Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретическая медицина в России в XIX В.




Отрывки из трудов знаменитых русских физиологов и патологов А.М.Филомафитского, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других дают представление о высоком уровне развития теоретических дисциплин в России в XIX веке.

А. М. ФИЛОМАФИТСКИЙ (1807—1849)

Физиология

...Есть два способа исследования жизненных явлений — один умозрительный, другой опытный; в первом начинают исследование с общего и, анализируя его, мало-помалу доходят до частностей, во втором, наобо­рот, начиная с частностей, доходят до целого. Первому следуют так называемые натурфилософы, отвергающие всякий опыт и наблюдение, старающиеся подвести все явления под одно начало, их остроумием выдуманное. Увлекаясь более игрою воображения и остроумия, не­жели истиною, они часто, вопреки очевидному опыту и наблюдению, стараются изъяснять явления по своим началам. Правда, много привлекательной поэзии содержит в себе этот способ исследования, но он для начинающих более вреда, нежели пользы принести может тем: 1) что, приучая их к отвлеченному воззрению и вещи, унижает в глазах их достоинство опыта и наблюдения беспристрастного; 2) представляя доказательства на одном умозрении основанные, притупляет чувство здравой критики, требующей в естественных предметах доказательств положительных и с опытом согласных- 3) порождает системы и теории, находящиеся часто в противоречии с опытом и наблюдением. Я говорю о натурфилософии относительно физиологии и медицины.

Другой способ исследования жизненных явлений есть опытный; здесь естествоиспытатель, руководствуясь на­блюдением и опытом, старается все жизненные явления исследовать порознь; наблюдает оные в различное время, при различных обстоятельствах; этого мало: он подвергает их опыту, при котором выбирает нужные и различные условия, и через повторение оного, нако­нец, уверяется в том, что было существенное, постоян­ное и что случайное в исследоваемом им явлении.

...Словом, если мы хотим получить какое-либо поня­тие о жизни, а не довольствоваться одними мнениями предположениями, игрой воображения, то один только путь может нас привести к этой цели, путь опыта и на­блюдения. Сей путь избрал я в своем занятии физиоло­гией, ему следовал в своем преподавании; я не пел ко­лыбельных песен, как Гете называет гипотезы, дабы убаюкать своих слушателей и прикрыть недостатки пре­подаваемого предмета; я откровенно признавался, чего не знаем, с радостью и удовольствием сообщал то, что известно; от меня не слышали положений, которых бы нельзябыло доказать опытом или строгим логическим умствованием. Я старался по возможности сил моих повторить опыты, сделанные другими, и делать новые где нужны были. Больше всего я обращал внимание слушателей своих на приложение физиологических зна­ний к медицине, ибо только одна физиология может очистить медицину от грубой эмпирии и сделать ее ра­циональной.

В замену поэтических цветов слушатели мои приоб­ретали запас наблюдений и опытов над организмом, из коих каждый при постели больного будет для них дра­гоценнее всех отвлеченных умствований натурфилосо­фии. В продолжение 9 лет я был верным этому способу исследования жизненных явлений, и теперь еще более убежденный в превосходстве его, конечно не изменю и в будущее время.

...Так как случаи делать опыты и наблюдения над человеком весьма ограничены относительно многих предметов, то этот недостаток мы должны вознаграж­дать по необходимости опытами над животными. Мно­гие чувствительные физиологи называют эти опыты жес­токостью, которой они с отвращением избегают, и спра­шивают даже: имеем ли мы право делать кровавые опыты и полезны ли они для науки столько, чтобы иску­пить страданием живых существ пользу и благо челове­чества? Конечно, опыт, неопытною рукою и без цели производимый, должен жестокостью назваться, особенно если без нужды продолжают страдание животного, под­вергнув его кровавой операции; но опыты эти в руках искусного и благонамеренного наблюдателя необходимы для науки, спасительны для человечества. Цель, для которой физиолог производит кровавые опыты, — польза науки, а, следовательно, благо рода человеческого,— сия цель, говорю, не в состоянии ли облагородить толико жестокое средство в глазах посвятившего себя науке и поставившего себе высшею целью истину, кото­рая составляет предмет его науки? И если мы часто му­чим и убиваем животных для своего только удовольст­вия и удовлетворения чувственности, то не большее ли право имеет физиология на жизнь животных, имея целью одну истину и пользу человечества?...

...Ясно, что причина этой разницы в явлениях нахо­дится в мозгу, но какую роль он играет здесь? Все со­чувственные движения отличаются своею непроизволь­ностью и большею частию происходят вследствие раз­дражений, о которых мы не имеем ни малейшего созна­ния и ощущения; вспомним далее, что во время сна при­косновение какого-нибудь тела возбуждает движение,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2146 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.