращения общественного объединения, справедливость заключается либо в решении самого общественного объединения, либо в постановлении суда, основанном на законе. Суд не может подтверждать своим решением неправомерные акты, исходящие от кого бы то ни было, поскольку эти акты воплощают не справедливость закона, а силу, поставившую себя над законом. Не суд в данном случае следует за актами исполнительной власти, но исполнительная власть следует за решениями суда.
Наконец, сказанным не ставятся под сомнение возможности законодательного урегулирования сложившейся ситуации, включая вопросы правопреемства, имущества и пр. Весьма актуально нормативное урегулирование статуса общественных объединений в законе Российской Федерации.
Президент и правовое регулирование создания
и деятельности политических партий и иных
общественных объединений: пределы полномочий
Вывод о том, что деятельность руководящих органов КПСС на день вынесения Постановления Конституционного Суда (30 ноября 1992 года) не может быть признана конституционной, не влечет за собой автоматического признания неконституционности КП РСФСР в целом или ее руководящих органов.
С одной стороны, в статье 22 Устава КПСС, утвержденного XXVIII съездом КПСС, сказано, что "коммунистические партии союзных республик самостоятельны. Они разрабатывают на базе основополагающих программных и уставных принципов КПСС собственные программные и нормативные документы, решают политические, организационные, кадровые, издательские, финансово-хозяйственные и другие вопросы, проводят линию партии в сфере государственного строительства, социально-экономического и культурного развития республик. Компартии союзных республик осуществляют связи с другими, в том числе
198 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: