Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалоги конфликтных личностей




Американский психотерапевт Дж. Бирс выделяет следующие критерии конфликтности (или дисфункциональности) внутренних диалогов: 1) превращение внутренней коммуникации во внутреннюю войну, приводящую к блокированию эффективности личности; 2) неполное осознание этих внутренних диалогов; 3) идентификация субъекта с неистинным представлением о себе.

 

Эмпирически найдено несколько форм диалогов конфликтных личностей:

1. Диалог между деспотичной, подавляющей «родительской» инстанцией и подчиняющейся слабой, неспособной выполнить родительские требования первой, виноватой «детской» инстанцией.

Наиболее ярко вырисовавшейся формой ВД этого типа оказался так называемый диалог «собака-сверху – собака-снизу» - диалог между руководящей и подчиненный инстанциями «Я», выявленный в рамках гештальт-терапии (Ф. Пёрлз).

«Собака-сверху» - авторитарная, критикующая, угрожающая, отрицающая, морализирующая, требующая невыполнимого. «Собака-снизу» - слабая, оправдывающаяся, неспособная выполнить все требования первой и чувствующая перед ней вину. По мнению Ф. Пёрлза люди с такими внутренними диалогами имеют низкую самооценку, считают себя неспособными достичь завышенных идеалов, страдают «манией совершенства». Этот же тип ВД может быть описан в терминах транзактной психологии как диалог между требовательным, жестоким, нелюбящим Родителем, и слабым, чрезмерно зависимым Ребенком.

Цель терапевтического воздействия – актуализация скрытых, не полностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация с тем, чтобы объективировать их для самого субъекта, который таким образом может реально наблюдать, сознавать и эмоционально переживать свою раздвоенность путем идентификации с обоими полюсами. Л. Гринберг на основе контент-анализа внутренних диалогов, полученных в ходе терапии, выделил три стадии развертывания внутреннего диалога, соответствующие трем стадиям личностной интеграции: 1) стадия первоначальной конфронтации диалогизирующих элементов «Я»; 2) стадия сближения, когда обе стороны «Я» выражают себя более полно, с большей экспрессией, когда подавляемая часть перестает восприниматься как недостойная, а подавляющая становится менее враждебной по отношению к своей «жертве»; 3) стадия интеграции, в которой обе части «Я» начинают понимать и принимать друг друга, конструктивно работая над разрешением проблемы.

В гештальт-терапии разработаны специальные процедуры, облегчающие актуализацию внутреннего диалога. Наиболее распространенная из них – так называемый «диалог между двумя стульями». Психотерапевт, определив в ходе предварительных бесед с клиентом «зону» его конфликта, предлагает ему устроить встречу между полюсами конфликта. Проигрывая во внешнеречевом плане диалог, клиент пересаживается с одного стула на другой, что помогает внешне объективировать двух внутренних собеседников.

2. Между эмоционально подавленным, ригидным, опасливым, конформным, маломощным «Я» и контрастным по личностным чертам, «вкушающим удовольствия», циничным «не-Я» (о диалоге между этими партнерами можно говорить условно, так как по крайней мере один из них не слышит голоса другого).

Современная тенденция в понимании феномена множественной личности состоит в прослеживании связи между внутренними диалогами здоровых людей, конфликтными ВД, так называемыми диссоциативными нарушениями, и множественной личностью как крайней разобщенности партнеров во внутреннем диалоге, когда выделяются противостоящие друг другу альтер-личности, отгороженные амнестическим барьером.

Наиболее распространенный тип множественной личности – «чередующаяся личность», когда в одном и том же человеке сосуществуют два автономных Я, поочередно захватывающих господство над ним. В большинстве случаев, описанных клиницистами, эти две личности обладают контрастными характеристиками по ряду черт. Первичная личность часто характеризуется эмоциональной подавленностью, строгим следованием правилам и нормам, повышенным чувством долга, неспособностью к экспрессии, необщительностью. Вторичная личность (чаще всего осознающая первичную и комментирующую ее поведение) импульсивна, эгоистична, открыто выражает свои чувства, общительна. Отношение вторичной личности к первичной – пренебрежительное или даже враждебно-издевательское.

 

3. Между нуждающимися в совете и поддержке, попавшим в затруднительное положение «Я» и помогающим, реалистичным, доброжелательным помощником – так называемым «воображаемым помощником» (или компаньоном).

4. Между сильной, развивающейся, духовно-страждущей, сущностной составляющей Я и чуждой, враждебной, отвергаемой, инаковой, воспринимаемой как внешняя сила (негативная часть личности, воспринимаемая как объект для исправления, улучшения, преодоления (изгоняемый бес) в целях самосовершенствования - в мистико-религиозной литературе).

Причины конфликтных диалогов авторы видят в детстве, в негативных условиях воспитания. Конфликтный ВД рассматривается как законсервированный примитивный родительско-детский внутренний диалог. Те же факторы, по мнению исследователей, детерминируют и формирование множественной личности: ребенок, преследуемый постоянными запретами и отвергаемый родителями, принимает их отношение к себе и начинает идентифицироваться с желательным образом «Я», отчуждая неприемлемые аспекты своей личности.

Конфликтные ВД типа «собаки-сверху – собаки-снизу» являются дезадаптивными. Внутренние диалоги множественной личности несут две функции в зависимости от характера альтер-личности. Первая – функция защитная, состоящая в том, чтобы путем отделения от себя «не-Я», с которым «Я» конфликтует, избежать конфронтации с неприемлемыми желаниями, мотивами, чертами. Вторая – функция своеобразного самоусиления путем общения с доброжелательным, но «не теряющим голову помощником», а также восполнение недостатка в общении и поддержке со стороны реальных значимых других.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2266 - | 2089 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.